Принципы федеративного устройства РФ

РФ является многонациональным государством, поэтому наиболее естественной формой государственного устройства является федеративная.

Территория России делится на отдельные, самостоятельные (в пределах своей компетенции), равноправные субъекты РФ. Их согласно Конституции РФ – 89.

Принципы федеративного устройства РФ:

1) государственная целостность РФ; 2) единство системы органов государственной власти; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ.

Государственная целостность РФ предполагает такое государственное устройство, при котором: 1) обеспечивается целостность и неприкосновенность территории РФ; 2) действует единое гражданство РФ; 3) устанавливается единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – рубля; 4) гарантируется верховенство Конституции РФ и федеральных законов по отношению к нормативным актам субъектов РФ; 5) действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; 6) государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе РФ, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; 7) вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъектов РФ из ее состава.

Принцип единства системы органов государственной власти тесно связан с принципом государственной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории.

Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Единая система органов государственной власти означает, что: 1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган; 2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

Россия – многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народов является одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.

45. Форма государственного устройстваФорма государственного устройства - это территориальная организация государства, характеризуемая соотношением государства в целом и его отдельных составных частей.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
- это единое цельное государственное образование, состоящее административно- территориальных
единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не
обладают.
У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов.
На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства,
одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех
административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные
и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного
самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым
законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената.
Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть
осуществляется президентом.
Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они
не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов
государственности. Однако, местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По
степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство
подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным если во
главе местных органов власти стает назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы. (например
Финляндия) . В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти
избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония) , где глав администраций частично
назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут организовываться национальные и
законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по
численности национальностей. Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который
официально представляет страну на международной арене.
Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и соответственно
финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения.
Государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в
унитарном государстве зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности.
На этом закончим рассмотрение унитарного государства и перейдем к федерации.
ФЕДЕРАЦИЯ
- это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно
союзное государство.
Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых,
разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого
населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, не смотря на
это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.
1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам
государственной власти.
2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.
3. Территория федерации состоит их: а) Субъектов, которые по-разному называются.
б) Соответственно субъекты из административно- территориальных единиц.
4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-
правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти,
которые действуют только на территории субъекта данной федерации.
5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его
территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому
получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.
6. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами
представительной власти ; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган
федерации, а точнее одну его часть (палату) . Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.
7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы, Они
выступают на международной арене от имени федерации.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.



Наши рекомендации