Вопрос № 107 Понятие, задачи и назначение местного самоуправления.
Местное самоуправление согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя. Принцип местного самоуправления, - гласит статья 2 Хартии, - должен быть признан в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции страны.
Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление в статьях 3, 12, 130-133 и др. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. в статье 2 констатирует: Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации . Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.
Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации , закрепляя местное самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления.
В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в качестве вышестоящей инстанции, целиком и полностью руководящей деятельностью местных органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.
Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением. Конституция Российской Федерации не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
В соответствии со статьей 16 Конституции Российской Федерации положения статей 3 и 12 главы 1 Конституции Российской Федерации, гарантирующие местное самоуправление, не могут изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие нормы Конституции не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
местный референдум
муниципальные выборы
голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
сход граждан
другие формы
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:
правотворческая инициатива граждан
территориальное общественное самоуправление
публичные слушания
собрание граждан
конференция граждан (собрание делегатов)
опрос граждан
обращения граждан в органы местного самоуправления
другие формы