Создание среды для равной добросовестной конкуренции.
Реализация эффективной антимонопольной политики требует разработки нормативной правовой базы, необходимой для регулирования конкурентных отношений на основе принципа равенства хозяйствующих субъектов, соблюдения баланса законных интересов потребителей и производителей с учетом современного уровня развития национальной экономики и норм международного конкурентного права.
В 2005 году необходимо перейти от разрешительного порядка к предварительному уведомлению при проведении антимонопольного контроля, повысить эффективность контроля за соблюдением антимонопольных требований, в том числе при проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
В этой связи следует обеспечить:
упрощение процедур антимонопольного контроля с одновременным ужесточением санкций за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации;
предупреждение и пресечение монополистической деятельности на рынках товаров и услуг, а также недобросовестной конкуренции в целях получения монопольного положения на рынках;
совершенствование правовых основ государственного контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках;
содействие российским экспортерам в создании конкурентных условий на мировом рынке.
Требуется установить надежные законодательные барьеры и принять действенные меры с целью не допустить использование государства как инструмента недобросовестной конкуренции, а также определить жесткие правила и процедуры деятельности органов исполнительной власти, продолжить совершенствование системы правосудия, провести назревшие преобразования в правоохранительной системе.
Техническое регулирование.
Техническое регулирование должно стать составной частью мер по повышению конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках.
В области технического регулирования будут приняты меры, направленные на реализацию Федерального закона "О техническом регулировании", совершенствование процедур, связанных с разработкой и принятием нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные (технические регламенты) или добровольные (стандарты) требования к продукции и процессам, а также контролем за их соблюдением.
В качестве первоочередных мероприятий по реализации задачи внедрения системы технического регулирования в 2004 - 2005 годах необходимо осуществить:
принятие программы разработки технических регламентов;
разработку методологии и унифицированных требований к составу и содержанию технических регламентов;
подготовку проектов технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к отдельным видам деятельности (процессам), лицензирование которых предлагается отменить.
Налоговая система.
Исходя из того, что налоговая система должна стать важнейшим инструментом обеспечения экономического роста, развития предпринимательства, привлечения инвестиций, Правительство Российской Федерации направит свои усилия на дальнейшее снижение налогового бремени, упрощение и повышение справедливости налоговой системы, а также улучшение налогового администрирования.
В 2004 - 2005 годах необходимо завершить реформирование системы поимущественных налогов.
Одновременно со снижением эффективной ставки единого социального налога (ЕСН) в целях создания более благоприятных условий для применения регрессивной шкалы ставок ЕСН предполагается отменить условия, ограничивающие ее использование. Это облегчит исчисление налога и улучшит налоговое администрирование ЕСН.
Следует решить проблему налогообложения добычи и экспорта сырьевых ресурсов в целях экономически обоснованного изъятия в бюджет доходов сырьевых компаний.
По налогу на добавленную стоимость (НДС) усилия Правительства Российской Федерации будут направлены на совершенствование в 2005 году действующей системы применения НДС и улучшение налогового администрирования НДС, включая:
снижение с 2006 года единой ставки НДС;
уточнение механизма применения нулевой ставки;
упорядочение работы налоговых органов с документами, представляемыми налогоплательщиками для подтверждения нулевой ставки НДС, в том числе с налоговыми декларациями;
ускорение подготовки к переходу на электронные счета-фактуры;
сокращение срока вычета НДС при осуществлении капитальных операций.
Требуется принять решение по переходу на общеустановленный порядок вычета НДС как по материальным ресурсам, приобретаемым для работ капитального характера, так и по суммам НДС, уплачиваемым строительными организациями, производящими все виды подрядных работ.
Правительству Российской Федерации предстоит решить вопрос о необходимости совершенствования порядка взимания НДС в части исключения налогообложения авансовых платежей.
Важным направлением налоговой реформы является использование налоговых инструментов в рамках интеграции экономического пространства государств - участников СНГ. Планируется переход к взиманию НДС в отношении нефти и газа, поставляемых в эти государства, по принципу "страны назначения". Будет активизирована практическая работа по унификации налоговых систем Российской Федерации и Республики Белоруссия в рамках Союзного государства.