Вопрос № 85 Конституционные основания и порядок роспуска Государственной Думы.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ на основании статей 84, 109, 111, 117 в трёх случаях:
- После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ и распускает Государственную Думу.
- Если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.
- Если Председатель Правительства РФ ставит вопрос о доверии Правительству РФ, а Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ либо о роспуске Государственной Думы.
В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена в течение года после её избрания в случаях повторного выражения недоверия или отказа в доверии Правительству РФ. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, а также с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
Вопрос № 86 Счётная палата РФ.
Статус Счетной палаты
Статус Счетной палаты Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», согласно которому Счетная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной Думы. В рамках своих задач Счётная палата, обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.
Структура и порядок формирования Счетной палаты
Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счетной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.
Полномочия Счетной палаты
Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.
Состав Счетной палаты
Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов — Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
Председатель Счетной палаты РФ
Степашин Сергей Вадимович
Заместитель Председателя Счетной палаты РФ
Семиколенных Александр Николаевич
Аудиторы Счетной палаты РФ
Агапцов Сергей Анатольевич
Бесхмельницын Михаил Иванович
Горегляд Валерий Павлович
Жданьков Александр Иванович
Катренко Владимир Семёнович
Косоуров Виктор Семенович
Мовчан Сергей Николаевич
Назаров Александр Викторович
Одинцов Михаил Викторович
Пискунов Александр Александрович
Рябухин Сергей Николаевич
Табачков Николай Ильич
Вопрос № 87 Место Правительства России в системе органов государственной власти (взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Судами РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления).
Положение и место Правительства РФ в системе органов государст венной власти вытекают из принципа разделения властей, сфор мулированного в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президен том РФ, Федеральным Собранием и судами. В ст. ПО Конститу ции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть Рос сийской Федерации осуществляет Правительство РФ. Соотношение Правительства с Федеральным Собранием и су дами не порождает каких-либо неясностей. Согласно Конститу ции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает невмешательство в дея тельность каждой власти со стороны двух других. Поскольку в Российской Федерации принята полупрезидентская форма прав ления и Правительство РФ несет ответственность в основном пе ред Президентом РФ, члены Правительства РФ, его Председа тель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы (естественно, и членами Совета Федерации). Назначение депутата министром или другим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правительство РФ взаимодействует с палатами Феде рального Собрания, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соот ветствующие меры. Однако при нынешней форме правления не может быть и речи о какой-либо отчетности Правительства РФ перед Федеральным Собранием, обязанности при всех условиях уйти в отставку в случае вотума недоверия и т. д. Председатель Правительства РФ неоднократно игнорировал ≪вызовы≫ в Госу дарственную Думу. В то же время Федеральный конституцион ный закон о Правительстве РФ обязывает членов Правительства по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отве чать на вопросы. По-иному и в некотором смысле сложнее выглядят взаимоот ношения Правительства РФ с Президентом РФ, который фор мально как бы не входит ни в одну из трех властей, а по сущест ву, имея ряд конституционных полномочий в сфере исполни тельной власти, в эту власть входит. Более того, Президент РФ назначает (с согласия Государственной Думы) и единолично сме щает Председателя Правительства, назначает и смещает всех чле нов Правительства РФ и руководителей других федеральных ор ганов исполнительной власти, напрямую руководит рядом мини стерств (обороны, иностранных дел и др.). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений Правительст ва РФ. Совершенно очевидно, что Правительство РФ несет от ветственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и ему подконтрольно. Не признавать этого — значит идти вопреки правовой логике и делать Правительство РФ полностью безответ ственным, поскольку Конституцией РФ не предусмотрена его от ветственность перед Федеральным Собранием. Анализ полномочий Президента РФ и Правительства РФ дает все основания считать главой исполнительной власти Россий ской Федерации именно Президента РФ, а не Председателя Пра вительства или Правительство РФ в целом. Поэтому, когда ут верждают, что Правительство РФ является высшим органом ис полнительной власти, то необходимо принимать во внимание известную условность такого утверждения. Оно может рассмат риваться как высший орган исполнительной власти в том смыс ле, что является единственным коллегиальным органом, имею щим конституционную компетенцию в сфере исполнительной власти и право руководить всеми органами исполнительной вла сти. В Федеральном конституционном законе ≪О Правительстве Российской Федерации≫ (в редакции от 30 января 2007 г.) поэто му говорится, что Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 1). Но следует учитывать, что Правительство РФ функционирует, имея над собой Президента РФ, указания которого для Правительства обязательны, и надо отметить, что в указах Президента весьма часто встречаются положения, означающие прямое руководящее участие в организации и деятельности Правительства РФ. Такое соотношение между властью Президента РФ и Прави тельства РФ вовсе не означает, что Правительство РФ обезличе но и является только тенью Президента РФ. В пределах своей компетенции, установленной Конституцией РФ и законами, оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти и обеспечивает их согласован ную деятельность. Оно издает свои правовые акты, не испраши вая разрешения или согласия Президента РФ, самостоятельно строит свои отношения с Федеральным Собранием и судебной властью, с органами государственной власти субъектов РФ. Конституция РФ не устанавливает критерии, по которым те или иные органы государственной власти относятся к власти ис полнительной. Но к пониманию этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов государственной вла сти законодательные и судебные органы, а также рассмотренные выше (см. § 3 гл. 20 учебника) органы с особым статусом. Остав шиеся органы и составляют систему органов исполнительной власти. К этому следует добавить определенные органы исполни тельной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федера ции и полномочий Российской Федерации по предметам совме стного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федераль ные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Следовательно, в отличие от за конодательной власти исполнительная власть в Российской Фе дерации в значительной мере носит единый характер, что, естест венно, предопределяет объем полномочий Правительства РФ. Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Как орган государ ственной власти, оно руководствуется Конституцией РФ, закона ми, нормативными указами Президента РФ, такими основопола гающими принципами конституционного строя, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина, федерализм, разделение властей, единство экономического пространства, народовластие и др. Правительство РФ в пределах своей компетенции организу ет исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных дого воров, осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, принимает необходимые меры по устранению нару шений действующего законодательства. Оно также обеспечивает исполнение судебных решений. В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава из восьми статей (ст. 110—117), но ряд полномочий Прави тельства и норм, регламентирующих его правовое положение, за креплены в других главах (о Президенте РФ, о Федеральном Соб рании). Многие полномочия этого органа раскрываются в феде ральных законах (≪Об обороне≫, ≪О безопасности≫ и др.), а также в указах Президента РФ. Основные вопросы правового положения Правительства РФ, порядок его формирования и деятельности за креплены Федеральным конституционным законом ≪О Правитель стве Российской Федерации≫. Законом определяются принципы, состав и порядок формирования Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президен том РФ, Федеральным Собранием и органами государственной власти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства. Правовым актом, регулирующим деятельность Правительст ва РФ, выступает также Регламент Правительства РФ, утвер жденный постановлением Правительства РФ (в редакции от 7 июля 2006 г.). Этим актом определяется планирование и орга низация работы Правительства, порядок внесения в Правитель ство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.