Президент и судебная власть.

Всоответствии с принципами раз деления властей и независимости судов Президент не вправе вме шиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Со ветом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших су дебных органов Российской Федерации. Президент также назна чает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президен та выдвинуть ту или иную кандидатуру. С этими полномочиями тесно связано и право Президента вли ять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об ос вобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанно сти Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклоне ния Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президен том на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Кон ституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в поста новлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального проку рора от должности на время расследования дела.

Военные полномочия.

Ввоенной области полномочия Прези дента достаточно широки. Он является Верховным Главнокоман дующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную док трину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов (ус тановок), определяющих военно-политические, военно-стратеги ческие и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. утверждена Военная доктрина Российской Федерации. Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Пре зиденту отдавать любые приказы Министерству обороны, ми нистр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя ко мандование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формирований, подчиненных различным министерствам и ве домствам, входят: пограничные войска, внутренние войска, же лезнодорожные войска, войска правительственной связи, войска гражданской обороны. Военная служба предусмотрена также в таком самостоятельном ведомстве, подчиненном Президенту РФ, как Федеральная служба охраны. Организация воинских формирований в Российской Федера ции строится на четком принципе, согласно которому эти фор мирования могут быть только общефедеральными и подчинен , ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования. В случае агрессии против России или ее непосредственной уг розы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе. Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного поло жения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации. Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом ≪О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддер жанию или восстановлению международного мира и безопасно сти≫ установлено, что решение о направлении за пределы терри тории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворче ской деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, поря док замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воин ских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом при нимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзы ве указанных формирований принимается Президентом РФ са мостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Феде рации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспече нию военного и гражданского персонала для участия в миротвор ческой деятельности, он определяет порядок формирования, со став и численность воинского контингента. В Федеральном законе ≪Об обороне≫ (в редакции от 6 июля 2006 г.) закреплен ряд других военных полномочий Президен та РФ: определение основных направлений военной полити ки РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного вре мени и прекращение их действия, принятие в соответствии с за конами решения о привлечении Вооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение концепции и планов строитель ства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ воору жения и развития оборонного промышленного комплекса, утвер ждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, изда ние указов о призыве на военную службу и т. д. Федеральным за коном ≪О мобилизационной подготовке и мобилизации в Рос сийской Федерации≫ (в редакции от 25 октября 2006 г.) на Пре зидента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собра ния. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военно го положения и т. д. Разделение полномочий в области обороны между Президентом РФ и Федеральным Собранием, как и выде ление собственных полномочий Правительства РФ в этой облас ти, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему ее чрезмерную концен трацию в его руках в столь важной области.





Наши рекомендации