Определение результатов голосования. Вступление Президента в должность.

Подсчет голосов избирателей проводится непосредст венно членами участковой избирательной комиссии, о чем со ставляется протокол. На основании этих протоколов территори альная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а она, в свою очередь, произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 10 дней со дня выборов определяет результаты выборов. Избранным считается кандидат, который получил более поло вины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Центр избирком признает выборы несостоявшимися, если в них приня ло участие менее половины избирателей; если голосование про водилось по одной кандидатуре и за кандидата проголосовало менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании; если из двух кандидатов ни один не получил более половины голосов или если все кандидаты выбыли до проведения повторного го лосования. При определенных условиях выборы могут быть объявлены недействительными. В случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не был из бран, через 21 день назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур, характерный для стран с многопар тийной системой). По итогам повторного голосования избран ным считается кандидат, получивший большее — по сравнению с другим кандидатом — число голосов. Если же повторное голосо вание не приводит к результату, то Совет Федерации назначает повторные выборы. Закон предусматривает широкую огласку ре зультатов выборов на всех уровнях. Официальное опубликование результатов выборов осуществляется в течение трех дней со дня подписания Центральной избирательной комиссией протокола о результатах выборов. В ходе кампании по выборам Президента РФ в 1996 г. в первом туре ни один из кандидатов (их было 10) не получил большинства голосов, хотя явка избирателей к урнам была достаточно высокой (до 70% от зарегистрированных избирателей). Избирательная кам пания в основном проходила в соответствии с законодательством, хотя Центральная избирательная комиссия обращала внимание на некоторые нарушения правил предвыборной агитации. 3 июля 1996 г. был проведен второй тур выборов, в результате которого Президентом РФ вновь был избран Б. Н. Ельцин. Он получил 53,7% голосов принявших участие в выборах избирателей, в то время как его соперник — 40,4%. В выборах 2000 и 2004 гг. участ вовали несколько зарегистрированных кандидатов. Президен том РФ в обоих случаях уже в первом туре был избран В. В. Путин, получивший свыше 50% голосов. Избранный Президент вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении в должность Президент приносит на роду присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. Пре дусмотрено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государст венной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.

Вопрос № 67 Полномочия Президента России и его место в системе органов государства.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различ ных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полно мочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исклю чительно ему, в других — соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Со вокупность президентских полномочий сбалансирована с полно мочиями других органов государственной власти, образуя систе му сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопуще ния односторонних авторитарных решений. По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Прези дента могут быть разбиты на следующие основные группы.

Президент и Федеральное Собрание.

Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы госу дарства и парламента, в главном не конкурируют с полномочия ми представительного органа. Конституция проводит четкое раз личие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотноше ний с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Прези денту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на ос нове Конституции РФ и федерального закона без участия Госу дарственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. По сле выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Ду мы раньше этого срока. Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. вне сения законопроектов в Государственную Думу, он обладает пра вом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя пала тами Федерального Собрания при раздельном обсуждении боль шинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законо проект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отли чается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения за кона нарушение конституционных условий и процедур его при нятия или одобрения. Конституционный Суд РФ в постановле нии от 22 апреля 1996 г. подтвердил такое право Президента, ис ходя из его роли как гаранта Конституции РФ. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегод ными посланиями о положении в стране, об основных направле ниях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями (которые, кстати, в присутствии Президента не обсуждаются) не означает обязан ности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с вы сказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с па латами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписа ние) регулируется Положением, утвержденным указом Прези дента РФ (в редакции от 7 нояюря 2005 г.). Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие органы прини мать решение о проведении общероссийских референдумов не вправе. Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не преду смотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конститу ции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы, с тем чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре ме сяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президен том: 1) в течение года после ее избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на всей территории Российской Федера ции военного или чрезвычайного положения; 4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежела тельное. Этим объясняется, например, тот факт, что возникший в июне 1995 г. кризис, связанный с вынесением недоверия Пра вительству, завершился взаимными уступками Президента и Ду мы, вследствие чего Дума не стала подтверждать вынесенное не задолго до этого недоверие Правительству, а Председатель Пра вительства отозвал постановку перед Думой вопроса о доверии, что грозило Думе возможностью роспуска. Конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента рос пуска Государственная Дума не полностью прекращает свою ра боту и депутаты теряют свой статус, а лишь не может принимать законы и осуществлять на заседаниях палаты иные полномочия. Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 ноября 1999 г. установил, что ≪роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момен та назначения даты новых выборов, осуществления Государст венной Думой предусмотренных Конституцией Российской Фе дерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем при нятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, дру гими органами государственной власти≫. Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами Фе дерального Собрания обеспечивается с помощью его полномоч ных представителей в каждой палате. Они представляют на засе даниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием от клонения Президентом принятых палатами законов. При рас смотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Пра вительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным пред ставителем назначается министр иностранных дел или один из его заместителей.

Президент и Правительство.

Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назна чает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председа теля Правительства назначить самостоятельно. Пока еще неустой чивая многопартийная система, сложившаяся в стране, и соответ ствующее ей представительство в Думе исключают возможность создания однопартийного правительства большинства. В резуль тате складывается парадоксальная ситуация, когда в состав Пра вительства могут входить представители партийных фракций Ду мы, находящихся в оппозиции. Однако Президент, хотя и не чужд стремления получить поддержку своих действий в Думе, не связан какими-либо обязательствами перед партиями и вправе действо вать самостоятельно. Так, он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Предсе дателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не остав ляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан предста вить Президенту предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности. Взаимодействие Президента и Правительства регламентирует ся Указом от 26 ноября 2001 г., в котором названы постановле ния и распоряжения Правительства, требующие обязательного предварительного согласования с Администрацией Президен та РФ. К отмеченным полномочиям Президента примыкает его пра во решающего влияния на назначение Председателя Центрально го банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолич но определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит во прос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем сно ва предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Пре зидента.

Отношения с субъектами РФ.

Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституци онных полномочий важное значение имеют назначение и осво бождение полномочных представителей Президента, которые с изданием Указа от 13 мая 2000 г. образуют институт полномоч ных представителей в федеральных округах (см. гл. 19 учебника). Согласно ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент вместе с Правительством обеспечивает ≪в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федера ции≫. Такая формулировка не составляет сомнений в том, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как орга низованное неповиновение властям, мятежи, односторонне про возглашенный выход из состава Федерации или создание неза конных вооруженных формирований, как это было в Чеченской Республике, но и любое уклонение от исполнения правовых ак тов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных дейст вий по восстановлению полномочий федеральной государствен ной власти. Важное значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ1 и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президент представляет законодательному собранию субъекта РФ кандидатуру на долж ность высшего должностного лица, он вправе отрешать от долж ности это лицо, в определенных случаях распускать законода тельное собрание субъекта РФ (см. гл. 26 учебника). Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальных образований и роспуска органа местного самоуправления (см. гл. 27 учебника).

Наши рекомендации