Декларация о суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года.
Первый Съезд народных депутатов РСФСР,
- сознавая историческую ответственность за судьбу России,
- свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,
- выражая волю народов РСФСР,
торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.
1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.
2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.
3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.
4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.
5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:
Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР см. Закон РСФСР от 31 октября 1990 г.
полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;
верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;
исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;
полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;
право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.
6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.
7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.
8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.
9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.
10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.
Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.
Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покравительством РСФСР.
11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.
12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.
13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.
14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.
15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.
Территория РФ.
Как и всякий субъект РФ, республика имеет свою территорию. Территория республики - это пространственный предел ее власти, но власти, которая связана с ее полномочиями в области совместных предметов ведения и в области исключительной компетенции республики. В этой сфере республика вправе использовать свою государственную власть, если такое использование соответствует федеральной Конституции. Вместе с тем государственная власть Федерации действует на территории республики по предметам исключительного ведения Федерации и в сфере совместной компетенции.
Территория республики, как и территории других субъектов РФ, не может быть изменена без ее согласия, а границы между республиками (как и другими субъектами) изменяются только с их взаимного согласия. В конституциях республик иногда устанавливаются формы волеизъявления народа республики на изменение ее территории, например, путем проведения референдума (Бурятия). Вместе с тем, изменение территории и границ входит в состав совместных предметов ведения. Таким образом, участие Федерации необходимо и при референдуме.
Не будучи суверенными государствами, республики не могут заключать международные соглашения политического характера с иностранными государствами и между собой (последнее иногда делается), не вправе провозглашать своей исключительной собственностью землю, ее недра, природные богатства (это тоже имеет место). Они не должны вмешиваться в регулирование вопросов, отнесенных конституцией к предметам исключительного ведения Федерации (это бывает; например, некоторые республики объявили свою территорию безъядерной зоной). В некоторых конституциях республик есть также положения о приоритете своих законов над федеральными. Это противоречит конституционному принципу верховенства федерального права, что, кстати сказать, принято во всех федеративных государствах мира.
Республика, будучи государством, имеет свою территорию, но не имеет своих государственных границ. Если республика граничит с сопредельными иностранными государствами, то граница является границей республики, а частью Государственной границы РФ. Ее режим определяется исключительно законами Федерации и международными договорами РФ с иностранными государствами. Внутренние границы республики (внутри Федерации), которые принято называть "административными", поскольку их изменение затрагивает интересу других субъектов Федерации, также не являются вопросом, который решает только республика. Такие изменения подлежат утверждению федеральным органом - Советом Федерации и, следовательно, возможны случаи, когда в утверждении будет отказано. Таким образом, в определении территории республики, ее административных границ участвует и Федерация (на стадии утверждения).