Вопрос № 5 Виды законов в РФ.
Виды законов в Российской Федерации - система действующих в национальной правовой системе законов, отличающихся предметом регулирования, формой, юридической силой и др. По юридической силе, особенностям принятия различают следующие В.з.: 1) Конституция РФ; 2) законы РФ о поправках к федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы, не имеющие значения конституционных; 5) законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ. Федеральная Конституция закрепляет основополагающие принципы правового регулирования в РФ, является правовой основой текущего законодательства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется без каких-либо изъятий (оговорок) на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Федеральными законами регулируются наиболее важные стороны общественной жизни, основные права, свободы и обязанности граждан, правовое положение партий и иных общественных объединений, федеральные налоги и сборы, принципы организации, формирования и деятельности органов государственной власти, уголовная и административная ответственность и др. Основания и порядок принятия законов о поправках к Конституции РФ определены гл. 9 Конституции РФ. По сфере действия все законы в РФ подразделяются на законы РФ и законы субъектов РФ. (В.Ч.)
В настоящее время в иерархии форм конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ).
Федеральное Собрание – единственный орган государственной власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов, т.е. только Федеральное Собрание вправе принимать законы РФ.
В правовой системе Российской Федерации выделяются следующие виды законов: закон о поправках в Конституцию РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ.
В юридической литературе законы делят на конституционные и обычные. Так, Ж.И. Овсепян выделяет законы на: федеральные конституционные законы: а) Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции; б) Иные федеральные конституционные законы (не связанные с поправками Конституции), а также обычные (федеральные) законы[5]. Обосновывая такую классификацию ученая подчеркивает, что «несовпадения с ФКЗ о поправках к Конституции обнаруживаются в следующем. … по их юридической силе он не равны Конституции и законам о поправках Конституции, стоят на порядок ниже последних в иерархии законодательства».
На наш взгляд, предложенная классификация не точна в сфере названия видов законов. Законы о внесении поправок в конституцию – не являются разновидностью федеральных конституционных законов, в том понимании, какое дает законодатель термину «федеральный конституционный закон». На наш взгляд терминологически правильная классификация законов на: федеральные законы, федеральные конституционные законы и конституционные законы о поправках в Конституцию РФ. Категория «Федеральный конституционный закон» - не является собирательной категорией. Каждый из данных актов – является самостоятельной разновидностью законодательного акта (закона). Сказанное подтверждает и следующее конституционное положение. Статья 137 Конституции РФ устанавливает, что изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ разделяет ФКЗ и поправки как конституции.
В действующем законодательстве и юридической литературе законы различаются по предмету регулирования, юридической силе, способу принятия. Выделяются кодифицированные и не кодифицированные законодательные акты; общие и специальные законы.
При этом не все федеральные законы одинаковы по своей юридической силе. Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г., 29 июня, 21 июля 2005 г.) прямо закрепляет, что «федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону» (п.6 ст.1 Закона). Приоритет федеральных законов распространяется не только на законы и иные нормативные акты субъектов РФ, но и конституции и уставы – основные законы субъектов РФ – такой вывод следует из формулировки п. 2 ст. 4 Конституции РФ.
В настоящее время возрастает роль кодифицированных законодательных актов. Как отмечают эксперты, кодексы не отличаются от иных федеральных законов по порядку принятия, не выделяются в Конституции РФ. Однако практика идет по пути наделения кодексов более высокой юридической силой, нежели обычные федеральные законы. Как справедливо отмечается в юридическое литературе, кодексы по отношению к другим, обыкновенным законам занимают куда более высокую ступеньку в иерархии источников права. Кодексы по своему положению среди форм права находятся между федеральными конституционными и федеральными законами[6]. Конечно, говоря о фактическом приоритет норм кодексов над нормами иных федеральных законов, необходимо учитывать, что такой приоритет не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования.
Сферы общественных отношений, регулируемых обычным (неконституционным) федеральным законом в РФ предметно определены в Конституции РФ в связи с осуществлением разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ (республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами федерального значения – Москвой и Санкт-Петербургом). Согласно п.п. 1,2 ст. 76 Конституции РФ, федеральные законы принимаются по предметам ведения РФ (их перечень изложен в ст. 71 Конституции) и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (их перечень представлен в ст. 72 Конституции РФ).