Согласно Конституции РФ субъектами РФ явл.
республики,
края,
области,
города федерального значения,
автономная область
автономные округа.
Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:
1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФзакрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, гос-ное устройство, избирательную систему, систему органов гос. власти субъектаРФ, порядок изменения конституций (уставов);
2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границРФ Границы между субъектами могут быть изменены с их взаимного согласия. Гос. власть субъекта распространяется только на его территорию;
3) субъект РФ имеет свою систему органов гос.власти. Система органов гос власти субъектаРФ, согласно ст. 77 РФ, уст. самим субъектом самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов гос.власти, установленными фз. Такой фз еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее вр. должны руководствоваться основами конституционного строяРФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов гос. власти, как разделение властей, отделение мсо от гос. власти, светский характер органов гос. власти;
4) каждый субъект праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта. Конституционно-правовой статус субъекта, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта в соответствии с фкз(такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса.
По данному критерию выделяются три группы субъектов:
1) республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои гос. языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности.
2) края, области, города федерального значения. Данные субъекты вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей РФ.Статус Москвы опр. Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов гос. власти, представительств субъектовРФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы гос. власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осущ. функций столицыРФ, полностью компенсируются за счет субвенций(целевое) из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуге;
3) автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы , как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, гос. языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят фз об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) явл. вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов гос. власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами гос. власти.