Вопрос 1. КП как отрасль российского права: понятие предмет и методы правового регулирования.
Вопрос 1. КП как отрасль российского права: понятие предмет и методы правового регулирования.
Конституционное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу федеративного устройства, организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в целях охраны и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. КП – одна из отраслей системы права Российской Федерации.
Конституционное право - ведущая отрасль российского права.
Предмет Конституционного права - общественные отношения, складывающиеся в сфере: установления основ конституционного строя РФ; охраны прав и свобод человека и гражданина; регулирования федеративного устройства; устройства государственной власти и местного самоуправления.
Главная задача конституционного права является регулирование отношений между человеком и государством. Конституционные нормы закрепляют основы правового статуса личности в РФ, основополагающие и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, а также гарантии их соблюдения со стороны государства. Регулирование общественных отношений в других сферах осуществляется во исполнение этой главной задачи конституционного права, на основе закрепленных в Конституции прав и свобод личности.
Императивный метод – запрещено то, что не разрешено (публичное), диспозитивный метод - разрешено то ,что не запрещено (частное право).
Вопрос 2. Система отрасли КП РФ.
Система конституционного права - это совокупность тесно взаимосвязанных между собой и составляющих единую структуру правовых институтов, регулирующих отдельные сферы конституционно-правовых отношений. Система конституционного права основана на структуре Конституции РФ. Выделение в системе конституционного права отдельных институтов осуществляется в соответствии с разделами Конституции РФ.
Институты конституционного права различаются между собой
по:
предмету регулирования;
характеру регулирования;
способам регулирования конституционных отношений;
субъектам регулирования;
по методам воздействия на объект регулирования.
В системе конституционного права выделяют следующие институты:
основы конституционного строя;
основы правового статуса личности;
федеративное устройство;
президентская власть;
законодательная власть;
исполнительная власть;
судебная власть;
органы власти субъектов;
местное самоуправление.
Источники конституционного права - совокупность нормативно-правовых актов содержащих конституционно-правовые нормы и являющихся их формами выражения и закрепления.
К источникам конституционного права относятся:
1) Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
2) федеральные конституционные законы (ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и другие);
3) федеральные законы;
4) указы Президента;
5) постановления Правительства;
6) регламенты палат Федерального Собрания РФ;
7) декларации (например, декларация о государственном суверенитете РФ от 12 июня 1990 года);
8) договоры и соглашения. Федеративный договор от31 марта 1992 г.;
9) судебные акты (в частности постановления Конституционного Суда);
10) конституции, уставы, законы и иные НПА субъектов РФ.
Вопрос 5. Структура и юридические свойства Конституции РФ.
Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные.
Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях.
Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм.
С выполнением заложенных в них правил правоотношения прекращаются. В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения.
В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, в процессуальных — порядок реализации правовых действий. По целевому назначению принято различать
Правоустановительные
Вопрос 15. Народовластие, как основа конституционного строя РФ. Понятие, сущность, формы осуществления.
Народовластие - принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами.
Формы народовластия.
1)Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия).
2)Народ осуществляет свою власть через органы гос-ной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия).
Непосредственная (прямая) демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам гос-ого или местного значения.
Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, выражающих волю народа или представителей определённой территории.
Обыкновенный.
В зависимости от времени проведения референдумы делятся на:
1) превентивный (дозаконо-дательный);
Факультативные.
Виды референдума в зависимости от территории:
1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);
2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);
3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).
Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).
Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФкЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).
Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти:
1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов;
2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;
3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.
Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправлениязаконодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»).
Референдум РФ – это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим федеральным конституционным и федеральным законам и иным вопросам государственного значения.
Референдум РФ проводится только по вопросам общегосударственного значения:
1) изменение статуса субъектов РФ;
2) досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, а равно проведение досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы, досрочное формирование Совета Федерации либо отсрочка этих выборов;
3) принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств государства;
4) введение, изменение и отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты;
5) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) амнистия и помилование.
Вопросы, вынесенные на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Особенностью всероссийского референдума является то, что он проводится на всей территории РФ. В РФ принимают участие все граждане рФ независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ.
Всеобщий референдум в РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов.
Референдум РФ проводится по инициативе:
1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них;
2) Конституционного Собрания.
Инициатива референдума не может быть подана в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов, а также в период избирательной кампании, проводимой по поводу выборов в федеральные органы власти (Государственную Думу Федерального Собрания РФ), либо если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.
Не допускается проведение всероссийского референдума в случае введения военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ на весь период такого положения, а также в течение 3 месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Принципы проведения всероссийского референдума:
1) всеобщность;
2) равенство права всех граждан РФ на участие в референдуме;
3) волеизъявление граждан должно быть прямым на референдуме;
4) голосование на референдуме тайное.
Право принимать участие в референдуме РФ принадлежит всем гражданам РФ.
Никто не может быть лишен этого права.
Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы.
Право участвовать в референдуме возникает с момента достижения гражданином 18 лет.
Голосование на референдуме РФ осуществляется гражданами лично.
Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.
Вопрос 31. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещенной законом экономической деятельности и иные экономические права и свободы человека и гражданина.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд м.б. произведено только при условии предварительного и равноценного размещения.
Право наследования гарантируется.
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе ФЗ.
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Материнство и детство, семья, находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Каждому гарантируется социльное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Каждый имеет право на охрану здоровья и мед-помощь. Мед-помощь в гос и мун учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
Каждый имеет право на образование. Основное общее образование обязательно.
Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и др видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собств охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
За соблюдением законов о труде,условий труда следят гос. инспектора труда Федеральной службы по труду и занятости.
В соответствии с законом осущ. гос. экспертиза условий труда.На предприятиях с числом работников свыше 50 должны быть штатные специалисты по охране труда(с 2006 г).
Право на трудовые споры и забастовку. ч.4ст.37..
Индивидуальные споры рассматриваются комисииями по трудовым спорам. Комиссии состоят из избираемых представителей работников и делегатов от работодателей. Любая стороны недовольная решением может обжаловать решение в суд.Если комисиия не создана можно обращаться непосредственно в суд.коллективные споры(забастовки) разрешаются в соответствии с ФЗ от 23 ноября 1995г»о порядке разрешения коллективных трудовых споров» и ТК РФ.
Закон ограничивает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часами в неделю. Сверхурочные работы(не более 4часовв день) допускаются в исключительных случаях и оплачиваются в повышенном размере.Установлены выходные дни-суббота и воскресенье,12 дней в году, с учетом новогодних каникул. Минимальный оплачиваемый отпуск 28 дней. Он может быть увеличен в соответствии с коллективным соглашением работодателя с профсоюзом.
Право на соц обеспечение ст 39 Конституции.-преоставление определенных средсвт лицам( инвалидам, участникам ВОВ,песнионерам…),лишенным возможности трудиться, и в других случаях. (Пенсия, соц. пособия, в том числе и по безработице). Право на жилище ст.40 Контситуции - возможность гражданина и других лиц быть обеспеченными постоянным жильем. При заболеваниях граждане получают пособие по больничному до 100%зар.платы.Право на образование ст 43.-11 классов.
Бесплатное обучение на конкурсной основе в гос.высшем или муниципальном учебном заведении(второе высшее всегда платное)
В частном вузе обучение всегда платное.Обязателен ЕгЭ.Студенты ВУЗов учащихся не ниже чем на хорошо получают стипендии. Образовательный кредит(12%годовых),если его не возвращать, то нужно отработать в течении трех лет.свобода литературного, художественного, научного, технического иных видов творчества. ст 44 Конституции.
Экономический,
Комплексного развития территории
Политический
Национальный
Социальный
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов гос. власти и органов мсо.
Понятие А.-т.у. используется в государствоведении и в политической практике для характеристики территориальной организации унитарного государства.
Территориальная организация федеративного государства характеризуется через понятие "федеративное устройство"; понятие же "А.-т.у." используется для характеристики территориального устройства (территориальной организации) субъектов этого государства.
А.-т.у. субъекта РФ включает их административно-территориальное деление (подразделение территории субъекта РФ на определенные части — административно-территориальные единицы, населенные пункты), и административно-териториальный процесс (процедуры образования, упразднения и преобразования административно-территориальных единиц, населенных пунктов, ведения их учета и учета изменений в А.-т.у.).
Соответственно А.-т.у. с. РФ характеризует:
а) система административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения;
б) отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц;
в) установление и изменение границ административно-территориальных единиц;
г)установление административных центров, включающих в свой состав несколько населенных пунктов;
д)переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и др. частей;
ж) регистрация населенных пунктов, учет изменений в А.-т.у.
В соответствии с фз от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации мсо в РФ вопросы А.-т.у. отнесены к компетенции субъектов РФ. Частично все эти вопросы регулируются действующим Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР". Это правовой акт федерального уровня. Кроме того, вопросы А.-т.у. конкретного субъекта РФ решаются в его уставе (конституции).
А.-т. у. явл. атрибутом любого гос-ва. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном гос-ве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.
В РФ а.-т. у. ее субъектов базируется на ряде принципов:
• Важнейший из них - экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения. Реализация этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и ее частей, так и успешному выполнению местными органами гос. власти и органами мсо стоящих перед ними задач в области хозяйственного и социального развития соответствующих территорий.
• В условиях многонационального гос-ва, каким явл.РФ, большую роль играет национальный принцип а.-т. у. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностейРФ.
Успешное решение местными органами гос. власти и органами мсо стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь. Поэтому максимальное приближение как гос-ого аппарата, так и мсо к населению тоже является важным принципом, в соответствии с которым строится административно-территориальное устройство субъектов рф.
Действующая в настоящее время в субъектах РФ система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район.
Действующая Конституция РФ не регулирует вопросы а.-т. у. Они - область деятельности главным образом субъектов РФ, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составеРФ, а также в уставах других субъектов РФ.
Вопрос 39. Порядок образования в составе РФ нового S субъекта РФ.
ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»
Принятие в РФ нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного гос-ва или его части.
Образование в составе РФ нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностр. государства или его части.
Принятие в РФ и образование в РФ нового субъекта осущ. в соответствии с Конституцией РФ, договорами РФ, ФКЗ о принятии (образовании) в РФ нового субъекта.
Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осущ. на добровольной основе, с соблюдением гос. интересов РФ, принципов федеративного устройства РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Условия принятия в РФ нового субъекта Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного гос-тва или его части осущ. по взаимному согласию РФ и данного иностранного гос-ва в соответствии с м/н (м/г) договором о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного гос-ва или его части (далее - м/н договор), заключенным РФ с данным иностранным гос.
Условия образования в составе РФ нового субъекта:
1)Может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.
2)Может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению.
3)Изменение наименования субъекта РФ не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта.
4)Новое наименование субъекта РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ.
Порядок принятия в РФ нового субъекта:
1.Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении м/н договора является данное иностранное гос-во.
2.Президент РФ после поступления предложения уведомляет о нем Совет Федерации, Госдуму, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними консультации.
3. Рассмотрение предложения и принятие решений, касающихся заключения м/н договора, осуществляются в соответствии с ФЗ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995. М/н договором может быть урегулировано: наименование и статус нового субъекта РФ; порядок приобретения гражданства РФ гражданами иностранного гос-ва; действие законодательства РФ на территории нового субъекта РФ.
4.После подписания м/н договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного м/н договора.
5.В Госдуму одновременно с м/н договором вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта.
6.ФЗ о ратификации м/н договора принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции РФ (принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, одобряется Советом Федерации более половины от общего числа членов этой палаты).
7.ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания РФ порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции РФ (одобрение не менее чем ? от общего числа членов Совета Федерации и принятие не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы).
Порядок образования в составе РФ нового субъекта:
1.Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ;
2.Предложение направляется Президенту РФ - должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с его образованием;
3.Президент РФ уведомляет о полученном предложении Совет Федерации, Госдуму, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации;
4. Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ;
5.Если данный вопрос был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, повторные референдумы могут проводиться во всех заинтересованных субъектах РФ, независимо от результатов предыдущих референдумов по данному вопросу не ранее чем через год;
6.Официальные данные о результатах референдумов представляются Президенту РФ;
7.Проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта может быть внесен в Госдуму, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по данному вопросу. Проект данного закона вносится Президентом РФ;
8.Проект ФКЗ должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) РФ в случае объединения;
9.ФКЗ принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции РФ;
10.Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ.
Внесение поправок в статью 65 Конституции (Статья 137):
эти поправки вносятся на основании: ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта РФ; ФКЗ об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; либо на основании решения самого субъекта РФ об изменении своего наименования, принятом в соответствии с законодательством данного субъекта РФ (статья 137 Конституции РФ).
При изменении наименования субъектов федерации новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур (статья 137, пункт 2). «Ингушская Республика» заменено на «Республика Ингушетия»; ФКЗ от 25.03.2004 установлено, что с 1 декабря 2005 года образуется новый субъект РФ - Пермский край - в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (статья 1), которые прекращают свое существование в качестве субъектов РФ с 1 декабря 2005 года (статья 4).
Стадии.
1)организационная (назначение даты проведения выборов, образование избирательных округов, избирательных участков, формирован. избирательных комиссий, составление списков избирателей и ознакомление с ними последних).
2)выдвижение и регистрация кандидатов.
3)предвыборная агитация.
4)голосование, подсчет голосов, уст результатов выборов и их опубликования
5)(дополнит. стадия) повторное голосование, или второй тур голосования. Кроме этого, законодательство РФ предусматривает возможность проведения повторных выборов или дополнительных выборов, их нельзя считать самостоятельной стадией избирательного процесса.
При повторных выборах избирательный процесс проходит те же стадии, что и при первичных, но только в усечённых по времени рамках.
В мире наиболее распространены типы избирательных систем, выделяемые по способу распределения депутатских мандатов в представительном органе власти по результатам выборов:
1) мажоритарная;
2) пропорциональная.
Мажоритарная избирательная система является упрощенной. Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. В данном случае распределение депутатских мандатов основывается на большинстве голосов, поданных за кандидата или политическую партию. Таким образом, депутатские мандаты получают лица, непосредственно за которых проголосовали избиратели.Абсолютного бол-ва(не менее 50%+1 от зарегенных избирателей),просто бол-ва(не менее 50%от тех кто проголосовал),квалифицированного(пор.кол-во голосов от тех кто пришел),относительного(больше чем у всех).
Пропорциональная избирательная система - порядок распределения депутатских мандатов, при котором каждая политическая партия, блок, получают такое число мандатов, которое будет пропорциональным числу поданных за нее голосов.
Стадии:
1)Общее число голосов тех кто проглосовал делится на кол-во мандатов,подлежащих замещению-изирательное частное.
2)Число голосв за партию делится на избирательное частное.
Избираетльный берьер сейчас 7%.
Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.
СТАДИИ:
НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ, ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ КАК СТАДИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Назначение выборов – это деятельность уполномоченных органов по определению дня голосования.
Право назначать выборы принадлежит различным органам в зависимости от избираемого органа и его уровня: 1) выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ; 2) день выборов Президента РФ назначается Федеральным Собранием РФ; 3) выборы высшего должностного лица в субъектах РФ назначает соответствующий законодательный (представительный) орган; 4) глава субъекта РФ назначает выборы представительного органа государственной власти субъекта РФ.
Решение о назначении выборов принимается не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.
Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
Если выборы не будут назначены в указанные сроки уполномоченным на то органом или должностным лицом, то выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. Например, в этом случае выборы органов и должностных лиц федерального уровня назначаются Центральной избирательной комиссией, в выборы органов и должностных лиц субъектов РФ – избирательной комиссией этого субъекта РФ.
После назначения дня голосования для проведения выборов на территории РФ образуются: 1) единый федеральный избирательный округ; 2) 225 одномандатных избирательных округов; 3) избирательные участки.
Федеральный избирательный округ охватывает собой всю территорию РФ. По этому округу избираются депутаты Государственной Думы пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.
Одномандатные округа образуются на основании представленных в Центральную избирательную комиссию РФ исполнительными органами власти субъектов РФ данных о числе избирателей, зарегистрированных по отдельным областям.
Одномандатные избирательные округа образуются в соответствии с требованиями: 1) примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением не более чем на 10 %, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 15 %; 2) в пределах территории субъекта РФ не образуются одномандатные избирательные округа из территорий, не граничащих между собой; 3) не образуются одномандатные избирательные округа из территорий двух и более субъектов РФ; 4) на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее 1 одномандатного избирательного округа. Схему одномандатных округов утверждает Государственная Дума по представлению Центральной избирательной комиссии РФ.
Избирательные участки образуются на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования.
Они образуются с соблюдением требований: 1) на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей; 2) пересечение границ избирательных округов границами участков не допускается.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, СОСТАВ, СРОК ПОЛНОМОЧИЙ, КОМПЕТЕНЦИЯ
Избирательная комиссия – это коллегиальные органы, формируемые в порядки и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.
Система избирательных комиссий: 1) Центральная избирательная комиссия РФ; 2) избирательные комиссии субъектов РФ; 3) окружные избирательные комиссии; 4) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; 5) участковые избирательные комиссии.
Центральная избирательная комиссия РФ явяется постоянно действующей. Однако состав Центральной избирательной комиссии обновляется каждые 4 года с избранием Государственной Думы нового созыва. Она включает в себя 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, 5 – Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных субъектами РФ, 5 – Президентом РФ.
Избирательные комиссии субъектов РФ формируются Центральной избирательной комиссией РФ.
Окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 8-14 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией соответствующего субъекта РФ.
Территориальные избирательные комиссии формируются соответствующими окружными избирательными комиссиями не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Участковая избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией.
Число ее членов находится в пропорциональной зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.
В состав каждой избирательной комиссии, помимо иных членов, входят председатель и члены комиссии с правом совещательного голоса, на которых возлагаются контрольные функции за деятельностью соответствующей комиссии и порядком проведения выборов.
Центральная избирательная комиссия РФ является высшей в системе избирательных комиссий и осуществляет руководство над деятельностью всех избирательных комиссий. Избирательн<