Понятие, значение и виды конституционных принципов
Ныне действующие конституции имеют специфические индивидуальные характеристики: в них нашли отражение политические, исторические, социальные, национальные, религиозные и иные особенности соответствующих стран. Однако современным конституциям присущи и некоторые общие черты.
1. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства – республику или монархию. Так, Конституция США, не говоря ни слова о форме правления всего Союза, закрепляет республиканскую форму правления для штатов: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления» (глава IV, ст. 4). В преамбуле к Конституции Индии сказано: «Мы, народ Индии, торжественно решив учредить Индию как суверенную демократическую республику…» Монархическая форма правления либо закреплена конституциями отдельных государств, либо выводится логически из текста конституции. Так, форма правления Японии не определена в тексте основного закона, но, поскольку главой государства является наследственный император, естественно предположить, что Япония – парламентарная монархия. В Конституции же Испании 1978 года о форме правления сказано прямо: «Политической формой испанского государства является парламентарная монархия», а в Конституции Швеции 1974 года записано: «В государстве главой государства является Король».
2. Современные конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства – унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте основного закона может быть и не записано об этом (Франция, Япония). В этом случае предполагается, что само умолчание о форме государственного устройства является подтверждением унитаризма как наиболее распространенного способа национально-политической организации территории страны. Не всегда в самом тексте конституции используется термин «федерация». Так, конституции США и Индии пользуются синонимами и говорят о Союзе. Прямое упоминание о федерации содержится в конституциях Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики и ФРГ.
3. Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят глава государства, правительство, парламент и в некоторых странах высший орган конституционного надзора. Во многих конституциях устанавливаются также основы регулирования таких важнейших политических процессов, какими являются выборы и референдум.
4. В конституциях, как правило, закрепляются основные принципы разделения властей. Так, в конституциях США, Дании и Японии принцип разделения властей четко сформулирован в соответствующих статьях: «Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются конгрессу Соединенных Штатов…» (глава I, ст. 1); «Исполнительная власть принадлежит президенту Соединенных Штатов Америки…» (глава II, ст. 1); «Судебная власть Соединенных Штатов предоставляется одному Верховному суду…» (глава III, ст. 1). В датской конституции концепция разделения властей сформулирована в одной статье: «Законодательная власть принадлежит Королю и Фолькетингу совместно. Исполнительная власть принадлежит Королю, судебная власть – судам» (глава II, § 3).
5. Все конституции определяются с видами собственности и, как правило, закрепляют институты частной собственности.
6. Все, без исключения, конституции устанавливают и провозглашают демократические права и свободы граждан и подданных. Обычно в тексте конституции содержится соответствующая глава или раздел. Вместе с тем целый ряд конституций наряду с провозглашенными правами и свободами говорит и об обязанностях своих граждан и должностных лиц. Так, например, об этом говорится в Конституции Японии в III главе «Права и обязанности граждан»; в Конституции Испании в разделе I «Об основных правах и обязанностях»; в Конституции Германии во многих статьях, когда речь идет о компетенции должностных лиц, здесь же упоминается и об их ответственности. Все это направлено на укрепление правопорядка в своейстране и на укрепление международного правопорядка.
7. Ныне действующие конституции провозглашают институт народного суверенитета. В Конституции Бельгии говорится: «Все власти исходят от народа. Они осуществляются установленным Конституцией порядком» (ст. 25). Одновременно в ст. 1 Конституции Итальянской республики сказано: «Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах Конституции». В ст. 1 Конституции Испании сказано: «Испания – социальное, правовое и демократическое государство… Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства».
Таким образом, круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. В то же время можно вывести и общую закономерность, состоящую в том, что старые конституции обычно более суммарны.