Классификация современных конституций
Современная конституция имеет форму основного закона,т. е. является консолидированным систематизированным актом, обладающим высшей (максимальной) юридической силой и выступающим базой для других законов.Многообразие существующих в мире государств предопределяет большое количество конституций, которые можно условно классифицировать по различным признакам.
По времени происхождения конституционные акты различаются по поколениям:
— первого поколения — это первые в истории человечества и ныне действующие конституции (США — 1787 г., Норвегия —1814 г., Бельгия — 1831 г., Люксембург — 1868 г.);
— второго поколения, принятые до Второй мировой войны (Мексика — 1917 г., Ливан — 1926 г., Ирландия — 1937 г.);
— третьего поколения — послевоенного периода (Япония — 1946 г., Италия - 1947 г., ФРГ — 1949 г., Франция — 1958 г.);
— четвертого поколения — постсоциалистические (Болгария, Македония — 1991 г., Чехия, Словакия — 1992 г., Польша — 1997 г.).
В отдельную группу можно объединить новейшие основные законы таких развитых государств, как Швейцария и Финляндия, принятые соответственно в 1999 и 2000 гг.
По источникам различают конституции с формальным смыслом (основной закон, принятый органом законодательной власти, имеющий юридическую силу и гарантии повышенной стабильности) и с материальным смыслом (совокупность правовых положений, характеризующих высшие органы власти и взаимоотношения индивида с государством).
По действию выделяют «мертвые» законы (законы, нормы которых устарели и не выполняются) и «живые».
По сроку действия конституции могут быть временными ипостоянными. Временные конституции могут приниматься на установленный срок. В их тексте указывается период действия или определены условия, обстоятельства, при наступлении которых они должны быть заменены на постоянные. Многие такие акты принимались после свержения авторитарных режимов в государствах Азии, Африки, Латинской Америки (например, конституции Гаити, Боливии, Южно-Африканской Республики). Абсолютное большинство конституций — постоянные, в нихне устанавливается срок действия. Однако отсутствие указанияна срок действия конституции не означает их вечности, а свидетельствует лишь о намерениях законодателя.
В зависимости от формы различаются два вида конституций:писаные и неписаные. Писаная составлена по форме единого документа, официально признанного в качестве основного закона государства (в некоторых случаях она может состоять из нескольких документов, представляющих определенную систему, — Швеция, Израиль). Неписаные конституции — редкое явление в политической практике зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия). Своеобразием характеризуется Конституция Австрийской Республики. Она не кодифицирована, ее важнейшей основой является Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 г., однако фундаментальные нормы содержатся в многочисленных обычных законах. Юридически и фактически неписаная конституция — это совокупность основополагающих законов, судебных прецедентов и обычаев. Так же как и писаные конституции, они содержат нормы, определяющие форму правления, государственное устройство, систему органов государственной власти, права и обязанности граждан (подданных) и т. д. Однако эти базовые положения содержатся не в едином документе, а в большом количестве источников разнопланового характера, различающихся также и по времени принятия (Н-р:Великобритания, Новая Зеландия).
В зависимости от происхождения конституции подразделяются на оригинальные и заимствованные. К числу первых относятся конституционные документы государств, имеющих собственную конституционную традицию (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Швейцария). Заимствование характерно для бывших колоний, получивших независимость, как правило, в послевоенный период. Формально основополагающие документы таких государств представляют собой слепок или некую модифицированную копию конституции их бывшей метрополии.
Можно подразделять конституции в зависимости от формыправления (конституции республиканских или монархических государств) и формы государственного устройства (конституции унитарных или федеративных государств).
По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на: октроированные (дарованные); принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. Октроированные конституции издаются властью главы государства без участия представительных органов. В эпоху крушения феодальных порядков в Европе конституции нередко «даровались» монархом «своему народу». Сейчас такая форма октроирования встречается редко (Катар, Кувейт и др).
По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы (такова, например, неписаная конституция Великобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия, указанные выше (квалифицированное большинство голосов, двойной вотум, утверждение на референдуме и др.). Выделяют также супержесткие (Н-р: конституция США).
С точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма (например, в Китае, как объясняют его руководители, цель строительства социализма, поставленная в конституции, потребует для своего осуществления приблизительно 100 лет). Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США). Однако большая часть норм программных конституций — констатирующие, а в констатирующих конституциях почти всегда содержатся элементы программы (например, в преамбулах).