Перечень учебных мероприятий.
1.Проведение лекций. 2.Проведение семинарских занятий для достижения понимания студентами сложных компонентов учебного материала, возможностей его применения и текущей проверки знаний студентов. 3.Закрепление знаний у студентов в ходе домашних самостоятельных работ. 4.Проведение контрольных работ и тестирования. 5.Заслушивание и обсуждение докладов.6.Проведение зачетов и экзаменов. 7.Воспитательная работа. 8. Исследовательская работа. 9.Консультирование.
Проведение лекций.
С необходимыми пояснениями лекционного материала (с просмотром видеоматериалов), общим объяснением особенностей его домашней проработки и указанием необходимых литературных источников и методических пособий.
Проведения семинарских занятий.
1. Дополнение материала к лекции, если это необходимо. Проверка выполнения домашней самостоятельной работы (визуальный контроль). Опрос студентов по домашней работе и в соответствии с тематикой семинарского занятия. Выявление сложных тематических фрагментов и их разбор. Практикум (только в аудитории). Работа с учебником, методическим пособием, со справочником и словарём, если это необходимо. Просмотр видеоматериалов. Текущая творческая работа (по теме; по терминам; творческая). В оставшееся время: выработка у студентов рабочих навыков и умений использования получаемых знаний (обучающая игра, мозговой штурм, экспертный опрос, эвристический диалог, решение творческих задач). Обсуждение выполняемой работы, оценок, баллов. Воспитательная работа. Обсуждение проведения тестирования, зачетов и экзаменов. 2. Проведение итоговой контрольной работы по завершению освоения содержания учебного модуля. 3. Проведение зачетов 4. Другие мероприятия (НИРС, заслушивание и обсуждение рефератов и др.).
Закрепление знаний у студентов в ходе домашних самостоятельных работ.
Чтение и проработка лекционного материала с использованием справочников, словарей, учебников. Письменные ответы на тематические вопросы методического пособия «Конституционное право» кафедры Философии и права с использованием лекционного материала (домашняя самостоятельная работа). Работа с видеоматериалами. Работа по заданию преподавателя. Работа над рефератом. Работа над эссе. Подготовка к тестированию, зачету, экзамену. Формирование вопросов преподавателю.
12. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Программа курса КПР предусматривает представление нескольких письменных работ –1 реферата, 1 эссе, 1 домашнего задания.
Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть письменной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста, цитат, ссылок, списка литературы и нормативных правовых актов.
Студент вправе вместо одного из видов письменных работ выполнить творческую работу (примерные виды см. ниже), но только по согласованию с преподавателем или заведующим кафедрой. Вид заменяемой письменной работы определяется в зависимости от характера и трудоемкости творческой работы.
Основой для подсчета объема письменных работ считается текст, набранный шрифтом Times New Roman, 12 кеглем через полтора интервала.
Как оформлять библиографию
Один из главных навыков, который необходимо усвоить с первого дня учебы – умение правильно цитировать источники, оформлять библиографические сноски и списки литературы. В большинстве случаев для предварительной оценки письменной работы преподавателю достаточно взглянуть на то, как оформлен ее научно-вспомогательный аппарат. Небрежные цитаты, неточные и неправильно оформленные сноски и т.п. – все это показатель низкой учебно-научной культуры студента, что существенно влияет на общую оценку работы. Поэтому рекомендуется изучить приведенные ниже простые правила и неукоснительно их соблюдать.
Текст письменной работы должен быть набран, тщательно отформатирован и напечатан одним и тем же шрифтом, предпочтительно – Times New Roman 12 кеглем; межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ – 1,25 см.
Сноски помещаются в подстрочнике (т.е. внизу каждой страницы. Нумерация сносок может быть постраничной или сквозной. Сноски набираются шрифтом Times New Roman размер – 10 кегель.
Все аббревиатуры и сокращения, за исключением заведомо общеизвестных, должны быть расшифрованы при первом употреблении в тексте. Возможен список используемых автором сокращений, который приводится в конце работы. Ваша работа, безусловно, выиграет, если вы не будете использовать в тексте (и тем более – в устной речи) сокращения «РФ».
Цитата должна приводиться в кавычках и строго соответствовать тексту оригинала. Если по каким то причинам в тексте цитаты пропускаются отдельные слова, то в этом месте (в начале, в конце или в середине предложения) должно быть поставлено отточие – …, еще лучше – […], указывающее, что цитата приведена с пропусками.
В принципе не рекомендуется заменять цитату пересказом текста. В тех же случаях, когда на это все же приходится идти (например, вы ссылаетесь на крупную работу и вам требуется коротко передать ее содержание), такой пересказ должен быть безусловно объективным и точным, не содержать штампов и субъективных оценок.
В любом случае следует точно указывать источники приводимых в рукописи цитат, цифровых и фактических данных. При этом точки, запятые и другие знаки препинания ставятся в тексте после номера сноски.
Если вы хотите выделит какую-то мысль автора, цитату которого приводите, в скобках поясняйте и ставьте инициалы своих имени и фамилии:
Пример:
«В правовом государстве не существует ни суверенной власти, ни суверенного органа, а существует лишь суверенный закон Этот же закон не является предписанием того или иного учреждения – монарха или парламента, – а представляет собою результат сложного юридического процесса, в котором принимают участие несколько органов, и притом в степени и в формах, установленных конституцией. Постановление ни одного из этих органов […] производит юридический эффект лишь под условием его согласованности с постановлениями других органов».
При ссылке на правовой источник в сноске необходимо указать его полное официальное наименование и официальный источник, в котором он опубликован, а также все официальные источники, в которых опубликованы изменения и дополнения к нему.
Пример: Федеральный закон от 24 февраля 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 14. Ст. 1212; 1996. № 34. Ст. 4027; 1997. № 3. Ст. 352.
При использовании журнальных материалов следует указывать фамилию и инициалы автора статьи; её название; наименование журнала; год издания; номер журнала; номер страницы.
Пример: Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5. С.18.
При ссылке на книгу указываются фамилия и инициалы автора (или нескольких авторов – через запятую); название книги; город, где книга издана; год издания; страница. Для коллективных монографий и сборников статей (если авторы не указаны перед заглавием книги) указывается редактор (отв. редактор).
Если приводится не цитата, а ее изложение, в сноске ставится: «См.:». Это же относится и к журнальным статьям.
Примеры: Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2005. С.280.
См.: Лассаль Фердинанд. О сущности конституции (Речь, произнесенная в одном берлинском окружном собрании, в 1862 г.) // Сочинения Фердинанда Лассаля. Т.2. СПб, 1905. С.9−10, 18.
Мейнваринг Скотт. Президентское правление, многопартийность и демократия: трудное сочетание // Теория и практика демократии. Избранные тексты: Пер. с англ. / Под ред. В.Л.Иноземцева и Б.Г.Капустина. М., 2006. С.223.
Все библиографические источники на иностранных языках следует указывать на языке оригинала, избегая аббревиатур и по возможности следуя тем же правилам, что и при оформлении библиографии на русском языке.
Примеры: Pradel J. Droit pénal comparé. P., 1995. P. 4.
Noyes H.S. Felony-Murder Doctrine Through the Federal Looking Glass // Indiana Law Journal. 1994. Vol. 69, № 2. P. 540-541.
Список литературы в конце работы оформляется по приведенным выше правилам, при этом источники располагаются в алфавитном порядке. Если в работе широко используются официальные материалы (акты законодательства или судебная практика), список такого рода источников целесообразно дать в начале общего списка отдельной рубрикой. Иностранные источники (на латинице) также даются компактным блоком в начале или в конце списка источников.
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, представляющий собой обзор соответствующих научных и нормативных источников.
Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в теме главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера.
Рекомендуемый объем реферата – 8-12 страниц.
Эссе – это творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает субъективно окрашенное изложение мысли, позиции и может иметь научный или публицистический характер. Эссеистический стиль отличает образность и установка на разговорную интонацию и лексику.
Жанр эссе предполагает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения.
В случае, если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия. В этом случае рекомендуемый объем эссе – 5-7 страниц.
Творческая работа – выполнение работы нестандартного или вспомогательного научного, источниковедческого, методического или учебно-практического характера, связанное с поиском, оформлением, систематизацией, представлением знаний в области конституционного права. Содержание творческой работы должно быть согласовано с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Выполненная и положительно оцененная преподавателем творческая работа засчитывается в качестве реферата.
13. Формы контроля знаний и учебной деятельности студентов
1. Тестирование.
3. Написание эссе, реферата.
4. Сдача (зачета) экзамена.