Конституционные основы местного самоуправления в Российской федерации
При изучении вопросов данного раздела курса важно уяснить не только понятие государственного органа, но и принципы построения системы государственных органов Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что согласно Конституции Российской Федерации (ст. 11) в единую систему государственных органов России входят и федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Важно уяснить, чем обусловлено и в чем проявляется единство системы государственных органов Российской Федерации.
Важное место в этом разделе курса занимают вопросы избирательного права. Необходимо уяснить понятия избирательной системы и избирательного права, изучить принципы проведения выборов в Российской Федерации, а также порядок их подготовки и проведения.
Кроме того, необходимо тщательно изучить правовой статус таких федеральных органов власти, как Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации. При этом важное значение имеет уяснение компетенции данных органов, принципов их взаимоотношений, актов, которые они принимают. При рассмотрении вопросов организации и деятельности Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, необходимо изучить правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, порядок образования и полномочия комитетов и комиссий палат парламента, фракций и депутатских групп. Особое внимание надо уделить вопросу о законодательном процессе, уяснив при этом роль палат парламента, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в законодательном процессе.
В данном разделе изучаются также вопросы организации законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, а также конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.
При изучении вопросов этого раздела курса надо опираться на конституционные нормы и ряд законодательных актов. К ним, в частности, относятся: федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации», федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Следует также изучить регламенты палат российского парламента, использовать Регламент Правительства Российской Федерации.
Изучая систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации, надо привлечь их конституции (уставы) и, по возможности, иные нормативно-правовые акты. В поле зрения студента должна быть позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в связи с оценкой конституционности ряда положений уставов Алтайского края, Читинской и Тамбовской областей.
9. Задания для выполнения курсовых работ
Общие методические указания
Курсовая работа - одна из форм обучения студента, способствующая углубленному овладению им отдельными вопросами учебной дисциплины, формированию навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и научными публикациями.
Выбрав одну из предлагаемых тем курсовых работ (по предложенному развернутому перечню) и внимательно изучив соответствующий раздел учебника, студент должен подобрать соответствующие нормативно-правовые акты, научную литературу, сведения о практике реализации тех или иных норм права, другие источники.
Необходимо иметь в виду, что в отличие от нормативно-правового материала другие источники могут быть использованы выборочно, в зависимости от того, какими из них студент располагает. Такой подход обусловлен тем, что многие студенты в силу места их жительства объективно ограничены в возможности выбора научной литературы.
Особое внимание необходимо обратить на изучение нормативных актов, относящихся к избранной теме. Использование Конституции, законов, иных актов - необходимое условие положительной оценки курсовой работы. Не следует, однако, злоупотреблять дословным воспроизведением правовых норм: курсовая работа не должна превращаться в собрание переписанных статей законов. Положения нормативных актов должны быть осмыслены в той мере, которая позволила бы автору изложить их в свободной форме, сопроводив собственным комментарием применительно к теме работы. Вместе с тем, стремясь к самостоятельному изложению материала, важно избежать неточностей и искажения смысла статей законов.
Курсовая работа должна основываться на теоретических положениях, а также содержать необходимый фактический материал, примеры из практики осуществления конституционно-правовых норм, деятельности государственных органов. В связи с интенсивным обновлением законодательства необходимо следить за принятием новых законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся избранной темы, учитывать их при написании курсовой работы. Для учета возможных изменений необходимо следить за публикациями нормативно-правовых актов в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», соответствующих справочных компьютерных информационных системах.
Содержание курсовой работы в значительной степени обогатится, если автор проявит осведомленность о перспективах развития соответствующего законодательства, о дискуссиях по законопроектам, ведущимся в парламенте и научной среде. Источниками такой информации могут стать публикации в газетах и журналах, различного рода парламентских бюллетенях и вестниках.
Студент может использовать и такие источники, которые не вошли в рекомендованный перечень. При этом следует обратить особое внимание на работы, изданные и опубликованные в 2005 – 2009 гг. В связи с этим целесообразно просмотреть соответствующие номера юридических журналов («Государство и право», «Конституционное и муниципальное право», «Журнал российского права», «Правоведение», «Право и жизнь» и другие), воспользоваться каталогами библиотек.
Курсовая работа должна быть напечатана. Она должна иметь нумерацию страниц. Материал должен быть изложен в соответствии с определенной автором структурой работы, логически последовательно, грамотно и аккуратно.
Излагая нормативно-правовые акты, необходимо делать ссылки на конкретные их статьи. При цитировании научных работ и иных публикаций в ссылках указываются автор, название публикации, место издания, издательство, год издания, страница (для статей - автор, название публикации, название журнала, год, номер, страница).
В начале работы приводится ее оглавление, где помимо названия пунктов (разделов) работы указываются соответствующие им страницы текста. Название каждого пункта воспроизводится также и на этих страницах. В конце курсовой работы помещается список использованных источников, ставятся подпись автора и дата завершения.
Объем работы должен составлять 30-35 страниц компьютерного текста. Курсовые работы, объем которых значительно превышает установленный, к проверке не принимаются.
Переписывание текстов учебников, иных источников, а также воспроизведение компьютерных «заготовок» не допускается.
Ниже приведены некоторые темы курсовых работ и варианты их планов, а также даны методические указания преподавателя по их выполнению.
Вариаты тем курсовых работ и методические указания по их подготовке