Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации
В субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации.
Согласно Конституции Чувашской Республики (ст. 110) высшим исполнительным органом государственной власти Республики является Кабинет Министров. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) (ст. 79) таким органом провозглашает Правительство Республики. В соответствии с Уставом Московской области (ст. 29) государственную исполнительную власть в Московской области осуществляют органы исполнительной государственной власти (администрация Московской области) и т. д.
Кроме того, в систему органов исполнительной власти субъектов Федерации входят министерства, государственные комитеты и другие ведомства.
Конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта. Высшее должностное лицо субъекта Федерации возглавляет и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.
Например, по Конституции Республики Саха (Якутия) (ст. 65) высшим должностным лицом Республики и главой исполнительной власти в Республике является Президент Республики; по Конституции Республики Карелия (ст. 46) высшим должностным лицом Республики является глава Республики Карелия; по Конституции Республики Дагестан (ст. 92) главой Республики является Председатель Государственного Совета Республики Дагестан; согласно Уставу Кемеровской области (ст. 51) высшим должностным лицом Кемеровской области является губернатор Кемеровской области и т. д.
Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Федерации.
В случае, если конституцией (уставом) субъекта Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти субъекта Федерации, решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации принимается на совместном заседании палат.
Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Федерации вносится не позднее чем за 35дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации.
Перед внесением Президентом РФ предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Федерации в законодательный орган государственной власти субъекта Федерации проводятся соответствующие консультации по кандидатуре высшего должностного лица субъекта Федерации.
Законодательный орган государственной власти субъекта Федерации рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру высшего должностного лица субъекта Федерации в течение 14дней со дня внесения представления.
Решение законодательного органа государственной власти субъекта Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Федерации.
В случае, если конституцией (уставом) субъекта Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти субъекта Федерации, решение законодательного органа государственной власти субъекта Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов каждой из палат законодательного органа государственной власти субъекта Федераций.
В случае отклонения законодательным органом государственной власти субъекта Федерации представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта Федерации Президентом РФ не позднее семи дней со дня отклонения повторно вносится предложение о кандидатуре.
В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта Федерации проводятся консультации.
По истечении месячного срока и с учетом поведенных консультаций Президент РФ вправе
· внести новое предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Федерации,
· назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Федерации,
· распустить законодательный орган государственной власти субъекта Федерации.
В случае если после представления в третий раз кандидатуры высшего должностного лица субъекта Федерации Президент вправе назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Федерации и распустить законодательный орган государственной власти субъекта Федерации.
Высшим должностным лицом субъекта Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
Высшее должностное лицо субъекта Федерации не может быть одновременно депутатом законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации на срок не более пяти лет.
Высшее должностное лицо субъекта Федерации:
· представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Федерации;
· обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта Федерации;
· формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации в соответствии с законодательством субъекта Федерации и принимает решение об его отставке;
· вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный орган государственной власти субъекта Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого конституцией (уставом) субъекта Федерации;
· вправе участвовать в работе законодательного органа государственной власти субъекта Федерации с правом совещательного голоса;
· обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации с иными органами государственной власти субъекта Федерации и в соответствии с законодательством Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федераций с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
· осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации.
В случаях, когда высшее должностное лицо субъекта Федерации временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта.
Полномочия высшего должностного лица субъекта Федерации прекращаются досрочно в случае:
а) его смерти;
б) отстранения от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта Федерации;
в) его отставки по собственному желанию;
г) отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в других случаях, предусмотренные законом;
д) признания его судом недееспособными или ограниченно дееспособным;
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявление
умершим;
ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное
место жительства;
и) утраты им гражданства Российской Федерации.
Решениео досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации принимается законодательным органом государственной власти субъекта Федерации по представлению Президента РФ.
Законодательный орган государственной власти субъекта Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Федерации в случае
· издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Федерации не устранило эти противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения,
· в случае иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан,
· а также в случае ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта Федерации своих обязанностей.
Решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
В двухпалатном законодательном органе государственной власти субъекта Федерации решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта Федерации принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта Федерации правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта Федерации
Решение законодательного органа государственной власти субъекта Федерации о недоверии высшему должностному лицу субъекта Федерации направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта Федерации от должности.
Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта Федерации от должности влечет за собой отставкувозглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.
В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта Федерации не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией (уставом) или законом субъекта Федерации.
Например, согласно Уставу (Основному закону) Саратовской области (ст. 83) при досрочном прекращении полномочий губернатора области его права и обязанности переходят в полном объеме к председателю правительства области.
Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Федерации на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации, в случае:
а) досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации;
б) временного отстранения высшего должностного лица субъекта Федерации от должности, в том числе по основаниям, предусмотренным Федеральным законом;
в) отсутствия законодательного органа государственной власти субъекта Федерации или его самороспуска;
г) непринятия законодательным органом государственной власти субъекта Федерации по представленной Президентом РФ кандидатуре высшего должностного лица субъекта Федерации в установленный Федеральным законом срок решения о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации;
д) двукратного отклонения законодательным органом государственной власти субъекта Федерации представленной кандидатуры (представленных кандидатур) на должность высшего должностного лица субъекта Федерации.
Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта Федерации не имеет права распускать законодательный орган государственной власти субъекта Федерации, вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта Федерации.
В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Федерации вносится Президентом РФ не позднее 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Федерации.
Законодательство субъектов Российской Федераций предусматривает различный порядок формирования высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.
Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 92) кабинет министров Республики формируется ее Президентом. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Государственного Собрания Республики. Заместители премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики по представлению премьер-министра Республики.
По представлению премьер-министра Президент может включать в состав Правительства руководителей других органов и организаций Республики.
Согласно Закону г. Москвы «О Правительстве города Москвы» (ст. 5, 6) Правительство возглавляет премьер Правительства, которым является мэр или, по его решению, иное лицо. Первые заместители и заместители премьера, а также министры назначаются на должность и освобождаются от должности мэром.
Высший исполнительный орган государственной власти обеспечивает исполнение
· Конституции РФ,
· федеральных законов
· и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
· конституции (устава),
· законов
· и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации на территории субъекта Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации
· разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Федерации,
· участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации:
· осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
· разрабатывает проект бюджета субъекта Федерации,
· а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Федерации;
· обеспечивает исполнение бюджета субъекта Федерации,
· готовит отчеты об исполнении бюджета и выполнении программ социально-экономического развития субъекта Федерации;
· формирует другие органы исполнительной власти субъекта Федерации;
· управляет и распоряжается собственностью субъекта Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Федерации;
· вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные им правовые акты в случае, если эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Федерации, а также вправе обращаться в суд;
· заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления своих полномочий;
· осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Высшее должностное лицо субъекта Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта Федерации издает указы(постановления) и распоряжения. Эти акты, а также акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации (постановления . и распоряжения), принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Федерации.
Законодательный орган государственной власти субъекта Федераций вправе обращаться к высшему должностному лицу субъекта Федерации или в органы исполнительной власти субъекта с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты высшего должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации либо об их отмене, а также .вправе обжаловать эти акты в судебном порядке или обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии их Конституции РФ. Высшее должностное лицо субъекта Федерации вправе обратиться в законодательный орган государственной власти субъекта Федерации с предложениями о внесении изменений и (или) дополнений в постановления законодательного органа государственной власти субъекта либо об их отмене, а также вправе обжаловать их в судебном порядке.
Законодательный орган государственной власти субъекта Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Федерации, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.
Так, согласно Конституции Республики Бурятия (ст. 86) Народный Хурал Республики Бурятия дает согласие Президенту Республики на назначение членов Правительства Республики, образует и упраздняет министерства и государственные комитеты Республики по предложению Президента — Председателя Правительства Республики. Парламент Кабардино-Балкарской Республики (ст. 100 Конституции Республики) дает согласие Президенту Республики на назначение Председателя Правительства (Премьер-министра Республики), избирает по представлению Президента на должность вице-президента Республики и т. д.
Законодательный орган государственной власти субъекта Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Федерации, в назначении которых на должность он принимает участие. Например, согласно Конституции Республики Адыгея (ст. 70) к ведению Государственного Совета — Хасэ Республики относится выражение недоверия Премьер-министру Республики и членам Кабинета Министров Республики.