Конституционно-уставное правосудие в субъектах Российской Федерации
Конституционные и уставные суды представляют собой органы государственной власти, находящиеся в одном ряду с законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Это подтверждается несколькими обстоятельствами;
· закреплением в конституциях (уставах) наиболее важных элементов статуса данных судов;
· наличием в конституциях (уставах) специальных глав или норм, посвященных указанным судам.
Так, уставами Свердловской и Кемеровской областей уставные суды названы в числе органов, осуществляющих государственную власть в области, а Конституция Республики Саха (Якутия) объявляет Конституционный Суд одним из высших органов государственной власти Республики. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации наделяют конституционные (уставные) суды соответствующей юрисдикцией (полномочиями): рассматривать споры между органами государственной власти, проверять конституционность законов и других нормативных актов, давать толкование конституции или устава и др.
Осуществляя конституционно-уставный контроль, конституционные и уставные суды обеспечивают реализацию принципов демократического правового государства — разделение властей, господство права, конституционность, уважение прав и свобод человека и гражданина, тем самым обеспечивают функционирование системы сдержек и противовесов в механизме публичной власти субъектов Российской Федерации.
Конституционные и уставные суды являются самостоятельными органами судебной власти.
Это подчеркивается регулированием их организации и деятельности в главах конституций (уставов), посвященных судебной власти; указанием на то, что они входят в судебную систему Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») и в число судов субъектов Российской Федерации (ст. 99 Конституции Республики Саха (Якутия), ст. 132 Конституции Республики Башкортостан).
Конституционные и уставные суды разрешают конкретные дела на основе конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации в форме конституционно-уставного судопроизводства, выносят юрисдикционные акты, обязательные к исполнению.
Самостоятельность конституционных (уставных) судов гарантируется тем, что согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» суды независимы от чьей бы то ни было воли и подчиняются только Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 5), конституции (уставу) соответствующего субъекта Федерации.
В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов (ч. 4 ст. 5); присвоение властных полномочий суда преследуется по закону (ч. 5 ст. 5).
Автономностьконституционно-уставных судов юридически защищена конституционным (уставным) регулированием компетенции, специальным законодательством об этих судах, обязательностью их решений для всех государственных органов; она проявляется также в принятии судами собственных регламентов; в установлении особого порядка их бюджетного финансирования; в признании специфических форм ответственности конституционных (уставных) судей.
Конституционные (уставные) суды от иных судов отличает ряд особенностей.
Во-первых, данные суды выступают как высшие органы судебной власти по защите конституционного строя, что порой имеет прямое признание (ст. 87 Конституции Республики Карелия, ст. 132 Конституции Республики Башкортостан, ст. 100 Конституции Республики Бурятия, стЛ13 Конституции Республики Дагестан).
Во-вторых, они разрешают особые, конституционно-уставные споры и конфликты.
В-третьих, указанные суды рассматривают дела, руководствуясь конституциями или уставами, воздерживаясь от установления фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию иных судов или государственных органов.
В-четвертых, их деятельность осуществляется в форме особого, конституционно-уставного судопроизводства, на основе правил, определенных специальным законодательством.
Конституционные и уставные суды не являются по отношению к общим судам кассационной, апелляционной или надзорной инстанцией. Однако то, что они призваны защищать конституционно-уставные основы субъекта Российской Федерации, ставит их в особое положение. Указанные суды опосредованно через проверку конституционности (уставности) закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, влияют на правоприменительную практику, в том числе на практику судов общей и арбитражной юрисдикции,
Благодаря охранительной деятельности конституционных и уставных судов конституции и уставы субъектов. Российской Федерации становятся непосредственно, реально действующим правом.
Официальные символы и местопребывание конституционных (уставных) судов. Символами судебной власти конституционных (уставных) судов служат Государственный флаг субъекта Российской Федерации, который поднимается над зданием, занимаемым конституционным (уставным) судом, находится в зале заседаний и в служебном помещении судьи конституционного (уставного) суда, а также Государственный герб в зале заседаний. Конституционные (уставные) суды имеют печати с изображением Государственного герба субъекта Российской Федерации и своим наименованием. Судьи заседают в мантиях.
Местом постоянного пребывания конституционного (уставного) суда является столица субъекта Российской Федерации. Конституционный (уставный) суд может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым.