Главы администраций в пределах своих полномочий несут за это персональную ответственность.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обязаны соблюдать правила парламентской этики.

Так, согласно Регламенту Государственной Думы выступающий в ней не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Думы и других лип, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации представляют в налоговые органы декларацию о доходах и сведения об изменении своего имущественного положения одновременно с представлением их соответственно в Государственную Думу и Совет Федерации.

Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки налоговыми органами, подлежит опубликованию в Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации».

Возлагая на парламентариев самые ответственные обязанности, законодательство предоставляет им все необходимые для работы условия. Эти условия, позволяющие успешно решать стоящие перед ними задачи, — важнейшие гарантииих деятельности.

Такие гарантии устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», другими федеральными законами.

В качестве таких гарантий выступают:

права парламентариев на условия работы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление их полномочий,

а также обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц создавать эти условия.

Согласно Конституции РФ (ст. 104) и Федеральному закону о статусе депутатов (ст. 11) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают правом законодательной инициативы.

Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в Государственной Думе.

Парламентарии обеих палат пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией палаты, членами которых они состоят.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы лично участвует в заседании своей палаты, а также комитета или комиссии, членом которой он состоит.

Если парламентарий не может присутствовать на заседании соответствующей палаты, комитета, комиссии по уважительной причине, он заблаговременно информирует об этом соответствующего председателя палаты, председателя комитета, комиссии.

Член Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях государственной Думы, а депутат Государственной Думы — на всех заседаниях Совета Федерации.

Депутат и группа депутатов Государственной Думы, а также член, группа членов Совета Федерации вправе обращаться с запросом к

Председателю Правительства РФ и его членам,

Генеральному прокурору РФ,

Председателю Центрального банка,

Председателю Центральной избирательной комиссии,

председателям других избирательных комиссий,

председателям комиссий референдума,

руководителям иных федеральных органов государственной власти,

органов государственной власти субъектов Федерации

и органов местного самоуправления,

Пенсионного фонда РФ,

Фонда социального страхования РФ,

Федерального фонда обязательного медицинского страхования

по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Запрос направляется членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы самостоятельно и не требует огласки на заседании соответствующей палаты. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 днейсо дня его получения или в иной, согласованной с инициатором запроса срок.

Совет Федерации и Государственная Дума вправе направить парламентский запрос

· Председателю Правительства, членам Правительства,

· Генеральному прокурору,

· Председателю Центрального банка,

· Председателю Центральной избирательной комиссии,

· председателям других избирательных комиссий,

· председателям комиссий референдума,

· Председателю Счетной палаты,

· руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления,

· Пенсионного фонда,

· Фонда социального страхования,

· Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты в порядке, установленном регламентами палат.

Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленной соответствующей палатой форме. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается на заседании соответствуюшей палаты. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты, от имени которой был направлен парламентский запрос.

Запрос призван служить

· средством контроля Совета Федерации и Государственной Думы за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления,

· средством выявления

· и устранения недостатков в их работе.

Совет Федерации, Государственная Дума вправе пригласить Пред-седателя Правительства РФ, членов Правительства, Генерального прокурора, председателей Центрального банка и Центральной избирательной комиссии, руководителей иных федеральных органон государственной власти, органон государственной власти субьектов Федерации и органов местного самоуправления, а также председателей Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ на заседание соответствующей палаты.

В порядке работы соответствующей палаты предусматривается время для обращения членов, депутатов соответствующей палаты с вопросами кдолжностным лицам, перечисленным в законе.

По вопросам своей деятельности депутаты пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами

· органов государственной власти,

· органов местного самоуправления,

· предприятий, учреждений и организаций,

· общественных объединений,

· лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ,

· других войск и воинских формирований.

Аналогичным правом обладают и члены Совета Федерации.

Важное значение имеют установленные законом гарантии получения депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации необходимой им информации.

Они обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального Собрания, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Правительством РФ. Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом РФ, Счетной палатой, Центральной избирательной комиссией, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами. При обращении депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации в органы государственной власти, органы местного самоуправлениявления. общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации должностные лица обеспечивают их: по вопросам, связанным с парламентской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов — не позднее 30 дней со дня получения обращения) предоставляют необходимую им информацию и документацию независимо от степени секретности в соответствии с федеральным законодателъством о государственной тайне.

Парламентарии пользуются преимущественным правом выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации.

При этом материалы, представляемые ими по поручению соответствующей палаты, комитета или комиссии, а также депутатского объединения, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом (членом Совета Федерации), но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представляемых депутатом (членом Совета федерации) материалов без его согласия не допускается.

Наряду с этим федеральное законодательство устанавливает для парламентариев дополнительные юридические гарантии охраны их прав в области трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений.

По Конституции РФ (ст. 98) и Федеральному закону о статусе член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Однако следует иметь в виду, что согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. эти положения распространяются лишь на действия по осуществлению парламентариями их деятельности в качестве депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

В случае возбуждения уголовного дела Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ в течение 3-х суток направляет в соответствующую палату представление о лишении парламентария неприкосновенности(ст. 448 УПК РФ).

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, на принадлежащие им документы.

Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и за другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Это положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

Депутат Государственной Думы или член Совета Федерации вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.

Палата рассматривает представление Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета. При необходимости от Председателя Следственного комитета могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в палате вправе участвовать ее член (депутат), в отношении которого внесено представление.

Жизнь и здоровье депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета.

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случае гибели (смерти) депутата (или члена Совета Федерации), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровью или в случае причинения депутату (члену) в связи с осушествлением им своих полномочий увечья или иного повреждения, здоровья. В случае причинения депутату Государственной Думы или члену Совета Федерации увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным возна-раждением на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без учета выплат страховых сумм по государственному страхованию.

В случае смерти парламентария материальное обеспечение членов его семьи осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о материальном обеспечении членов семьи умершего парламентария.

Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в стажфедеральной государственной службы.

Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу, или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий.

Депутату Государственной Думы, члену Совета Федерации по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.

Федеральное законодательство предусматривает обеспечение материально-финансовых условий для осуществления членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы своих полномочий.

Членам Совета Федерации независимо от занимаемой в Совете Федерации должности, за исключением Председателя Совета Федерации, и депутатам Государственной Думы независимо от занимаемой в Думе Должности, за исключением Председателя Государственной Думы, устанавливаются одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение и одинаковые денежные поощрения в размерах, установленных для федерального министра.

Председателю Совета Федерации и председателю Государственной Думы устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного вознаграждения Председателя Правительства РФ.

По состоянию на сегодняшний день денежное содержание Председателя Правительства РФ составляет около 140тыс. рублей, федерального министра – около 100тыс. рублей (Президента – около 160 тыс. рублей)

Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы выделяются средствав целях материального обеспечения их деятельности. Объем выплат определяется на основании перечня расходов на материальное обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, устанавливаемого ежегодно соответственно постановлениям палат согласно их регламентам.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеет право на внеочередное поселение в гостинице. Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение одного часа предоставить парламентарию отдельный номер с телефоном. Это право распространяется также на лицо, сопровождающее члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Парламентариям, не имеющим жилой площади в г. Москве, на период осуществления ими своих полномочий в трехмесячный срок предоставляется служебное жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

В случае роспуска Государственной Думы ее депутаты получают единовременное денежное пособие, равное трехкратному размеру его ежемесячного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий.

Депутату Государственной Думы и проживающим совместно с ним членам его семьи, находящимся на день роспуска Государственной Думы вне своего постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и провоз принадлежащего им имущества к постоянному месту жительства.

Депутату Государственной Думы, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством пенсионного возраста.

При этом он имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, которая устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляли: при исполнении парламентарием своих полномочий от одного года до трех лет — 55%, свыше трех лет — 75% ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня. Им также предоставляется медицинское, санаторно-курортное и бытовое обеспечение на условиях, установленных для членов Правительства РФ.

Федеральным законодательством предусматривается ряд других гарантий для выполнения депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации своей работы.

Депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации для осуществления ими своей деятельности в здании соответствующей палаты предоставляются отдельные служебные помещения. Они пользуются в связи с осуществлением ими своих полномочий правительственной и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации на территории Российской Федерации. Все услуги связи они получают вне очереди. Все виды их почтовых и телеграфных отправлений пересылаются, обрабатываются и доставляются разряде правительственных, а расходы по использованию средств связи возмещаются за счет федерального бюджета. Они пользуются правом бесплатных телефонных переговоров.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют вправо бесплатнопользоваться воздушным, железнодорожным, водным транспортом и автобусамимеждугородных сообщений, а также право внеочередного приобретения проездных документов.

Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы для поездок в связи с осуществлением ими своих полномочий по территории Российской Федерации служебный автотранспортпредоставляется по вызову парламентария органами государственной власти субъектов Федерации, а для поездок по г. Москве и Московской области — соответствующими федеральными органами государственной власти.

Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутатов и членов Совета Федерации, относятся на счет федерального бюджета.

Член Совета Федерации вправе иметь помощников по работе в Совете Федерации и по работе в субъекте Федерации. Депутат Государственной Думы вправе иметь помощников по работе в Думе и по работе на территории, определенной депутату Думой в соответствии с законом. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы могут иметь до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору. Число помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе не может быть более двух.

Важное значение с точки зрения обеспечения парламентариям нормальных условий работы имеет установленная Федеральным законом о статусе депутатов ответственность за невыполнение их законных требований; за неправомерное воздействие на парламентариев, членов их семей и других их родственников; за проявления неуважения к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы.

Парламентарии имеют удостоверения, являющиеся их основным документом, подтверждающим личность и полномочия, и нагрудные знаки соответственно «Член Совета Федерации» и «Депутат Государственной Думы», которыми они пользуются в течение срока своих полномочий.

Удостоверения депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации — это документы, дающие право беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности.

Положения об удостоверениях и нагрудных знаках члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, их образцы и описания утверждаются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральный законодательный процесс. Акты Федерального Собрания РФ и его палат.

Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания являются принимаемые им акты. Основные акты Федерального Собрания — это законы.

В соответствии с Конституцией (ст. 76) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. З)1.

Наши рекомендации