Роспуск другой палаты парламента — Совета Федерации — Конституцией вообще не предусмотрен.

По нашему мнению, введение подобного института в конституционный механизм разрешения кризисов между различными ветвями власти достаточно оправданно: во-первых, устанавливаются четкие правовые процедуры выхода из ситуаций, когда возникшие "разногласия не могут быть преодолены путем выработки обших позиций», и, во-вторых, всегда остается возможность воздействия на самого Президента и обеспечивается преемственность законодательной (выборной) власти.

Роспуск Президентом Государственной Думы является крайней мерой. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с гем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Касаясь полномочий Президента Российской Федерации в сфере законодательства, необходимо выделить следующее:

— Президент в соответствии со ст. 104 Конституции обладает правом законодательной инициативы;

— на Президента возложена также обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы (в течение 14 дней с момента его поступления на подпись Президенту).

Последняя, как бы традиционная функция главы государства завершает законодательный процесс путем придания закону обязательной силы. Однако заметим, что подписание закона Президентом России отнюдь не является, как это имеет место в некоторых странах, актом формальным. Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 107 Конституции имеет право отклонить закон (так называемое отлагательное вето Президента), что влечет за собой его повторное рассмотрение. Конституция предусматривает возможности преодоления президентского вето по отношению к закону, принятому парламентом.

Президент Российской Федерации имеет также полномочия на издание собственных правовых актов — указов и распоряжений (ст. 90 Конституции).

Указы и распоряжения Президента — это властные акты, они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента Российской Федерации являются правовой базой издания Правительством его актов (ч. 1 ст. 115 Конституции).

По юридическим свойствам указы и распоряжения Президента делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы и распоряжения Президента, содержащие правовые нормы, — общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. К индивидуальным — указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц, акты Президента о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.

Издаваемые Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Согласно ч. 6 ст. 125 акты Президента или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению. Указами Президента Российской Федерации оформляются наибо-1 лее важные решения Совета безопасности.

Порядок вступления в силу актов Президента Российской Федерации установлен Указом Президента от 25 марта 1992г.: акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи днейпосле их официального опубликования, за исключением случаев, когда при принятии акта установлен другой срок введения его в действие. Официальное опубликование актов Президента РФ с 1 мая 1994г. осуществляется в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации» в разделе «Указы и распоряжения Президента», а также в «Российской газете».

Отдельного рассмотрения заслуживают полномочия Президента Российской Федерации, связанные с обеспечением согласия внутри государственного аппарата.

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий

· между органами Государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации,

· а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции РФ).

Кроме того, Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Обращаться в судебные инстанции Президент России может также в случае недостижения согласованного решения по спорам как между органами власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органами власти субъектов Федерации между собой.

Президент Российской Федерации обладает значительными полномочиями и сфере реализации внешнеполитических функций, где он в соответствии с Конституцией страны является ключевой фигурой.

В соответствии со ст. 86 Конституции Президент

осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации,

ведет переговоры и подписывает международные договоры,

подписывает ратификационные грамоты (после ратификации международных договоров парламентом России),

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций.

В Конституции, однако, не определены формы руководства Президентом внешней политикой. Этот вопрос урегулирован Указом Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнителыюй власти» от 9 марта 2004 г. за № 314, установившим, что Министерство иностранных дед Российской Федерации находится в двойном подчинении: Правительства и Президента.

Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры как глава государства, представляющий Российскую Федерацию в международных отношениях. Это соответствует международному обычаю, в соответствии с которым за главой государства признается право осуществлять свои конституционные полномочия, в частности вести переговоры, заключать соглашения и договоры на территории как своей страны, так и иностранного государства при временном на пен пребывании- При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, поскольку он ими обладает по занимаемой должности.

Рассматривая значение права Президента подписывать международные договоры, следует учитывать, что согласно п. «д» ст. 106 Конституции международные договоры Российской Федерации подлежат ратификации Федеральным Собранием, которая произво-дится в порядке принятия федерального закона.

Президент Российской Федерации обладает значительными полномочиями в сфере обеспечения прав личности — граждан и лиц без гражданства (ст. 89 Конституции). Это также достаточно традиционные полномочия главы государства.

В частности, сюда относятся:

· решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

· награждение государственными наградами Российской Федерации,

· присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий;

· осуществление помилования.

Предоставление политического убежища является суверенным правом государства — субъекта международного права. Президент России обладает прерогативой на принятие решений о предоставлении политического убежища. Это еще раз свидетельствует об особой роли Президента в системе государственного устройства Российской Федерации.

Только Президент уполномочен награждать государственными наградами и присваивать почетные звания Российской Федерации. Указом Президента от 2 марта 1994 г. утверждено Положение о го-сударсч пенных наградах Российской Федерации. Государственных наград (в том числе и почетных званий) могут быть удостоены граждане России, иностранные граждане и липа без гражданства.

Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с государственными наградами, при Президенте действует образуемая им Комиссия по государственным наградам.

К исключительным (прерогативным) полномочиям Президента России относится и его право помилования. Помилование — это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывавших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т.е. принимаются в отно-иении_конкретного липа или нескольких определенных лиц. Этим помилование отличается от амнистии, правом применения которой наделена Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

Полномочие Президента по осуществлению помилования касается лиц, осужденных судами, входящими в судебную систему Российской Федерации. Для предварительного рассмотрения вопросов о помиловании при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам помилования.

Обратимся далее к полномочиям Президента как Верховного Главнокомандуюшего Вооруженными Силами РФ (ст. 87 Конституции).

К таким полномочиям, в частности, относятся:

· формирование Совета обороны;

· утверждение военной доктрины Российской Федерации;

· назначение и освобождение от должности высшее командование Вооруженных Сил России;

· введение поенного или чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

С целью обеспечения исполнения конституционных полномочий Президента как Верховного Главнокомандующего установлена подведомственность федерального Министерства обороны Президенту РФ наряду с подчинением министерства Правительству России.

Следует отметить, что Президент осуществляет общее руководство всеми органами обеспечения безопасности Российской Федерации. Он возглавляет Совет безопасности и Совет обороны, совместно с Федеральным Собранием определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности России, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, реализует ряд иных полномочий.

В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В Конституции устанавливается, что общие правовые условия режима военного положения определяются федеральным конституционным законом.

Военное положение, вводимое Президентом, представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства и общества. Поэтому в интересах обороны страны, безопасности государства и защиты конституционного строя, с целью обеспечения в экстремальной ситуации неукоснительного исполнения установленных для должностных лиц и граждан обязанностей в обстановке военного времени могут предусматриваться отдельные ограничения прав и свобод человека и гражданина с указанием пределов и сроков их действия. Именно поэтому Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Советом Федерации (п.«б» ст. 102 Конституции). Без утверждения такого указа Президента парламентом он не будет иметь юридической силы.

Угроза безопасности России может возникнуть не только в связи с военной агрессией, но и в силу ряда внутренних причин:

экологические катастрофы;

природные (стихийные), техногенные бедствия;

массовые беспорядки и др.

В этих случаях согласно ст. 88 Конституции Президент при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным Законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Согласно ст. 56 Конституции при введении в условиях чрезвычайного положения отдельных ограничений прав и свобод человека и гражданина должны указываться пределы и сроки действия таких ограничений, кроме того, в этой же статье установлен перечень конституционных прав и свобод, которые не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения, не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46—54 Конституции.

Лекция 7. Федеральное собрание (Парламент) Российской Федерации

Конституционные основы российского парламентаризма. Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации.

Наши рекомендации