Полномочия Президента РФ. Акты Президента РФ.

В России институт президентства был учрежден по результатам референдума, проведенного 17 марта 1991 г. При этом статус Президента определен специальным законом «О Президенте РСФСР», основные положения которого затем были включены в текст Конституции РСФСР.

В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента РОССИИ регулируются гл. 4 Кон-

ституции РФ 1993 г. «Президент Российской Федерации». Отдельные вопросы статуса Президента России и его деятельности как главы -государства регулируются и иными нормативными актами.

Институт президентства в России формировался с учетом соответствующего мирового опыта.

Вместе с тем можно утверждать, что устройство президентской власти в стране весьма специфично, отражает российские условия политической жизни. Поэтому нет оснований говорить о механическом копировании и России опыта организации президентской власти какой-либо страны.

Президент в системе органов государственной власти России занимает особое место и непосредственно не входит ни в одну из известных трех ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную).

Согласно ст. 80 Конституции РФ «Президент Российской Феде-рации является главой государства», а не высшим должностным липом и главой исполнительной власти в Российской Федерации, как это было предусмотрено в прежней Конституции РСФСР. Таким образом. Президент как бы дистанцирован от Правительства РФ, а следовательно, и от непосредственной ответственности за его деятельность, которой в большем объеме возложена теперь на Председателя Правительства. И в этом, думается, есть резон, поскольку Президент — это выборный пост.

По Конституции РФ Президент как глава государства является:

1) гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

2) принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации;

3) обеспечивает согласованное действие органов государственной власти;

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Придание Президенту России статуса главы государства, на наш взгляд, дает определенные преимущества такой системе управления государством. Прежде всего, персонифицируется представительство государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Выполнение представительских функций главой государства, а не высшим должностным липом, входящим в систему исполнительной власти, по нашему мнению, является предпочтительным. Возникает достаточная мощная система противовесов. В ином же варианте создается почва для возникновения противоречий между различными ветвями власти.

Однако статус Президента России не дает никаких оснований трактовать президентскую власть ни как стоящую над всеми иными ветвями властями, ни как зависящую от них. Каждая ветвь власти в Российской Федерации осуществляет закрепленные за ней полномочия. Функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния, что и обеспечивает необходимый консенсус, баланс интересов,

В Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в:

· ограниченности полномочий Президента достаточно коротким четырехлетним сроком;

· порядке его всенародных выборов, их альтернативном характере и недопустимостью занятия поста Президента более двух сроков;

· возможности досрочного прекращения полномочий и отрешения Президента от должности;

· наличии порядка признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента Российской Федерации на основе решения Констуционного Суда.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция к ст. 80 конкретизирует в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются важнейших основ жизнедеятельности государства и общества — незыблемости конституционного строя, нешвисимости и целостности государства, определения основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Вся деятельность Президента РФ, в какой бы сфере она ни проявлялась, направлена на охрану Конституции, обеспечение неукоснительного исполнения ее правовых предписаний. Для этого Президент России в первую очередь обеспечивает создание такого правовою режима, при котором ни один орган государства, ни одно должностное лицо не нарушали бы Конституции, не принимали противоречащих ей правовых актов и не нарушали прав и свобод личности и гражданина.

Свои полномочия Президент осуществляет на основе своей собственной и ничем не связанной воли. Полномочия реализуются в рамках и в соответствии с Конституцией и иными федеральными законами в необходимом взаимодействии с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти.

Рассмотрим эти полномочия более подробно, подразделив их на несколько достаточно обособленных групп.

Первую группу полномочий Президента Российской Федерации составляют полномочия по формированию федеральных органов государственной власти.

Эта особая группа полномочий Президента России закреплена в ст. 83 Конституции и связана с назначением и освобождением должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые позиции на федеральном уровне, деятельность которых оказывает существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства.

В этой связи Президент, в частности, участвует в формировании исполнительных органов государственной власти Российской Федерации:

· назначает с согласия Госдумы Председателя Правительства.

· определяет не только систему, но и структуру системы федеральных органов исполнительной власти.

Она утверждается указами каждого нового Президента России при решении вопроса о формировании и переформировании Правительства.

Указы Президента о структуре федеральных органов исполнительной власти устанавливают, в частности, какие органы упраздняются, кому передаются их полномочия, какое наименование обретают вновь образованные органы, какова численность Правительства. Этими же актами фиксируется конкретный перечень действующих федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств и пр.

В соответствии с Конституцией федеральными конституционными и федеральными законами Президент непосредственно руководит деятельностью целого ряда федеральных органов исполнительной власти, которые принято называть «силовыми».

Среди них:

Министерство внутренних дел,

МЧС России,

Министерство иностранных дел,

Министерство обороны.

Министерство юстиции,

федеральные службы: фельдъегерская, внешней разведки, безопасности, по контролю за оборотом наркотических средств и психо-тропных веществ, охраны;

федеральные агентства;

Главное управление специальных программ Президента РФ,

Управление делами Президента РФ;

Помимо этого Президент РФ

— участвует в формировании органов судебной власти (предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, судей других федеральных судов, в том числе и судей военных судов военных округов, групп войск, армий, флотилий, гарнизонов и им равных военно-судебных органов — назначает лично);

— предлагает Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора и вносит в эту же палату предложения об освобождении Генерального прокурора от должности;

— назначает и освобождает от должности своих полномочных представителей в семи федеральных округах, представителей в палатах Федерального Собрания;

— формирует Администрацию Президента, призванную оказывать ему помощь в выполнении своих полномочий;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

— назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Конституцией предусмотрены две основные процедуры участия Президента в назначении должностных лиц:

1) собственно президентские назначения:

2) назначения при участии других должностных лиц или органов (по представлению Президента или с согласия Президента).

Последняя процедура может быть различна по форме и иметь далеко не одинаковое значение.

Так, Президент формирует Совет безопасности РФ и является по должности его Председателем.

Он самостоятелен при назначении и отзыве дипломатических представителей в иностранных государствах. Согласия соответствующих комитетов и комиссий Федерального Собрания на такие назначения не требуется. Тем не менее, с ними обычно проводятся консультации рекомендательного характера, что, как представляется, обеспечивает должный авторитет назначенным Президентом лицам, представляющим за рубежом Российскую Федерацию.

При назначении отдельных должностных лиц федеральных органов Президент взаимодействует с исполнительной и законодательной властью.

Так, назначение Председателя Правительства РФпроизводится Государственной Думой по представлению Президента.

Между тем Государственной Думой предложения Президента по назначению Председателя Правительства выражается в принятии постановления большинством голосов от общего числа членов Госдумы — это не только правовой, но и политический акт, поскольку выражение Государственной Думой согласия на назначение Председателя Правительства является также выражением доверия к будущему Правительству. Если Правительство утрачивает доверие Государственной Думы, то она в соответствии с п. З ст. 117 Конституции может выразить ему недоверие.

Аналогичным образом производятся назначения так называемых силовых министров и Генерального прокурора РФ, что, как представляется, обеспечивает определенные гарантии против авторизации силовых функций, возврата России к полицейскому государству.

Президент представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка и ставит вопрос перед Государственной Думой о его освобождении от должности.

Сотрудничество Президента и непосредственно избираемой населением Государственной Думы в вопросе о возглавляющем Государственный банк лице очень существенно, поскольку на основании ч. 2 ст. 75 Конституции свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля — Центральный банк России осуществляет «независимо от других органов государственной власти».

Президент как глава государства совместно с Правительством обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78 Конституции).

В реализации данной функции Президента Российской Федерации особую роль играют такой сравнительно недавно сформированный орган, как Государственный Совет Российской Федерации, а также институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Государственный Совет Российской Федерации (далее Госсовет России) был образован в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ с тем, чтобы гарантировать непосредственное участие глав исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, переставших быть членами Совета Федерации, в решении важнейших вопросов общественной и государственной жизни, обеспечивая при этом наиболее эффективный учет интересов и потребностей субъектов Федерации.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. было утверждено Положение о Государственном Совете Российской Федерации.

По своему статусу Госсовет России является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

На заседаниях Госсовета России обычно обсуждаются проблемы, касающиеся

взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов,

важнейших аспектов государственного строительства, укрепления основ федерализма и прочее.

По результатам обсуждения вносятся предложения Президенту.

По предложению главы нашего государства Госсовет России рассматривает проекты указов Президента, имеющих общегосударственное значение, вопросы исполнения Конституции, федеральных законов и пр. Госсовет России оказывает содействие Президенту в использовании согласительных процедур, рассматривает проект федерального бюджета.

В состав Госсовета России входят Председатель и члены — на общественных началах. Председателем Совета является Президент Российской Федерации, членами — по должностям высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации.

Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного Совета Российской Федерации из 7 его членов. Его состав определяется Президентом Российской Федерации, причем ротация состава осуществляется 1 раз в полгода. Учреждена и должность Секретаря Государственного Совета Российской Федерации. На общественных началах им является один из заместителей Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, который де-юре не входит в состав Государственного Совета России. Решения Госсовета России вырабатываются путем достижения консенсуса по обсуждаемым вопросам повестки дня. По предложению его Председателя может проводиться поименное голосование.

В обеспечении реализации Президентом его полномочий на всей территории Российской Федерации, воссоздании и укреплении так называемой «вертикали власти» ответственную роль играют его полномочные представители в федеральных округах.

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации за все время своего непродолжительного существования неоднократно претерпевал изменения. Первоначально была учреждена должность полномочного представителя Президента России в субъекте Российской Федерации; затем она была преобразована в полномочного представителя Президента России в регионе (охватывающем несколько субъектов Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. было произведено очередное изменение в этой сфере и учрежден нынешний институт полномочного представителя Президента в федеральном округе. Этим же актом было утверждено Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Необходимость последнего преобразования была обусловлена потребностью в современных формах обеспечения реализации Президентом России своих конститупионных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и контроля над исполнением их решений.

Были образованы следующие федеральные округа:

1) Центральный,

2) Северо-Западный,

3) Южный.

4) Приволжский,

5) Уральский,

6) Сибирский,

7) Дальневосточный.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации по одному из указанных семи федеральных округов назначается на эту должность (и освобождается) Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации главы государства. Полномочный представитель назначается на должность на срок, определяемый Президентом Российской Федерации, но не превышающий срока исполнения Главой государства своих полномочий (практически не более 4 лет).

В задачиполномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе входят:

организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти контроля над исполнением решений федеральных органов;

представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе

координирует деятельность федеральных органов в округе;

организует их взаимодействие с органами власти субъектов Федерации;

анализирует эффективность работы правоохранительных органов;

осуществляет контроль над исполнением федеральных законов;

согласовывает назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента Российской Федерации.

Административно-распорядительными полномочиями представи-тель Президента Российской Федерации в федеральном округе не наделен. Однако он имеет право запрашивать и получать необходимые ему документы, организовывать проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, ход реализации федеральных программ; имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, расположенные на территории федерального округа.

Организационное обеспечение деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе осуществляется Администрацией Президента Российской Федерации, глава которой осуществляет оперативное руководство данным институтом.

Говоря о первой группе полномочий Президента Российской Федерации по формированию федеральных органов государственной власти, нельзя обойти вниманием государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента, — Администрацию Президента. Администрация Президента является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом «и» ст. 83 Конституции, который обеспечивает деятельность Президента и осуществляет контроль за исполнением решений. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что Администрация — это конституционный государственный институт, играющий видную роль как в деятельности самого Президента, так и в функционировании всей системы органов государственной власти.

Поскольку деятельность Президента чрезвычайно многообразна и разнопланова. при сохранении необходимой стабильности весьма динамичны деятельность и структура Администрации Президента Российской Федерации. За период функционирования Администрации Президента уже накопился определенный опыт развития как самого статуса Администрации, так и его отдельных структурных подразделений. С 1993 г., т.е. со времени создания, этот государственный аппарат прошел сложный путь развития.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490, которым утверждено Положение об Администрации Президента Российской Федерации, в состав Администрации входят:

Руководитель Администрации Президента,

два заместителя руководителя — помощника Президента, помощники Президента,

пресс-секретарь Президента,

руководитель протокола,

полномочные представители Президента в федеральных округах,

советники Президента,

полномочные представители Президента в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде,

старшие референты,

референты Президента и иные должностные липа Администрации;

управления Президента Российской Федерации;

иные самостоятельные подразделения Администрации.

Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов.

Администрация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, наименованием «Администрация Президента Российской Федерации», расчетные и текущие счета в банках и других кредитных организациях.

Следующую группу полномочий Президента России составляют полномочия, относящиеся главным образом к его взаимоотношениям с законодательной властью Российской Федерации, т.е. полномочия, связанные с обеспечением деятельности парламента Российской Федерации и принятием федеральных законов.

В соответствии с положениями ст. 84 Конституции Президент России:

· назначает выборы Государственной Думы;

· распускает Государственную Думу;

· обладаем правом законодатсдьной инициативы, т.е. вносит законопроекты на рассмотрение в Государственную Думу;

· подписывает и обнародует федеральные законы;

· обладает правом отлагательного вето на федеральные законы.

Президент России обращается также к Федеральному Собранию с ежегодными Посланиямио положении в стране, об основных на-правлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации имеет Право распустить Государственную Думу и случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 109, ст. 117), а именно:

— после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации и Государственной Думой (в этом случае — Президент Российской Федерация назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);'

— при выражении Государственной Думой недоверия Правительству российской Федерации (Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы) Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации, либо не согласиться с решением Государственной Думы в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Необходимо отметить, что право Президента Российской Федерации распускать Государственную Думу не является абсолютным и ограничено строго определенными случаями.

Так, Государственная Дума в течение года после ее избрания не может быть распушена по основаниям, указанным в ст. 117 Конституции, т.е. в случае несогласия Президента с выраженным Думой недоверием Правительству. Государственная Дума не может быть также распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч- 4 ст. 109 Конституции). Государственная Дума не может быть распушена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч. 5 ст. 109 Конституции РФ).

Кроме того, надо имен, и виду, что Президент Российской Федерации вправе распустить только одну палату Федерального Собрания (ст. 109 Конституции).

Наши рекомендации