Экономические основы конституционного строя.

Конституция РФ в содержание основ конституционного строя арства включает нормы, регулирующие отношения, связанные с экономической системой РФ. Эти отношения являются существенной предпосылкой полновластия народа и реальной свободы личности.

Экономические отношения в обществе складываются из отношений собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, и хотя они в своей осно

ве возникают и развиваются объективно, однако общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них значительное влияние.

Экономическую основу конституционного строя РФ составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство. В его рамках производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные субъекты хозяйствования, находящиеся между собой в отношениях конкуренции.

Первым элементом экономической системы государства являются отношения собственности. Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. В любом развитом обществе существуют две основные формы собственности — частная и публичная. Все остальные формы всегда производны от них.

Государство создает одинаковые условия для развития всех форм собственности, обеспечивает их равную правовую защиту. Собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, которые не противоречат закону. Однако при этом осуществление права собственности не должно нарушать права и законные интересы других лиц, наносить ущерб здоровью граждан и окружающей среде. Право собственности может распространяться на любое имущество, за исключением выведенного из гражданского оборота по соображениям государственной и общественной безопасности.

Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности.

Среди этих форм ст. 8 Конституции называет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Согласно Конституции РФ граждане могут иметь в частной собственности землю (ст. 36), имущество (ст. 35); владеть, пользоваться, распоряжаться ими как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В Российской Федерации отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными законодательными актами РФ, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

Вторым элементом экономической системы государства является производство материальных благ. В его основе лежит созидательный труд человека. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, а потому оно заинтересовано в создании благоприятных условий для труда, которые стимулировали бы его эффективность.

Всем, кто занят в производстве, независимо от форм собственности, законом гарантированы справедливые условия найма, увольнения и оплаты труда. Большое значение придается и предпринимательской деятельности, свобода которой также гарантируется государством.

В условиях развивающейся рыночной экономики в РФ производство и распределение благ осуществляются как частными, так и государственными предприятиями и учреждениями, включая предприятия и учреждения субъектов РФ.

Государство должно нести ответственность в различных формах за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. занятости); о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен и т. п.)

• или колебаний спроса на международном рынке; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.

«В Российской Федерации, гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ст.8).

В Российской Федерации действует также Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.

Предусматривается государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях.

Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Закон возлагает на Антимонопольный комитет РФ.

Создавая социальное рыночное хозяйство, РФ стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.

Наши рекомендации