Iii. порядок защиты дипломной работы
3.1. К защите дипломной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности высшего профессионального образования, успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний и получившее допуск к защите по решению соответствующей кафедры.
3.2. Защита работы проводится на открытом заседании ГАК с участием не менее двух третей ее состава, на которое могут приглашаться, кроме дипломников, руководители и рецензенты работ, а также преподаватели, кафедры, представители государственных органов, обучающиеся.
3.3. На заседание ГАК представляются следующие документы:
— списки лиц, допущенных к защите дипломной работы (представляет деканат);
— сводная ведомость итоговых оценок по учебным дисциплинам, полученных защищающими работы за весь период обучения (представляет методист);
— дипломные работы с отзывами руководителей (консультантов) и рецензиями (представляет кафедра);
— иные материалы, подтверждающие эффективность дипломной работы (печатные труды, статьи, акты о внедрении и т. п.) (представляют выпускники).
3.4. На защиту работы каждому выпускнику, как правило, отводится не более 15 минут;
3.5. Защита работы происходит, как правило, в следующей последовательности:
— секретарь ГАК представляет комиссии и присутствующим автора дипломной работы, называет тему работы;
— автор дипломной работы делает доклад по сути проведенного исследования;
— одним из членов ГАК зачитываются отзыв и рецензии на работу (или выступает руководитель и рецензенты и иные материалы, акты и справки (если они приложены к работе);
— выпускник отвечает на замечания в рецензиях, вопросы комиссии (если они имеются);
— выступают участники заседания (по желанию) с лаконичными репликами по существу дипломной работы, содержащими ее мотивированную оценку;
— выпускник отвечает на замечания и пожелания, высказанные выступавшими, защищает те положения, которые встретили возражения.
В ходе защиты выпускнику могут быть заданы любые вопросы теоретического и практического характера в рамках данной темы. Вопросы могут задавать члены ГАК, руководители, рецензенты и профессорско-преподавательский состав образовательного учреждения.
При ответе на вопросы выпускнику разрешается с согласия председателя экзаменационной комиссии ГАК использовать дипломную работу.
Более подробно остановимся на том, как должно происходить выступление с докладом и как себя вести во время защиты. Очень важным является подготовка емкого и яркого выступления. Оно должно быть подготовлено и написано заранее, согласовано с научным руководителем и консультантом. Выступление не должно полностью копировать введение к дипломной работе. Начать выступление целесообразно с обращения к членам ГАК и озвучивания темы дипломной работы. Кратко следует осветить актуальность работы и причины, побудившие дипломника выбрать именно эту тему. Желательно остановиться на основных методологических параметрах работы: цели, задачах, методах исследования. Дальнейший текст должен содержать основные теоретические выкладки по изучаемой научной проблеме, выводы и рекомендации, сформулированные автором. Выступление не должно занимать слишком много времени. Оно должно быть в пределах 10 минут.
Текст выступления перед защитой следует неоднократно прочитать вслух, обращая внимание на логические ударения, дикцию, паузы. Выступление лучше построить в соответствии с правилами ораторского искусства. Неблагоприятное впечатление производит выпускник, монотонно зачитывающий текст. Можно порекомендовать отдельные фрагменты выступления выучить наизусть.
Отметим также, что дипломник должен очень хорошо знать свою работу, с тем, чтобы иметь возможность быстро найти необходимые при ответах на вопросы сведения или положения. Отдельные определения или цифры можно выписать и иметь при себе на случай подобного вопроса.
3.6. Секретарь ГАК во время заседания ведет протокол, в котором фиксирует время начала и окончания защиты дипломной работы, вопросы, заданные выпускнику и ответы на них, содержание выступлений присутствующих, итоговую оценку дипломной работы, особые мнения членов комиссии (Приложение 6). Протоколы подписывают секретарь и члены ГАК.
Секретарь ГАК заносит оценки также и в зачетные книжки, в которых ставят свои подписи председатель и члены ГАК.
Результаты защиты работы объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания государственной аттестационной комиссией.
3.7. Обсуждение результатов защиты и выставление оценок проводится на закрытом заседании ГАК по завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание.
При определении оценки по результатам защиты работы учитываются: качество ее выполнения, новизна и оригинальность решений, глубина проработки всех вопросов, степень самостоятельности выполнения исследования, его инициативность, содержание доклада, уровень ответов на вопросы, оценка руководителя и рецензента.
Результаты защиты работы определяются оценками: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”. Решение принимается простым большинством голосов членов ГАК, участвующих в заседании. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель) обладает правом решающего голоса[3].
Оценка “отлично” может быть выставлена, если дипломная работа отвечает следующим основным требованиям:
— содержание дипломной работы полностью раскрывает утвержденную тему и отличается высокой степенью актуальности и новизны, задачи, сформулированные автором, решены в полном объеме;
— выполненная работа свидетельствует о знании автором большинства теоретических концепций по рассматриваемой проблематике;
— в дипломной работе в полной мере использованы современные нормативные и литературные источники, а также обобщенные данные эмпирического исследования выпускника, теоретическое освещение вопросов темы сочетается с исследованием практики деятельности государственных органов;
— теоретические выводы и практические предложения по исследуемой проблеме вытекают из содержания работы, аргументированы, полученные результаты исследования значимы и достоверны, высока степень самостоятельности выпускника, работа носит творческий характер;
— работу отличает четкая структура, завершенность, логичность изложения, оформление, соответствующее предъявляемым требованиям;
— доклад о выполненной работе сделан методически грамотно;
— результаты исследования представляют интерес для практического использования в деятельности государственных органов;
— руководитель и рецензент предлагают оценить работу на “отлично”.
Оценка “хорошо” может быть выставлена, если дипломная работа отвечает следующим основным требованиям:
— содержание дипломной работы актуально, в целом раскрывает утвержденную тему;
— выполненная дипломная работа свидетельствует о знании автором основных теоретических концепций по рассматриваемой проблематике;
— в работе использован основной круг современных нормативных и литературных источников, а также обобщенные данные практической деятельности органов внутренних дел;
— теоретические выводы и практические предложения по исследуемой проблеме в целом вытекают из содержания работы, аргументированы, работа носит самостоятельный характер, однако имеются отдельные недостатки в изложении некоторых вопросов, неточности, спорные положения;
— основные вопросы изложены логично, оформление работы соответствует предъявляемым требованиям;
— при защите выпускник относительно привязан к тексту доклада, но в целом способен представить полученные результаты;
— руководитель и рецензент предлагают оценить работу на “хорошо”.
Оценка “удовлетворительно” может быть выставлена, если дипломная работа отвечает следующим основным требованиям:
— содержание дипломной работы в значительной степени раскрывает утвержденную тему, вместе с тем, отдельные вопросы изложены без должного теоретического обоснования, исследование проведено поверхностно;
— выполненная дипломная работа свидетельствует о недостаточном знании автором основных теоретических концепций по рассматриваемой проблематике;
— современные нормативные и литературные источники использованы не в полном объеме, данные практической деятельности государственных органов использованы фрагментарно;
— выводы и предложения по исследуемой проблеме поверхностны, недостаточно обоснованы и не подкреплены обобщенными данными эмпирического исследования, имеются неточности, спорные положения;
— оформление дипломной работы в целом соответствует предъявляемым требованиям; при защите выпускник привязан к тексту доклада, испытывает затруднения при ответах на отдельные вопросы;
— руководитель и рецензент предлагают оценить работу на “удовлетворительно”.
Оценка “неудовлетворительно” может быть выставлена, если дипломная работа не отвечает предъявленным требованиям:
— содержание работы не раскрывает утвержденную тему, выпускник не проявил навыков самостоятельной работы, оформление работы не соответствует предъявленным требованиям, выявлен плагиат, в процессе защиты работы выпускник показывает слабые знания по исследуемой теме, не отвечает на поставленные вопросы;
— в отзыве руководителя и рецензии имеются принципиальные критические замечания.
3.8. В случае неявки выпускника на защиту по уважительной причине председателю ГАК предоставляется право назначить защиту в другое время. Дополнительные заседания ГАК организуются в установленные ее председателем сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи рапорта (заявления) лицом, не проходившим итоговых испытаний по уважительной причине[4].
Повторная защита может осуществляться как по прежней, так и по иной теме, вновь утвержденной в соответствии с существующим порядком[5].
3.9. По итогам защиты дипломной работы ГАК может рекомендовать лучшие работы к публикации, представлению на конкурс, а их авторов – для обучения в аспирантуре. Работы, представляющие учебно-методическую ценность, могут быть использованы в качестве пособий в учебном процессе
3.10. После защиты дипломные работы хранятся в архиве. Условия хранения должны исключать возможность их утраты и нарушения, авторских прав. Выдача обучаемым защищенных дипломных работ осуществляется по ходатайству заведующего кафедрой, если принято решение об их использовании в процессе обучения, с разрешения заместителя декана
IV. Оформление дипломной работы
См. Правила выполнения дипломных работ, утвержденные методической комиссией юридического факультета.
Приложение 1
Зав. кафедрой
Государственного и
Административного права,
К.ю.н., доц.
Ломановой Н.П.
студент___ юридического
факультета
Заявление
на дипломную работу
Ф.И.О. студента _____________________________________________________
Научныйруководитель ________________________________________________
Темадипломнойработы _______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Формаобучения(ДО,ОЗО,2-еВО) ______________________________________
Курс,группа __________________________________________________________
Домашнийадрес,телефон ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Датазащитыдипломнойработы ________________________________________
«____»________________200__г.
Руководитель ______________________
Студент ______________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОТЗЫВ
на дипломную работу (проект)
Студента_____________________________________________________
(№ группы, курс, факультет)
_______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Тема:___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Содержание отзыва
Руководитель
_____________________________________ __________ ___________
(ученая степень, ученое звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
"__"_________20__г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
РЕЦЕНЗИЯ
на дипломную работу (проект)
Студента_____________________________________________________
(№ группы, курс, факультет)
_______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Тема:___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Содержание рецензии
Рецензент
_____________________________________ __________ ___________
(ученая степень, ученое звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
"__"_________20__г.
Примерная тематика дипломных работ
1. Концепция единства государственной власти и разделения властей.
2. Организация государственной власти в РФ.
3. Принцип разделения властей в Конституции 1993 года.
4. Источники конституционного права РФ и ее субъектов.
5. Конституционно-правовая ответственность.
6. Основы конституционного строя России.
7. Народовластие и формы его осуществления в РФ.
8. Конституционные основы организации и деятельности общественных формирований в РФ.
9. Конституционные основы деятельности средств массовой информации в РФ.
10. Гражданство в РФ.
11. Конституционно-правовой статус личности в РФ.
12. Российский Федерализм: особенности становления и развития.
13. Республика как субъект РФ: особенности конституционно-правового статуса.
14. Избирательное право в РФ.
15. Органы государственной власти субъекта РФ.
16. Избирательная система в РФ.
17. Президент РФ: порядок избрания, место в системе органов государственной власти.
18. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в России.
19. Современный Российский Федерализм.
20. Автономия в России и за рубежом: сравнительный анализ.
21. Конституционные основы гражданского общества в РФ.
22. Федеральное Собрание РФ: формирование, структура, компетенция.
23. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.
24. Правительство РФ: формирование, место в системе органов власти, компетенция.
25. Конституционные основы судебной системы в РФ.
26. Конституционный Суд РФ.
27. Конституционное правосудие в России.
28. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ.
29. Конституционные основы местного самоуправления в России.
30. Правовой статус парламентария в РФ и за рубежом: сравнительный анализ.
Краткий словарь терминов
АБСЕНТЕИЗМ – уклонение избирателей от участия в голосовании.
АВТОНОМИЯ – в широком смысле, определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных и иных коллективов в вопросах их жизнедеятельности; самоуправление.
АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ - один из 6 видов субъектов РФ. В настоящее время в их состав РФ входит только одна А.О. - Еврейская автономная область, входящая одновременно в состав другого субъекта РФ - Хабаровского края. А.О.(формально) образована по национальному принципу. Согласно Конституции РФ 1993 г. А О. имеет свой устав, законодательство и иные конституционно-правовые признаки субъекта РФ.
АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - один из видов субъектов РФ Особенность АО как субъекта РФ заключается в том, что он одновременно входят в состав др. субъектов РФ - краев или областей
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ УСТРОЙСТВО - разделение территории унитарного государства или территории субъектов федеративного государства на определенные части (области, провинции, губернии, департаменты и т.п.), в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства. В РФ А.-т.у. определяется субъектами РФ самостоятельно.
АДМИНИСТРАЦИЯ - в широком смысле вся деятельность государственного аппарата по управлению государством и обществом. Общегосударственную Администрацию составляют система органов исполнительной власти.
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - рабочий исполнительный аппарат Президента РФ, обеспечивающий выполнение им функций главы государства. А.П. РФ является конституционным государственным органом; как Конституция РФ 1993 г. (п "и" ст. 83) относит ее формирование к полномочиям Президента РФ. А.П. РФ возглавляет руководитель А П. РФ, назначаемый Президентом РФ. Структуру А.П. РФ образует служба помощников Президента РФ, канцелярия Президента РФ, пресс-служба Президента РФ, архив и библиотека Президента РФ, государственно-правовое управление, управление кадров, служба протокола, различные информационно-аналитические службы и др.
АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - право избирать в выборные государственные органы и органы местного самоуправления
АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - в науке конституционного права система органов, а также входящих в их состав государственных должностей и должностей государственной службы, практически осуществляющих государственную власть и функции государства. В узком смысле -совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневную работу по управлению государством.
"АСИММЕТРИЧНАЯ" ФЕДЕРАЦИЯ - термин, широко используемый в РФ дли обозначения модели федеративного устройства, при которой субъекты Федерации имеют неравный конституционно-правовой статус и, соответственно, объем полномочий.
БЛОК ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ - соглашение нескольких политических партий о совместном выдвижении кандидата или списка кандидатов на выборах главы государства центральных и местных представительных учреждений
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший судебный орган РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции.
ВЕТО - в современных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения какого-либо органа. Особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства право налагать В. на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или резолютивное) В., когда главе государства принадлежит право окончательною отклонения закона, принятого парламентом, и относителъное (отлагательное или суспенсивное) В., когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием.
ВОТУМ - мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения.
ГОСУДАРСТВО - в теории конституционного права - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.
ГРАЖДАНИН - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - в теории конституционного права общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, угверждаются всеобщие права человека, обеспечивается идеологический плюрализм Гражданское общество полностью контролирует государство, которое служит обществу.
ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - устойчивая правовая связь человека с российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности: друг перед другом. Как один из институтов государственного права РФ гражданство Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принципы гражданства Российской Федерации и регулирующих отношения по поводу гражданства
ДЕПУТАТ - лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления, представитель всей нации (в демократических государствах). Депутат работает в соответствующем представительном органе на профессиональной основе.
ДЕПУТАТСКИЕ ГРУППЫ - в федеральном парламенте РФ и ряда других стран объединения депутатов, не вошедших во фракции парламентские. Согласно регламенту Государственной Думы РФ, депутатские группы и фракции обладают равными правами, регистрации подлежат депутатские группы не менее 55 человек, депутаты имеют право состоять только в одной депутатской группе. Внутренняя деятельность депутатской группы организуется ими самостоятельно.
ДИСКРЕЦИОННАЯ ВЛАСТЬ - (зависящий от личного усмотрения) - предоставление органу или должностному лицу полномочия действовать по собственному усмотрению в рамках закона
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - в теории конституционного права понятие, означающее совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.
ЗАКОН - юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.
ЗАКОННОСТЬ - (верховенство закона) - неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. З. - один из элементов демократии и правового государства.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а так же систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.
ЗАПРОС ДЕПУТАТСКИЙ - обращение депутата представительного учреждения к органу государственного управления или должностному лицу с требованием о предоставлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции данного представительного учреждения Одна из форм контроля представительного органа за деятельностью подотчетных ему органов.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. И.с. - важнейший элемент политической системы государства, она регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - 1). (в объективном смысле) Система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов, то есть избирательную систему, является одним из институтов конституционного права 2). (в субъективном смысле) Право гражданина избирать и избираться в государственные органы (различаются соответственно активное и пассивное избирательное право); является одним из конституционных прав граждан, относится к группе политических прав.
ИММУНИТЕТ - (освобождение от чего-либо)- в конституционном праве привилегия должностных лиц государства некоторых категорий, заключающаяся в их неприкосновенности. Различаются, в частности, парламентский, президентский и судейский иммунитет Неприкосновенность депутатов означает запрещение ареста и привлечения к судебной ответственности депутата за все его действия, в том числе и за действия, совершенные им не при исполнении парламентских обязанностей.
ИНДЕМНИТЕТ ПАРЛАМЕНТСКИЙ - (безущербность) Вознаграждение (депутатов) за парламентскую деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, поездки и т.п.
ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА - формы закрепления, внешнего выражения конституционно-правовых норм. В Российской Федерации источниками конституционного права являются: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, постановления Конституционного Суда РФ, договоры о разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, конституции и уставы субъектов РФ, а так же при наличии в них конституционно-правовых норм международные договоры с участием РФ, указы Президента РФ, акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, договоры между субъектами РФ, акты органов местного самоуправления.
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ - режим неукоснительного соблюдения конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-правовых отношений
КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - особый вид социальной ответственности, имеет сложный политико-правовой характер и наступает вследствие конституционного деликта (правонарушения), выражается в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения. Субъектами конституционной ответственности могут быть высшие должностные лица и органы государственной власти. Формами (санкциями) конституционной ответственности являются отмена или приостановление неконституционного акта, отрешение от должности (в порядке импичмента), признание выборов или результатов референдума недействительными и т.д.
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ - (конституционное правосудие)- одна из основных форм осуществления конституционного надзора (см. Конституционный надзор), а именно: конституционный надзор, осуществляемый в форме конституционного судопроизводства особого рода судебными органами - конституционными судами
КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НАУКА - система знаний о конституционном праве и правовом выражении механизма функционирования государственности.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ - (деликт) - виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее предписания (нормы) конституционного права и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного правонарушения. Является основанием для наступления конституционной ответственности
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА - совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод, а так же устанавливаемых конституцией обязанностей человека
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ - определенные системы норм конституционного права, регулирующие однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующие относительно самостоятельные группы (правовые образования). К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы конституционного строя, форма правления, избирательное право и т.д.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ - общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через определенные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства. Последнее не относится, однако, к т.н. нормам-целям и нормам-принципам, занимающим значительное место в конституциях. Эти конституционно-правовые нормы не подлежат осуществлению в судебном порядке.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - в современных демократических государствах совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а так же установленные конституцией правозащитные институты вместе с основными принципами их деятельности и, наконец, содержащиеся в конституции особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на территории данного государства, либо только к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе; индивидуализированные связи между субъектами конституционного права. Конституционными правоотношениями является социальное поведение (деятельность) субъектов конституционного права, обеспечиваемое и направляемое государством путем определения их конкретных прав и обязанностей.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР (контроль) - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны.
КОНСТИТУЦИЯ - в материальном смысле представляет собой писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу; в формальном смысле представляют собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Различаются так же понятия юридической и фактической К.
КОНТРОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - согласно одной из теорий в науке конституционного права, власть, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями. Такую власть в РФ осуществляет Конституционный Суд и Счетная палата.
ЛИЧНАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ - одно из фундаментальных и неотчуждаемых личных прав человека Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Право на личную неприкосновенность гарантирует ст.22 Конституции РФ 1993 года. Согласно п. 2 этой статьи арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе конституции и законов данного государства. Местное самоуправление осуществлением населением через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты и т.д.), соответствующие органы управления (местную администрацию), местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а так же органы территориального общественного самоуправления населения. Органы местного самоуправления. как правило, не входят в систему органов государственной власти (в т.ч. РФ) Согласно Конституции РФ 1993 г. (ст. 131), местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных, традиций, структура органов местного самоуправлении определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству
НАЦИЯ - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования и эволюции этносов; характеризуется общностью территории, экономических связей и жизненного уклада, языка, некоторых особенностей культуры, характера и др.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ (устройство) в теории конституционного права - исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом
ОМБУДСМАН (швед.) - специально избираемое (назначаемое) лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах - так же частными лицами и объединениями. В отличие от прокуратуры, он осуществляет контроль и ведет расследование с тачки зрения не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости. В РФ аналогом О. является уполномоченный по правам человека, правовой статус которого определен Конституцией, федеральным конституционным законом 1997 г.
ОПТАЦИЯ - один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в выборе гражданства при изменении государственной принадлежности территории. Лица, проживающие на территории; переходящей от одного государства к другому, получают право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между соответствующими государствами. В РФ возможность оптации предусмотрена Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ».
ОРГАН ГОСУДАРСТВА – отдельная организация, часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами дли осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке его руководства обществом. О.Г. может быть должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц.
ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ - (Президента РФ) - особая процедура реализации конституционной ответственности Президента РФ, предусмотренная ст. 93 Конституции РФ 1993 г. Конституционная ответственность Президента РФ наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и состоит в потере Президентом РФ своей должности. Процедура отрешения от должности включает три основных этапа: выдвижение обвинения против Президента РФ, оформление соответствующих заключений высших судебных органов и принятие решения об отрешении Президента РФ от должности.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функции при формальном верховенстве представительного законодательного органа – парламента - по отношению к другим государственным органам. При парламентаризме пр-во образуется парламентом и ответственно перед ним.
ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов государственной власти и управления, а так же в осуществлении власти через своих представителей, избранных в представительные органы власти.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приемов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. Это функциональная характеристика власти.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и указов Президента РФ. Подписывается председателем Правительства РФ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший орган исполнительной масти в РФ. Состоит из Председателя П.РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель П.РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, другие члены П.РФ назначаются Президентом РФ по представлению Председателя П. РФ. Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное по