По разделу 4. ЧЕЛОВЕК, ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО

Семинар 5. Конституционно-правовые основы взаимоотношений личности и государства (6 часов)

Вопросы семинара:

1. В чем основной смысл доктрины прав человека?

2. В чем смысл конституционной формулы о человеке, его правах и свободах как высшей ценности (ст.2 Конституции РФ)?

3. В чем состоит смысл правовой категории гражданства? Есть ли противоречия между категориями гражданства и двойного гражданства?

4. Каковы принципы российского гражданства? В чем принципы российского гражданства отличаются от принципов советского?

5. Каков порядок приобретения и прекращения гражданства России?

6. Почему в российской Конституции закреплено право убежища? Каковы его ограничения? Как это право взаимосвязано с недопустимостью выдачи российского гражданина иностранному государству?

7. Каковы основные направления государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом?

8. Каковы международные стандарты в области прав и свобод личности?

9. Как можно классифицировать права, свободы и обязанности человека и гражданина, предусмотренные в Конституции РФ?

10. Чем конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина отличаются от всех иных субъективных прав и иных обязанностей?

11. Каковы наиболее актуальные проблемы обеспечения основных прав и свобод личности в России?

12. Каковы основные институты, призванный обеспечивать, охранять и защищать права человека в Российской Федерации?

Практические задания:

1. Провести сравнительный анализ содержания ст.2 и ст.18 Конституции РФ.

2. Со ссылками на положения Конституции РФ составить классификацию основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

3. Перечислить основные нормативные правовые акты, в которых развиваются или должны развиваться положения о конкретных конституционных правах, свободах и обязанностях. Найдите несколько постановлений Конституционного Суда РФ в области охраны и защиты конституционных прав и свобод личности.

3. Проанализировать на выбор одно из конституционных прав или свобод по следующей схеме:

 Какие возможности поведения субъекта заключены в содержание права (свободы)?

 Какую характеристику данного права (свободы) можно встретить в советских либо в зарубежных конституциях, а также в международно-правовых актах?

 Каково место данного конституционного права (свободы) в системе основных прав и свобод человека и гражданина?

 Каковы формы реализации права (свободы): коллективная, индивидуальная или смешанная?

 Каков механизм гарантий данного права (свободы)?

4. Задачи:

1) Петров В.Б. родился в августе 2002 г. на территории Польши. Его мать – гражданка РФ, отец – лицо без гражданства.

Вопрос: Какое гражданство приобретет В.Петров и по какому основанию?

2) В августе 2002 г. в уполномоченные государственные органы РФ обратился Жан Гавер, гражданин Франции, 1964 г.р., ранее не состоявший в гражданстве РФ, получивший вид на жительство в мае 1997 г. и непрерывно проживающий с этого времени в России.

Вопросы: По какому основанию он может приобрести гражданство РФ? Могут ли быть, в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», еще какие-то требования к Жану Гаверу, желающему стать гражданином РФ?

3) Сомов А.К. родился в 1971 г. в г. Харькове и проживал на Украине. В августе 2002 г. он приехал к сестре своей матери – гражданке РФ в г. Королев Московской области и обратился в уполномоченные государственные органы с просьбой о приобретении гражданства РФ. Сомов А. не является гражданином Украины.

Вопрос: По какому основанию он может приобрести гражданство РФ и какие требования при этом ему необходимо выполнить?

4) Сапунова Л.М. в связи с заключением браки выехала в 1995 г. на постоянное жительство в Мюнхен и вышла из гражданства РФ. В августе 2002 г. вернулась в Россию, получила вид на жительство и хочет снова приобрести гражданство РФ.

Вопрос: По какому основанию она может это сделать и какие требования при этом ей необходимо выполнить?

5) Иванов В.В. родился в 1946 г. в Ленинграде и в связи с регистрацией брака в 1970 г. переехал в Латвию. В августе 2005 г. он с семьей вернулся в Санкт-Петербург на постоянное жительство.

Вопрос: Нужно ли Иванову В.В. приобретать гражданство и по какому основанию?

6) Улмас Отс, проживающий на приграничной российско-эстонской территории, изменившей государственную принадлежность, решает получить в установленном порядке гражданство РФ.

Вопрос: По какому основанию он вправе это сделать?

Литература (помимо базовых учебников):

Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2003.

Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М.: Новое литературное объединение, 2009.

Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Статус беженцев и вынужденных переселенцев: сравнительно-правовой анализ // Журнал российского права. 1999. № 5/6.

Бондарь Н. Конституционный императив социальных прав // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2002. № 2 (39).

Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

Общая теория прав человека / Рук. авт. кол. и отв.ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 1996.

Варламова Н. Классификация прав человека: подходы к проблеме // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. № 4. С.152-166.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997.

Глотов С.А., Мазаев В.Д. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы. Путеводитель по специальному лекционному курсу для студентов / Институт Национальной Стратегии Реформ. М.: б/и, 2001.

Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. 2-е изд. М., ЗАО «ТФ "МИР"», 2006.

Канашевский В.А. Прецедентная практика Европейского суда по правам человека как регулятор гражданских отношений в Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 4.

Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: ООО «Городец-издат», 2001.

Рудинский Ф.М. Наука прав человека и проблемы конституционного права. М., ЗАО «ТФ "МИР"», 2006.

Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права. М.: Институт права и публичной политики, 2002.

Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. М.: NOTA BENE, 2004

Семинар 6. Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации (4 часа)

Вопросы семинара:

1. Что такое избирательное право и избирательная система? Каковы наиболее распространенные виды избирательных систем? Как избирательная система способна повлиять на состав представительного органа власти?

2. Каковы принципы избирательного права в России?

3. К какой избирательной системе относится система, применяемая на выборах депутатов Государственной Думы? Какие цели преследует реформа избирательной системы?

4. Каковы основные этапы (стадии) избирательного процесса в Российской Федерации?

5. Какие ограничения предусмотрены Конституцией и законодательством при проведении предвыборной агитации в России?

6. Как осуществляется определение результатов выборов при выборах депутатов Государственной Думы?

Практические задания:

1. Ответить на предложенные ниже вопросы, делая ссылки на положения Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

1) Какие виды избирательных комиссий создаются на выборах депутатов Государственной Думы. В каком порядке они формируются? Назовите основные полномочия избирательных комиссий разных уровней.

2) Как выдвигаются списки кандидатов в депутаты по пропорциональной избирательной системе?

3) Кто осуществляет регистрацию кандидатов в депутаты. Какое юридическое значение имеет регистрация?

4) Назовите основания отказа в регистрации или отмены регистрации кандидатов в депутаты, федеральных списков кандидатов?

5) Назовите основные гарантии для кандидатов в депутаты?

6) Назовите основные правила ведения предвыборной агитации, использования наглядных средств, а также телевидения, радио, газет. Какие приемы предвыборной агитации запрещены законом? Что понимается под злоупотреблением кандидатом своим служебным положением?

7) Каковы основные правила финансирования избирательной компании? Какие средства запрещено вносить в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, блоков?

8) В каких случаях и в каком объеме кандидаты, избирательные объединения, блоки обязаны возвращать органам, организациям и гражданам денежные средства своих избирательных фондов?

9) Какие основные нарушения закона возможны в ходе избирательного процесса. Какие меры ответственности они могут повлечь?

10) Какие данные содержатся в избирательном бюллетене?

11) Как проводится голосование?

12) Какие возможности есть у граждан РФ, которые в день выборов находятся за пределами территории своего избирательного участка либо по каким-то причинам не могут проголосовать в его помещении?

13) Как распределяются депутатские мандаты по федеральному округу среди избирательных объединений, блоков и внутри них. Что такое процентная оговорка (избирательный барьер)?

14) При каких условиях выборы считаются несостоявшимися и недействительными?

15) Как и куда можно обжаловать избирательные действия, нарушающие права и свободы участников выборов, а также результаты выборов?

2. Задачи:

В едином избирательном округе в выборах, проводимых по пропорциональной системе, приняло участие 400 тысяч избирателей. Необходимо распределить 8 мандатов между пятью партиями, которые участвуют в выборах, если: Партия А. получила 126 тыс. голосов избирателей, Партия Б. получила 94 тыс. голосов избирателей, Партия В. получила 88 тыс. голосов избирателей, Партия Г. получила 65 тыс.голосов избирателей, Партия Д. получила 27 тыс. голосов избирателей.

Вопрос: Сколько мест в парламенте получит каждая партия, если при расчете использовать метод квоты Хэра и правило наибольшего остатка?

По итогам выборов в Государственную Думу голоса избирателей распределились в процентном соотношении следующим образом: партия А. – 24.1 %, партия Б. – 24.9 %, партия В. – 2.9 %, партия Г. – 2.2 %, партия Д. – 1.2 %.

Вопрос: Федеральные списки каких партий будут допущены к распределению депутатских мандатов?

На выборах в Государственную Думу партия «Левые» получила 51.2 % голосов избирателей, партия «Правые» – 4.5 %, партия «Крайне левые» – 4.2 %, партия «Крайне правые» – 3.5 %, партия «Центристы» – 2.1 %.

Вопрос: федеральные списки каких партий будут допущены к распределению депутатских мандатов?

Министр путей сообщения Б.П. Сидоров, стоящий под № 3 в общефедеральной части федерального списка «Российская партия единения» («Заяц») был извещен ЦИК РФ о том, что он избран депутатом. Однако на следующий день Б.П. Сидоров уехал в недельную командировку. Вернувшись в Москву, министр обратился в ЦИК РФ с целью получения удостоверения об избрании депутатом. Второй вариант: Б.П. Сидоров стоит под № 4 в общефедеральной части федерального списка.

Вопрос: Получит ли Б.П. Сидоров мандат депутата Государственной Думы РФ? Если нет, то к кому перейдет его мандат? Ответы дать по обоим вариантам.

Гражданин С.С. Левин в день голосования перед входной дверью избирательного участка увидел агитационные плакаты с призывами голосовать за кандидата в мэры города И.И. Арсеньева. К тому моменту Левин еще не определился, за кого будет голосовать. Член участковой избирательной комиссии, выдавая избирателю бюллетень, вежливо и тактично порекомендовал гражданину голосовать за И.И. Арсеньева. Подойдя со своим бюллетенем к стоящим у стены столам для голосования, С.С. Левин вступил в полемику о выборе мэра с другими гражданами, и, выяснив, что все они голосуют за И.И. Арсеньева, поставил крестик напротив его фамилии и опустил бюллетень в избирательную урну.

Вопрос: Какие нарушения закона были допущены в данном случае?

Предприниматель С.А. Богданов, постоянно проживающий в г.Уфа (Республика Башкортостан), за два дня до голосования на выборах депутатов Государственной Думы вынужден был уезжать в командировку в Якутию. С.А. Богданов обратился в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать досрочно или получить открепительное удостоверение, однако, в этом ему было отказано.

Вопрос: Правомерен ли отказ участковой избирательной комиссии?

1. Гражданка О.Н. Минаева, пожилая пенсионерка, допустила ошибку, не разобравшись в порядке заполнения бюллетеня для голосования на выборах депутатов областного законодательного собрания, и поставила крестик напротив той партии, за которую не хотела голосовать. Избирательница попросила члена участковой избирательной комиссии выдать ей другой бюллетень?

Вопросы: Может ли избиратель получить другой бюллетень взамен испорченного? Как этот вопрос решается в ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»?

Литература (помимо базовых учебников):

Автономов А.С. Избирательная власть. М.: «Права человека», 2002.

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв.ред. А.В. Иванченко. М.: Норма, 1999.

Комментарий к Федеральному закон «О выборах Президента Российской Федерации» / Отв.ред. А.А. Вешняков, Е.И. Колюшин, В.И. Лысенко. М.: Норма, 2000.

Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / Под. ред. Е.И. Колюшина. М.: ЗАО Юстицинформ, 2003.

Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / Под. ред. С.В. Кабышева и А.Е. Постникова. М.: Формула права – «Городец»», 2003.

Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М.: Изд-во МГУ, 2003.

Мостовщиков В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки // Журнал российского права. 1999. № 5/6.

Наши рекомендации