Тема 7. Разделение властей в современном российском конституционализме
- Понятие и сущность разделения властей. Реализация принципа разделения (обособления) ветвей власти в различных формах правления государства.
- Президентская власть в России. Место Президента РФ в системе органов государственной власти. Проблемы соотношения и взаимодействия Президента РФ (и органов при Президенте РФ) и Правительства РФ (и органов исполнительной власти).
- Исполнительная власть в системе разделения властей. Эволюция системы федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ в системе органов исполнительной власти.
- Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ. Порядок формирования и прекращения полномочий палат российского парламента. Правовой статус парламентария в РФ: проблемы совершенствования.
- Становление независимой судебной власти в России: принципы организации и деятельности судебной системы, проблемы реализации судебной реформы.
Тема 8. Территориальная организация власти в РФ: проблемы федерализма и местного самоуправления
- Территориальная организация государственной власти: понятие, формы. Соотношение понятий «государственное устройство», «территориальное устройство», «административно-территориальное устройство»; «унитаризм», «федерализм», «регионализм».
- Принцип государственной целостности и самоопределения народов в конституционном праве РФ: закрепление, формы реализации и проблемы соотношения.
- Принцип разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ, его реализация.
- Местное самоуправление: понятие, сущность, модели в различных странах. Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в РФ.
- Муниципальное образование: понятие, территориальные и финансово-экономические основы. Устав муниципального образования (на примере г. Вологды).
3. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
По каждому блоку или теме выполняются 1 или 2 (в зависимости от объема) индивидуальных заданий. Виды заданий с разбивкой по блокам приводятся ниже.
Если студент пропустил занятие или был не готов к обсуждению запланированных вопросов, он должен своевременно выполнить дополнительное индивидуальное задание по соответствующей теме или блоку.
По дисциплине отсутствует какой-либо базовый учебник или пособие, поэтому при подготовке к практической части занятия или индивидуального письменного задания необходимо привлекать различные источники научного, учебного, справочного и публицистического характера. Необходимым условием является использование актуальной, достоверной и верифицируемой (проверяемой) информации.
Внимательно изучите задания и указания к ним. Не выполнение указанных требований влечет переделку задания.
В качестве альтернативы выполнения отдельных заданий по согласованию с преподавателем возможна подготовка доклада на студенческую конференцию и материала в сборник статей. В этом случае качественно сделанный доклад приравнивается к трем заданиям для СРС.
Требования к оформлению заданий для СРС
- Каждое задание выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте (шрифт Times New Roman, размер – 14, междустрочный интервал – полуторный, поля: верхнее и нижнее – 2, правое – 1, левое – 3) или рукописном варианте.
- В тексте заданий не должно быть сокращений. В случае цитирования источников необходимо делать ссылки, которые должны корректно оформляться.
- Каждое задание начинается с нового листа (указать номер задания и его название).
- Листы одного задания должны быть пронумерованы и скреплены степлером или скрепками.
- Вверху первого листа в правом углу каждого задания необходимо указать ФИО автора.
- Сроки сдачи заданий будут указаны преподавателем на занятиях или в тематическом плане.
Задание 1
Составьте конспект параграфа 1 главы 1 монографии О.Е. Кутафина «Российский конституционализм». Напоминаем, что конспект – это не переписывание текста источника или его фрагментов целиком. Конспект– это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. Он может включать в себя и цитаты, и собственные формулировки автора конспекта. Текст конспекта должен быть разделен на абзацы, содержать выделенные ключевые слова; при необходимости – нумерацию тезисов.
В конспекте необходимо отразить ответы на вопросы: каких авторов Кутафин относит к ученым, внесшим большой вклад в разработку понятия «конституционализм»? В чем ему видится различие подходов этих авторов? Выражает ли Кутафин несогласие с кем-либо из них? Дает ли свое определение российского конституционализма?
Задание 2
Составьте аннотированный список интернет-ресурсов по проблемам конституционного развития России. В списке должно быть не менее 10 сайтов (старниц). Оформите список в виде таблицы:
№ п/п | Интернет-ресурс (сайт и пр.) | Аннотация |
Электронный адрес должен быть точным, а аннотация – краткой. Например:
11. | http://ilpp.ru/page_pid_610_abc_26_lang_1.aspx | На странице приводятся аннотации статей, составивших содержание номера журнала «Сравнительное конституционное обозрение» № 6(85) за 2011, издаваемого Институтом права и публичной политики. |
Задание 3
Составьте аннотированный список интернет-ресурсов по проблемам конституционного развития зарубежных стран. В списке также должно быть не менее 10 сайтов.
Задание 4
Напишите рецензию на журнальную статью или монографию по теоретическим проблемам конституционного развития. Вы можете воспользоваться списком литературы, приведенным отдельно, либо любым научным журналом, вышедшим в 2011-2013 году. Это может быть как бумажная, так и электронная версия журнала. Но в любом случае необходимо к рецензии приложить распечатку статьи или ее ксерокопию. Объем рецензии – 2-3 страницы формата А4 при компьютерном исполнении. При написании рецензии придерживайтесь следующего плана:
1. Объект анализа: автор, название материала, место и время публикации (оформляется по правилам библиографического описания).
2. Актуальность темы.
3. Краткое содержание.
4. Формулировка основного тезиса.
5. Общая оценка.
6. Недостатки, недочеты.
7. Выводы.
Задание 5
Напишите эссе «Зачем государству и обществу конституция?». Используя полученные из учебной и научной литературы знания, оперируя соответствующими терминами, выскажите собственное мнение по этому поводу. Объем работы – 3-4 листа формата А4 при компьютерном исполнении. Помните, что эссе – творческая работа, а не копирование материалов из Интернета. Основное внимание при оценке работы будет уделяться аргументации собственного мнения.
Задание 6
Составьте тестовые задания для студентов юридического факультета, изучающих дисциплину «Конституционное право», теме «Конституция: понятие и сущность».
6 заданий с выбором одного правильного ответа (из 4 вариантов ответов) и 3 задания с выбором нескольких вариантов ответа (из 6 предложенных вариантов).
Требования к заданиям: 1) они не должны быть слишком «сложными» (узкими, отражающими позицию или оценку отдельного автора) или слишком «простыми» (общими, ответы на которые очевидны); 2) они должны быть достоверными, т.е. проверять знание основных понятий темы, а правильные ответы должны находить отражение в современной учебной литературе; 3) задания должны выполнены самостоятельно, т.е. не повторять задания других авторов или этого же автора; 4) задания должны содержать указание на правильный ответ; 5) задания должны быть написаны на русском языке с соблюдением правил этого языка; формулировки вопросов и ответов должны быть краткими, точными, ясными.
Задание 7
Составьте таблицу «Классики европейской государственно-правовой науки XVIII–XIX вв. о конституционном (правовом) государстве». Столбцы (критерии сравнения): 1) Имя, фамилия, даты жизни; 2) основные труды; 3) основные идеи, вклад в конституционно-правовую науку. Количество строк (представителей государственно-правовой науки) – 4-5.
Задание 8-9
1. Составьте таблицу «Конституционно-правовые идеи эпохи Просвещения и их представители (XVII–XVIII вв.)». Столбцы (критерии сравнения): 1) Имя, фамилия, даты жизни; 2) основные труды; 3) основные идеи, вклад в конституционно-правовую науку. Количество строк (представителей государственно-правовой науки) – 4-5.
2. Аналогичное задание по теме «Философия права о проблемах развития элементов конституционного (правового) государства в ХХ в.».
Задание 10
Подготовьте фрагмент лекции-презентации на тему «Этапы развития российского конституционализма (от Древней Руси до начала ХХ вв.)». Выберите один из этапов, дайте его краткую характеристику, а затем остановитесь на ярких представителях и идеях этого этапа. Последний слайд – список рекомендуемой литературы (3-4 позиции). Объем – 15–20 слайдов.
Требования к презентации (критерии оценивания): 1) содержательность и логичность построения материала (она должна раскрывать выбранный фрагмент темы, иметь введение, структурные части и завершение-вывод); 2) наглядность и образность (крупный шрифт, например, Arial, кегль 32; картинки, схемы, пункты и подпункты); 3) оригинальность, аккуратность и эстетичность исполнения.
Задание 11
Составьте таблицу «Либеральный конституционализм второй половины XIX вв.: основные представители и юридические теории». Столбцы (критерии сравнения): 1) Имя, фамилия, даты жизни; 2) основные труды; 3) основные идеи, вклад в конституционно-правовую науку. Количество строк (представителей государственно-правовой науки) – 4-5.
Задание 12
Подготовьте конспект просветительской лекции для студентов юридических и гуманитарных факультетов 1–2 курсов на тему: «Либеральный конституционализм второй половины XIX – начала ХХ вв.: основные представители, юридические теории и политические проекты. Почему об этом важно говорить сейчас?». Лекция должна содержать план, пункты и подпункты из расчета 1,5 академических часа (1 астрономический час). Ключевые определения и термины должны быть выделены в тесте курсивом или иным способом.
Задание 13
Составьте библиографический список по теме: «Концепция правового (конституционного) государства в трудах отечественных юристов конца XIX – начала ХХ вв.». Количество позиций в перечне – не менее 15. Перечень должен содержать научные публикации за последние 5 лет. Список должен быть корректно оформлен. На одну из публикаций напишите рецензию (см. указания к заданию №2).
Задание 14
Напишите юридический очерк: «Нужно ли менять Конституцию 1993 года: pro et contra». Используя полученные из научной литературы знания, оперируя соответствующими терминами и показав знание различных точек зрения (не забудьте про сноски), выскажите собственное мнение по этому поводу. Объем работы – 3-4 листа формата А4 при компьютерном исполнении.
Задание 15
Составьте таблицу «Достоинства и недостатки Конституции 1993 г.: оценки исследователей», при этом так, чтобы одна часть уравновешивала другую, а элементы «положительной» стороны соответствовали «отрицательной». При подготовке опирайтесь на мнения ученых и общественных деятелей, чьи работы приведены в списке рекомендуемой литературы (с обязательным указанием на авторство).
Задание 16
Выполните одно из заданий на выбор:
- Составьте сравнительную таблицу полномочий Президента и председателя Правительства РФ, сгруппировав полномочия по определенным блокам (не менее 5). В качестве вывода предложите 1-2 меры по совершенствованию механизма правового регулирования президентской и исполнительной власти в РФ.
- Составьте схему: «Порядок формирования верхних палат парламента в зарубежных странах и России на современном этапе». В единообразной форме нужно отразить специфику не менее 5 государств.
- Напишите эссе (очерк): «Независимость судебной власти в России: миф или реальность?».
Задание 17
Подготовьтесь к дебатам на тему: «Централизм и децентрализм в государственном механизме России: что лучше?» Вы в праве выбрать одну из сторон (сторонники «централизма» или «децентрализма»), в этом случае следует продумать аргументы (доказательства, факты, оценки экспертов) в пользу выбранной позиции и контраргументы (возражения) на возможные аргументы противоположной стороны. Также можно выбрать «нейтральную» сторону. В этом случае необходимо подготовить несколько (не менее 5) вопросов для противоборствующих сторон, ответы на которые позволили прояснить их позицию. Естественно, подготовка любой роли требует изучения учебной и научной литературы по теме.
Задание 18 (универсальное)
Подготовьте реферат по одному из вопросов темы. Реферат – это небольшая по объему (около 10 страниц) письменная работа, представляющая собой компиляцию нескольких научных работ (не менее 5 актуальных публикаций) по заданной теме, имеющая план, внутреннюю логически выверенную структуру (введение – 2-3 пункта основного текста – выводы) и раскрывающая тему в ее ключевых аспектах. Помимо темы и плана, реферат должен содержать список используемой литературы (он также должен быть корректно оформлен).
Задание 19 (универсальное)
Подготовьте аннотацию научной публикации по одному из вопросов темы. Вы можете воспользоваться любым юридическим или обществоведческим журналом, вышедшим в течение прошлого или текущего календарного года. Это может быть как бумажная, так и электронная версия журнала. Но в любом случае необходимо к аннотации приложить распечатку статьи или ее ксерокопию. Объем аннотации – до 500 печатных знаков. Помните, чтобы составить корректную аннотацию, нужно ответить на следующие вопросы:
1. Как называется работа (статья, монография)?
2. Где и когда напечатана?
3. Чему посвящена?
4. Какие вопросы рассматриваются в данной работе?
5. Кому она адресована?
Справочно: в письменных аннотациях первые два вопроса заменяет корректно оформленное библиографическое описание.