Контроль за деятельностью публичной администрации
1. Внутрисистемный контроль за соблюдением законности в ходе реализации функций государственного и муниципального управления.
2. Контрольные полномочия Президента РФ (президентский контроль).
3. Парламентский контроль.
4. Судебный контроль.
5. Прокурорский надзор.
6. Контроль со стороны Уполномоченного по правам человека в РФ.
ИСТОЧНИКИ
Специальные
Основные
1. Административное право России: курс лекций / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
2. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / Под ред. П.И. Кононова, В.А. Кикотя, И.Ш. Кисляханова. – М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2008.
3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М.: Изд-во «Зерцало», 2007.
4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007.
5. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник. – М.: Эксмо, 2008.
Дополнительные
1. Бахрах Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении // Правоведение. 1993. № 5.
2. Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1.
3. Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Комментарий к Федеральному закону «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ» (постатейный). – М.: ЗАО Юсиицинформ, 2007.
4. Муравьев А.А. К вопросу о статусе полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах // Журнал российского права. 2003. № 9.
5. Соменков А.д. Правовое регулирование деятельности Счетной палаты РФ // Журнал российского права. 1997. № 7.
6. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
7. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношение. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
8. Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система: Учебное пособие. – СПб.: Издат-во «Юридический центр Пресс», 2004.
9. Тарасов А.И. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты оценки его эффективности // Государство и право. 2002. № 11.
10. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. № 4.
11. Хаманева Н.Ю. Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека в РФ и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. 1997. № 9.
12. Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. 1999. № 1.
13. Яценко В.Н. Судебный контроль нормативных актов // Государство и право. 2005. № 11.
Нормативные
Основные
1. ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011; 2006. № 43. Ст. 4411.
2. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
3. Закон РФ «О прокуратуре РФ» (в ред. ФЗ от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст. 6620; 2000. № 2. Ст. 1404; № 32. Ст. 3341; 2001. № 53. Ст. 5018; 2002. № 26. Ст. 2523, № 40. Ст. 3853; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 29. Ст. 2906; № 45. Ст. 4586; 2007. № 10. Ст. 1151; № 24. Ст. 2830; № 31. 4011.
4. ФЗ от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ» // СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 7.
5. Положение о Контрольном управлении Президента РФ (утв. Указом Президента РФ от 8 июля 2004 г. № 729) // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2329.
Дополнительные
1. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1; 2004. № 25. Ст. 2478; № 45. Ст. 4376; 2005. № 23. Ст. 2197; 2007. № 6. Ст. 680; № 10. Ст. 1147.
2. ФЗ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; № 33. Ст. 3370; № 49. Ст. 4844; 2006. № 31. Ст. 3427; 2007. № 10. Ст. 1151; № 16. Ст. 1829; № 30. Ст. 3804; № 31. Ст. 4011.
3. ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2000. № 31. Ст. 3205; 2001. № 7. Ст. 608; 2002. № 19. Ст. 1792; № 30. Ст. 3024. № 50. Ст. 4930; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 50. Ст. 4950; 2005. № 1. Ст. 25; № 30. Ст. 3104; 2006. № 1. Ст. 10, 11, 13, 14; № 29. Ст. 3124; № 30. Ст. 3287; № 31. Ст. 3427, 3452; 2007. № 1. Ст. 21; № 10. Ст. 1151; № 13. Ст. 1464; № 21. Ст. 2455; № 26. № 3074; № 30. Ст. 3747, 3805, 3808.
4. ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; № 50. Ст. 4855; 2004. № 33. Ст. 3368; 2005. № 1. Ст. 12, 25; № 17. Ст. 1480; № 27. Ст. 2708; 2006. № 1. Ст. 9, 10, 17; № 6. Ст. 636; № 8. Ст. 852; № 30. Ст. 3296; № 31. Ст. 3427, 3452; № 43. Ст. 4412; № 44. Ст. 4537; № 49. Ст. 5088; 2007. № 1. Ст. 21; № 10. Ст. 1151; № 21. Ст. 2455; № 25. Ст. 2977; № 26. Ст. 3074; № 30. Ст. 3801.
5. Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе (утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849) // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112. № 26. Ст. 2748; № 38. Ст. 3781; 2001, № 6. Ст. 551; 2004. № 15. Ст. 1395; № 41. Ст. 4021.
6. Областной закон от 18 октября 2001 г. № 180-ЗС «О внесении изменений и дополнений в Устав Ростовской области (новая редакция Устава) // Наше время. 2001. 19 октября; 2002. 28 февраля; 2005. 1 мая; 7 июля; 16 ноября; 13 декабря; 2006. 15 марта; 2007. 20 марта; 16 мая; 2 августа; 2008. 21 февраля.
7. Устав города Ростова-на-Дону (принят Ростовской-на-Дону городской Думой 9 апреля 1996 г. решением № 211) // Ростов официальный. 1996. № 26-27 (83-84); 2003 № 18 (442); 2004. № 35 (510); № 37 (512); 2005. № 16 (543); № 24 (551); 2007. № 3 (634); № 9 (640); № 30 (651); 2008. № 45 (676).
Вопросы для самоконтроля
1) Какими контрольными полномочиями обладает Правительство РФ в отношении подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти?
2) Какими контрольными полномочиями обладает федеральное министерство в отношении находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств?
3) Каковы полномочия Контрольного управления Президента РФ?
4) Как формируется Счетная палата?
5) В каких случаях проводится парламентское расследование?
6) Какие суды в РФ уполномочены на рассмотрение жалоб на действия (решения) представителей публичной администрации, нарушающие права граждан и организаций?
7) Какие решения публичной администрации могут быть обжалованы в суд?
8) Каковы последствия признания судом правовых актов публичной администрации незаконными (недействующими)?
9) Какие существуют формы прокурорского реагирования?
10) При соблюдении каких условий гражданин может обратиться с жалобой на действия (решения) публичной администрации в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ?
Тесты рубежного контроля
1. Лицо, совершившее административное правонарушение подлежит ответственности на основании закона действовавшего во время и по месту:
1) совершения административного правонарушения;
2) обнаружения административного правонарушения;
3) рассмотрения дела об административном правонарушении.
2. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста:
1) 12;
2) 14;
3) 16;
4) 18 лет.
3. Вина является обязательным признаком:
1) объекта;
2) объективной стороны;
3) субъекта;
4) субъективной стороны состава административного правонарушения.
4. В качестве как основного, так и дополнительного административного наказания применяется:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) административный арест.
5. Только судьей могут быть назначены следующие виды административных наказаний:
1) предупреждение и дисквалификация;
2) административный штраф и административный арест;
3) лишение специального права и конфискация.
6. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности составляет:
1) 1-н месяц;
2) 2 месяца;
3) 3 месяца;
4) 4 месяца со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.
7. Дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции суда, производство по которым осуществляется в форме административного расследования либо влекущие административное выдворение за пределы РФ или административное приостановление деятельности, рассматривается:
1) мировыми судьями;
2) судьями районных судов;
3) судьями арбитражных судов.
8. Предельный срок административного задержания лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, составляет:
1) 12;
2) 24;
3) 36;
4) 48 часов.
9. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола об административном правонарушении;
2) направления протокола об административном правонарушении органу (должностному лицу) уполномоченному рассматривать дело;
3) принятия компетентным органом (должностным лицом) дела об административном правонарушении к своему производству.
10. По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматриваются:
1) в 5-дневный;
2) в 10-дневный:
3) в 15-дневный;
4) в 20-дневный срок со дня получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
11. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в:
1) 3-х,
2) 5-ти,
3) 7-ми,
4) 10-дневный срок со дня ее поступления.
12. По общему правилу постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение:
1) года;
2) двух лет;
3) трех лет со дня его вступления в законную силу.
Задача
Условие
Водитель Ф. был освидетельствован сотрудником ГАИ на состояние опьянения с использованием индикаторной трубки «Контроль трезвости» в присутствии 2-х понятых. По результатам освидетельствования, показавшего положительную пробу на алкоголь, был составлен протокол об административном правонарушении. Сотрудник милиции изъял у гражданина Ф. водительское удостоверение, отстранил его от управления транспортным средством и задержал автомобиль, поместив его на специальную стоянку. Поскольку гражданин Ф. с результатами освидетельствования не согласился, был составлен протокол о направлении его на медицинское освидетельствование. В медицинское учреждение гражданин Ф. явился спустя два дня после составления протокола.
Материалы дела были направлены мировому судье, который признал гражданина Ф. виновным и назначил ему административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством.
Спустя две недели со дня вынесения постановления о назначении административного наказания водитель Ф. был остановлен на посту ДПС. После проверки документов он был опять отстранен от управления транспортным средством, а его автомобиль задержан. На этот раз ему вменялось в вину незаконное управление транспортным средством. Гражданин Ф. с принятыми в отношении него решениями не согласился, заявив следующее:
1) он не знал о состоявшемся судебном решении, так как находился в отъезде;
2) постановление мирового судьи о назначении административного наказания он собирается обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию;
3) до окончательного разрешения вопроса он вправе управлять автомобилем на основании временного разрешения, выданного ему при изъятии водительского удостоверения.
Вопросы
1. Каким образом в соответствии с действующим законодательством устанавливается факт опьянения лица, управляющего транспортным средством?
2. Законны ли примененные к гражданину Ф. меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях?
3. В течение какого периода сохраняет законную силу временное разрешение на право управления транспортным средством, выданное в связи с изъятием водительского удостоверения?
4. Содержатся ли в действиях гражданина Ф. признаки состава (составов) административного (административных) правонарушения (правонарушений)?
Источники
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (ФЗ от 30 декабря 2002 г. № 195-ФЗ).
2. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции»№ 1026-I // ВВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; ВВС РФ. 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964; 1999. № 14. Ст. 1666; 2000. № 16. Ст. 1640. № 31. Ст. 1993; 2001. № 1. Ст. 15; № 31. Ст. 3172; № 32. Ст. 3316; 2002. № 27. Ст. 2620; 2003. № 27. Ст. 2700; № 28. Ст. 2880; № 50. Ст. 4847; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 13. Ст. 1087; № 14. Ст. 1212; № 19. Ст. 1752.
3. Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов (утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. № 930) // СЗ РФ. 2002 № 52. Ст. 5233.
4. Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (утв. приказом Минздрава России от 14 июня 2003 г. № 308) // БНА. 2003. № 48.