Механизм правового регулирова-ния: понятие, элементы. Стадии правового регулирования.
В теории права механизмом право-вого регулирования наз систему юр средств, при помощи к-рых осу-ществляется правовое регулирова-ние. Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юр средства пра-вового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юр средства в правовой жизни общества. К эле-ментам относятся: юр нормы, нор-мативно-правовые акты, акты офици-ального толкования, юр факты, пра-воотношения, акты реализации пра-ва, правоприменительные акты, пра-восознание, режим законности. Каж-дый из этих элементов выполняет свои регулятивные ф-ции, воздейст-вует на поведение людей и общес-твенные отношения своим способом. Нормы права—это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предус-мотрены нормами права, носят под-нормативный характер. В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Правовое регулирование есть для-щийся во времени процесс. Оно пре-дполагает активную деятельность лю-дей, их коллективов и в процессе соз-дания права, и в ходе его воплощения в жизнь. Возведение в закон, придание строгих юр форм нормам права — 1 стадия правового регулирования, ког-да создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в право-вую систему нормы регламенти-руют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права очер-чивается круг возможных прав и обязанностей. На 2 стадии правового регулирования происходят индивиду-ализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, к-рые именуются юр фактами, возникают индивидуали-зированные отношения, у участни-ков к-рых возникают конкретные пра-ва и обязанности. 3 стадия правового регулирования характеризуется реали-зацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъе-ктов, к-рые у них имеются в той или иной правовой ситуации.
Право объективное и субъектив-ное, частное и публичное.
Объективное право - система общео-бязательных юр норм, формально устанавливаемая и обеспечиваемая гос-вом и направленных на урегулиро-вание общественных отношений. Объективное право – существую-щее законодательство, законы, дейс-твующие в данном гос-ве. Субъек-тивное право - мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собств.интересы и пот-ребности людей. Субъективное право - право, принадлежащее субъекту, пра-во, к-рое зависит от воли и сознания людей. Субъективное право вытекает из объективного. Естественное право -право, которое существует как таковое. Независимо от того, закреп-лено оно где-либо или нет. Оно ес-тественно вытекает из природы (право на жизнь., свобода передвижения). Ес-тественное право - условия жизни че-ловека. Позитивное право - результат позитивной деятельности гос-ва. Оно выражено законом. Частное право - регулирует сферу частных интересов. Публичное право - сфера публичных интересов.
Понятие и виды форм права.
Источник (форма) права. С помощью формы право обретает свои неотъем-лемые черты и признаки: общеобя-зательность, общеизвестность. В теории называют 4 вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обы-чай и договор. В отдельные ис-торические периоды источ-никами права признавали право-сознание, правовую идеологию, а так-же деятельность юристов. Наиболее древней формой права явл правовой обычай, т. е. правило, к-рое вошло в привычку народа и соблюдение к-рого обеспечивается гос принужде-нием. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населе-нием. В рабовладельческих и фео-дальных обществах обычаи санк-ционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сущность судебного прецедента закл в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов явл не все решение или приговор, а только «сердцевина» де-ла, суть правовой позиции судьи, на основе к-рой выносится решение. Из прецедента постепенно могут скла-дываться и нормы законов. Норма-тивный акт — доминирующий исто-чник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых пре-имуществ. 1 .Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет отно-сительно быстро реагировать на соц процессы. 2.Нормативные акты, как правило, определенным образом сис-тематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного док-та для применения или реализации. 3.Нормативные акты позволяют точ-но фиксировать содержание право-вых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать про-извольного толкования и применения норм. 4.Нормативные акты поддер-живаются гос-вом, им охраняются. В случае нарушения положений нор-мативных актов нарушители прес-ледуются и наказываются на осно-вании закона. Все источники права могут быть классифицированы на 2 гр: нормативно-правовые акты (зако-ны, указы, постановления, инструк-ции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные пре-цеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юр актов и означает лишь то, что юр док-ты содержат но-рмы права, общие правила поведения, установленные гос-вом. Нормативно-правовые акты: а)дифференциро-ваны, поскольку механизм гос-ва имеет разветвленную структуру органов с опр правотворческими полномочиями и значительным объ-емом иных ф-ций, к-рые реализуются с помощью издания юр актов; б)иерар-хизированы, ибо эта система строится на основе разновеликой юр силы ак-тов, в результате чего нижестоящие ис-точники права находятся в зависимом положении по отношению к вышес-тоящим и не могут им противоречить; в)конкретизированы по предмету ре-гулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на к-рые содержатся в источниках. Нормативный акт — это официальный док-т, соз-данный компетентными органами гос-ва и содержащий общеобязательные юр нормы (правила поведения).