По безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

До 1995 г. ОБСЕ функционировала в качестве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) — это уникальный переговорно-консультативный процесс, в котором первоначально участвовали все государства Европы, США и Канада, а сегодня включились также закавказские и сред­неазиатские государства, входившие до 1991 г. в состав Союза ССР. Сейчас в этом процессе участвуют 53 государства.

Общеевропейский процесс организационно состоит из совеща­ний на уровне руководителей государств-участников (такие встре­чи проходили в 1975 г. в Хельсинки, в 1990 г. в Париже, в 1992 г. в Хельсинки, в 1994 г. в Будапеште, в 1996 г. в Лиссабоне); встреч представителей государств-участников СБСЕ (в 1977—1978 гг. в Белграде, в 1980—1983 гг. в Мадриде, в 1986—1989 гг. в Вене). По существу, последние были длительными международными конфе­ренциями. В рамках ОБСЕ проводятся также различного рода дру­гие форумы по отдельным аспектам общеевропейского сотрудни­чества — по вопросам разоружения, экономического и научно-тех­нического сотрудничества, по защите прав человека.

На Парижской встрече 1990 г. на высшем уровне было принято решение о создании ряда постоянно действующих органов СБСЕ — Секретариат с местопребыванием в Праге (затем был переведен в Вену), Центр по предотвращению конфликтов с местопребывани­ем в Вене, Бюро по демократическим институтам и правам человека со штаб-квартирой в Варшаве, пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств в Гааге, Европейский банк реконструк­ции и развития в Лондоне (ЕБРР).

Начало сотрудничеству по защите прав человека в рамках СБСЕ было положено Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ от 1 августа 1975 г. Этот акт включает, в частности, Декларацию прин­ципов, которыми государства-участники руководствуются во вза­имных отношениях. Среди десяти принципов Декларации седьмой озаглавлен «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».

В соответствии с этим принципом участники СБСЕ обязались уважать права человека и основные свободы без какой-либо дискриминации, поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных и других прав и свобод.

Кроме этого, в. Заключительном акте содержится раздел «Сотрудничество в гуманитарных и других областях», в котором устанавливается общеевропейский порядок контактов на основе семейных связей людей, проживающих в разных странах, воссоеди­нения разделенных семей, браков между гражданами различных государств, поездок по личным или профессиональным причинам, встреч между молодежью и т.д.

На последующих форумах СБСЕ его участники обменивались мнениями и информацией о ходе осуществления этих договорен­ностей в каждой стране. Постепенно углублялось и содержание принципов. Нередко дискуссии по правам человека носили полит­изированный и конфронтационный характер.

Подлинный прорыв в области сотрудничества по правам челове­ка в рамках СБСЕ был достигнут в 1989 г. на Венской встрече пред­ставителей государств-участников. В Итоговом документе Венской встречи государства выразили решимость гарантировать эффек­тивное осуществление прав человека, согласились совершенство­вать свои законы в этой сфере, эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности, поощрять обсуждение в школах и других учебных заведениях вопросов прав человека.

Главным же итогом Венской встречи было создание международного контрольного механизма потравам человека, который получил название «Человеческое измерение СБСЕ». Механизм за­ключает в себе четыре этапа:

1) государства согласились, что они будут давать письменные ответы на запросы и представления друг другу по существу состоя­ния дел в их странах в области прав человека;

2) они согласились проводить двусторонние обсуждения по этим вопросам по требованию любого государства — участника СБСЕ в целях разрешения конкретных случаев нарушения прав человека;

3) любое государство получило право привлекать внимание по дипломатическим каналам других участников СБСЕ к случаям и ситуациям, которые явились предметом двусторонних обсужде­ний;

4) любое государство-участник получило право ставить эти про­блемы на обсуждение Конвенции по человеческому измерению и на очередных основных встречах СБСЕ.

Этим узаконивалось оказание дипломатического давления, в том числе и многостороннего, на те государства, где происходят нарушения прав человека.

Установленный механизм начал действовать и был усовершен­ствован на Конференции по человеческому измерению. Эта Кон­ференция проводилась в форме трех совещаний: в 1989г. в Париже, в 1990 г. в Копенгагене и в 1991 г. в Москве.

Самым результативным явилось Московское совещание Конференции по человеческому измерению (10 сентября — 4 октября 1991 г.).

Механизм «человеческого измерения СБСЕ» был конкретизи­рован следующим образом:

письменные ответы на взаимные запросы и представления о правах человека должны представляться не позднее чем через 10 дней;

двусторонние встречи по требованию одного государства, обращенному к другому, должны состояться в течение недели после запроса;

был учрежден список экспертов (по 3 от каждого государства), из числа которых государства могли бы создавать миссии из трех экспертов для поездки в соответствующую страну в целях содейст­вия решению на месте конкретного вопроса или проблемы по защи­те прав человека;

в случае основания полагать, что в каком-либо государстве-участнике не соблюдаются права человека, другие государства имеют право направить туда миссию экспертов и докладчиков, ко­торые устанавливают на месте факты и дают рекомендации.

Организация деятельности миссий экспертов и докладчиков была возложена на Бюро по демократическим институтам и правам человека.

В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению было сформулировано понятие «правовое государство», означающее «не просто формальную законность, ко­торая обеспечивает регулярность и последовательность в достиже­нии и поддержании демократического порядка, но и справедли­вость, основанную на признании и полном принятии высшей цен­ности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, об­разующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выра­жение».

В Хельсинкском документе СБСЕ, принятом 10 июля 1992 г. на встрече на высшем уровне (документ получил образное название «Вызов времени перемен»), подчеркнуто, что «обязательства, при­нятые в области человеческого измерения СБСЕ, представляют не­посредственный и законный интерес для всех государств-участни­ков и не являются исключительно внутренним делом какого-то одного государства».

Таким образом, защита и поощрение прав человека все более интернационализируются и соответственно возрастает роль международного права в данной сфере межгосударственного сотрудничества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Понятие международного права.

2. Перечислите круг субъектов международного права.

3. Как создаются нормы международного права?

4. Перечислите основные принципы международного права.

5. Что такое международно-правовое признание?

6. Раскройте содержание института правопреемства.

7. Что такое государственная территория?

8. Какие проблемы, связанные с населением государства, регулируются международным правом?

9. Изложите особенности реализации двух видов международно-правовой ответственности.

10. Охарактеризуйте основные средства мирного урегулирования споров между государствами.

11. Какова роль международных организаций?

12. Каков порядок заключения международных договоров?

13. Что регулирует дипломатическое право?

14. Каково понятие международного гуманитарного права?

15. Охарактеризуйте известные вам международные акты по проблеме
защиты прав человека.

Приложения

ДЕКЛАРАЦИЯ

Наши рекомендации