Государственная территория и границы

Территория — это неотъемлемый признак государства наряду с населением и суверенной верховной властью. В состав государст­венной территории входят суша и вода с находящимися под ними недрами и воздушное пространство над сушей и водами в пределах границ государства.

Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные гра­ницы).

Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов и некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль).

Воздушная территория государства представляет собой столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящи­ми перпендикулярно по периметру государственных границ. Во­прос о верхнем пределе воздушной территории в международном порядке не урегулирован.

Государственная территория находится под суверенитетом соответствующего государства. Государство осуществляет на ней властные полномочия.

За пределами государственных территорий находятся террито­рии общего пользования (территории с международным правовым режимом) — открытое море за пределами территориального моря, воздушное пространство над открытым морем, глубоководное мор­ское дно с его недрами, Антарктика и космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Государства не вправе под­чинять эти территории своему суверенитету.

Сухопутные границы между сопредельными государствами устанавливаются, как правило, по договорам. Определение границы на карте, приложенной к договору, называется делимитацией гра­ниц. Обозначение границы с помощью различных знаков на мест­ности называется демаркацией границ.

Границы на реках устанавливаются соглашениями и могут про­ходить по тальвегу (линии наибольших глубин), посередине главно­го фарватера или посередине реки.

Население

Население — это совокупность лиц, проживающих на террито­рии государства. К этим лицам относятся граждане, иностранцы (постоянно живущие в государстве) и лица без гражданства.

В аспекте международного права одним из важнейших вопро­сов, касающихся населения, является гражданство, Гражданстве определяется как устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Законы каждого государства определяют условия приобретения и утраты его гражданства. Гражданство приобретается по рожде­нию и в результате приема в гражданство (натурализация). Граж­данство может утрачиваться автоматически, по желанию гражда­нина и по решению верховной власти государства (лишение граж­данства).

Институт двугражданства возникает из-за различия националь­ных законов о приобретении гражданства. Если в государстве А его гражданином становится каждый, кто родился на его терри­тории (право почвы), а в государстве В его гражданином стано­вится каждый, родившийся от родителей — граждан этого госу­дарства независимо от места рождения (право крови), то при рож­дении ребенка на территории государства А от родителей — граж­дан государства В он получает право сразу на два гражданства. Двугражданство лиц создает неудобства для государственных ор­ганов всех стран и для других лиц, вступающих в правовые отно­шения с бипатридами (лицами с двойным гражданством). Устра­няются эти неудобства путем заключения межгосударственных соглашений.

Другим острым вопросом, связанным с институтом населения, является проблема беженцев. Беженцы покидают страну своего постоянного проживания в результате преследований, военных конфликтов или иных чрезвычайных обстоятельств (например, за­суха и голод). В мире насчитываются десятки миллионов беженцев. Эти лица оказываются в трудных условиях, а государства, куда они прибывают, сталкиваются с непредвиденными экономическими и социальными проблемами.

В 1950 г. ООН учредила пост Верховного комиссара по делам беженцев, а в 1951 г. была заключена Конвенция о статусе бежен­цев. Управление Верховного комиссара по делам беженцев органи­зует помощь этим лицам, а Конвенция требует от принимающих государств обеспечивать уважение основных прав и свобод челове­ка в отношении находящихся у них беженцев.

Проживающие в государстве иностранные граждане должны, как правило, пользоваться теми же правами, что и местные гражда­не, т.е. национальным режимом.

В международном праве известен институт права убежища. Бе­женцы и иностранные граждане не считаются лицами, получившими в государстве право убежища. Убежище предоставляется ино­странцам по их просьбе на строго индивидуальной основе. Если государство предоставило лицу право убежища, оно не имеет права высылать его или выдавать другим государствам.

Право убежища не предоставляется уголовным преступникам и лицам, совершившим преступление по международному праву (на­пример, военным преступникам).

Наши рекомендации