Государственная территория и границы
Территория — это неотъемлемый признак государства наряду с населением и суверенной верховной властью. В состав государственной территории входят суша и вода с находящимися под ними недрами и воздушное пространство над сушей и водами в пределах границ государства.
Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные границы).
Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов и некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль).
Воздушная территория государства представляет собой столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно по периметру государственных границ. Вопрос о верхнем пределе воздушной территории в международном порядке не урегулирован.
Государственная территория находится под суверенитетом соответствующего государства. Государство осуществляет на ней властные полномочия.
За пределами государственных территорий находятся территории общего пользования (территории с международным правовым режимом) — открытое море за пределами территориального моря, воздушное пространство над открытым морем, глубоководное морское дно с его недрами, Антарктика и космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету.
Сухопутные границы между сопредельными государствами устанавливаются, как правило, по договорам. Определение границы на карте, приложенной к договору, называется делимитацией границ. Обозначение границы с помощью различных знаков на местности называется демаркацией границ.
Границы на реках устанавливаются соглашениями и могут проходить по тальвегу (линии наибольших глубин), посередине главного фарватера или посередине реки.
Население
Население — это совокупность лиц, проживающих на территории государства. К этим лицам относятся граждане, иностранцы (постоянно живущие в государстве) и лица без гражданства.
В аспекте международного права одним из важнейших вопросов, касающихся населения, является гражданство, Гражданстве определяется как устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Законы каждого государства определяют условия приобретения и утраты его гражданства. Гражданство приобретается по рождению и в результате приема в гражданство (натурализация). Гражданство может утрачиваться автоматически, по желанию гражданина и по решению верховной власти государства (лишение гражданства).
Институт двугражданства возникает из-за различия национальных законов о приобретении гражданства. Если в государстве А его гражданином становится каждый, кто родился на его территории (право почвы), а в государстве В его гражданином становится каждый, родившийся от родителей — граждан этого государства независимо от места рождения (право крови), то при рождении ребенка на территории государства А от родителей — граждан государства В он получает право сразу на два гражданства. Двугражданство лиц создает неудобства для государственных органов всех стран и для других лиц, вступающих в правовые отношения с бипатридами (лицами с двойным гражданством). Устраняются эти неудобства путем заключения межгосударственных соглашений.
Другим острым вопросом, связанным с институтом населения, является проблема беженцев. Беженцы покидают страну своего постоянного проживания в результате преследований, военных конфликтов или иных чрезвычайных обстоятельств (например, засуха и голод). В мире насчитываются десятки миллионов беженцев. Эти лица оказываются в трудных условиях, а государства, куда они прибывают, сталкиваются с непредвиденными экономическими и социальными проблемами.
В 1950 г. ООН учредила пост Верховного комиссара по делам беженцев, а в 1951 г. была заключена Конвенция о статусе беженцев. Управление Верховного комиссара по делам беженцев организует помощь этим лицам, а Конвенция требует от принимающих государств обеспечивать уважение основных прав и свобод человека в отношении находящихся у них беженцев.
Проживающие в государстве иностранные граждане должны, как правило, пользоваться теми же правами, что и местные граждане, т.е. национальным режимом.
В международном праве известен институт права убежища. Беженцы и иностранные граждане не считаются лицами, получившими в государстве право убежища. Убежище предоставляется иностранцам по их просьбе на строго индивидуальной основе. Если государство предоставило лицу право убежища, оно не имеет права высылать его или выдавать другим государствам.
Право убежища не предоставляется уголовным преступникам и лицам, совершившим преступление по международному праву (например, военным преступникам).