Международно-правовое признание
Государства сотрудничают друг с другом только в случае, когда они признают друг друга в качестве суверенного партнера. В международном праве сложился институт[68] признания.
Вопрос о признании встает при появлении нового государства (в результате освобождения от колониальной зависимости, при отделении части государства в целях образования самостоятельного государства и в ряде других случаев), которое намерено стать членом международного сообщества.
Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему путем официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей и т.п.).
Вопрос о признании нового правительства возникает в случае его смены в государстве неконституционным путем — не в результате очередных выборов, а как итог переворота или революции.
Правопреемство государств
Появление новых государств (в результате объединения двух или более в одно, разделения или отделения от государства его части, получения колонией независимости от метрополии) ставит перед международным сообществом комплекс проблем — как относиться к новому государству, на какой правовой основе осуществлять сотрудничество с ним. Среди этих проблем можно выделить основные — какие международные договоры связывают новое государство, как новое государство будет относиться к долгам своего предшественника, какая собственность государства-предшественника перейдет к новому государству или государствам.
Международное сообщество заинтересовано в стабильности и гарантиях того, что появление новых государств не нарушит их права и не затронет их интересы. Иначе говоря, необходимо обеспечить переход прав и обязанностей от государства (или государств)-предшественника к государству (или государствам)-преемнику. Такой переход прав и обязанностей именуется правопреемством.
Вопросы правопреемства в каждом случае решались неодинаково, но прослеживались какие-то общие черты во всех ситуациях. Можно было говорить о формировании обычных норм международного права, которые регулировали правопреемство. Эти нормы были кодифицированы в двух конвенциях — Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. К началу 1998 г. обе конвенций еще не вступили в силу, не собрав для этого достаточного числа ратификаций (в обоих случаях их требуется 15). Одной из причин этого явилось включение в конвенции положений, которые не столько отражали обычай, сколько представляли собой так называемое прогрессивное развитие международного права. В частности, в конвенциях установлены особые правила, касающиеся правопреемства «новых независимых государств», т.е. бывших колоний. Одно из таких правил предоставляет бывшим колониям право не становиться преемником договоров, заключенных от их имени метрополиями, а другое освобождает их от всех долгов.
В случае возникновения ситуации правопреемства при соединении государств международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-преемника. При разделении государства международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства.
Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами.
При объединении государств к преемнику переходит вся государственная собственность государств-предшественников, включая и ту, что находится за границей. При разделении государства недвижимая государственная собственность переходит к государству, на территории которого она оказывается, а заграничная собственность делится на «справедливые доли». Движимая собственность переходит к государству-преемнику, с территорией которого связано использование такой собственности, а остальная часть движимой собственности делится между преемниками «в справедливых долях».
На практике имущественные вопросы правопреемства чаще всего решаются путем заключения специальных договоров, равно как и вопросы об архивах и долгах.
В случае распада СССР Российская Федерация была признана «продолжателем» бывшего Советского Союза. Это было связано с тем, что место СССР в качестве постоянного члена в Совете Безопасности ООН не могло «исчезнуть»; иначе нарушалась бы вся система ООН. Нельзя было делить и находившееся в СССР ядерное оружие между бывшими республиками Союза, поскольку это резко увеличило бы количество ядерных держав и подрывало бы всю систему ограничений, существующую в отношении ядерного оружия по международным договорам.
Продолжение Россией всех прав и обязательств бывшего СССР именуется континуитетом. Все другие бывшие республики СССР стали его правопреемниками.