Структура права дает представление о его источниках, форма существования правовых норм, их соотношении, иерархии, сфер действия и юридической силе.

Экологическое право как общечеловеческое право в целом подразделяется на два крупных раздела — международное право и национальное право.

Международное экологическое право — совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организация­ми(в редких случаях с участием физических и юридических лиц).

В структуре международного экологического права выделяются такие категории, как жесткое — обязательное право и мягкое право, нормы которого имеют рекомендательный характер и не подлежат принудительному исполнению.

Основными источниками обязательного международного экологического права являются общепризнанные международно-правовые нормы и принципы, а также межгосударственные соглашения (договоры, конвенции, протоколы и т.п.). Межгосударственные соглашения могут быть многосторонними, когда сторонами являются три и более государств, и двусторонними, когда в каждом из них участвуют только два государства.

Общее число действующих в мире глобальных и региональных международных соглашений, принадлежащих к экологическому праву, достигает полутора тысяч. Что касается двусторонних соглашений в области международного экологического права, то число превышает три тысячи.

В формировании международного экологического права особое место занимает практика Европейского Союза по изданию согласованных правовых норм, которые непосредственно вплетаются законодательство государств, являющихся членами Союза.

Нечто сходное намечается в сотрудничестве стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Здесь с 1992 г. действует Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды и Протокол об обязанностях, правах и ответственности участников Соглашения. Образованы Межгосударственный экологический совет и Межгосударственный экологический фонд. В 1993г. Межпарламентская ассамблея государств—участников Содружества Независимых Государств приняла рекомендательный законодательный акт «О принципах экологической опасности в государствах Содружества», который призван до известной степени гармонизировать национальное экологическое законодательство заинтересованных государств.

Международно-правовые нормы и акты по экологическому праву, носящие рекомендательный характер, существуют в виде деклараций, хартий, пактов, резолюций, решений, постановлений и иных актов такого рода, принимаемых международными конфе­ренциями и международными организациями.

Из наиболее значительных международных конференций экологического направления, существенно повлиявших на формирование экологического права, особенно выделяются по крайней мере две — Стокгольмская конференция Организации Объеди­ненных Наций по проблемам окружающей человека среды (5—16 июня 1972 г., Стокгольм) и Бразильская конференция Организа­ции Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (3— 14 июня 1992 г., Рио-де-Жанейро), которую кратко называют «РИО-92».

Наибольшую известность в мире приобрел документ «РИО-92», названный «Повесткой дня на XXI век». Это долгосрочная програм­ма всемирных действий по охране окружающей природной среды и обеспечению рационального использования природных ресурсов и согласованном контексте с социально-экономическим развитием человечества на рубеже текущего и следующего столетий. В ней 4 раздела: социальные и экономические аспекты; сохранение и ра­циональное использование ресурсов в целях развития; укрепление роли основных групп населения; средства осуществления. Предпо­лагается, что выполнение этой программы повернет развитие мира по пути оздоровления природной среды при более экологически дисциплинированном экономическом развитии (в отличие от современной практики, когда мир развивается по пути к экологичес­кой катастрофе).

Среди международных организаций, создающих рекомендательные нормы экологического права, главную роль играет Орга­низация Объединенных Наций (ООН). Генеральная Ассамблея ООН (на 30-й сессии) одобрила Всемирную хартию природы, ко­торая представляет собой свод принципов, ориентированных глав­ным образом на охрану животного и растительного мира — живой природы.

В отличие от международного экологического права националь­ное экологическое правоне представляет единства. Каждое государство имеет свое национальное — внутригосударственное экологическое право, которое характеризуется многими индивидуальными признаками, обусловленными природно-экономическими социально-культурными и государственно-правовыми особенностями и традициями данной страны.

В мире существует около 200 государств, включая 185 государств — членов ООН. Около половины из них имеют правовой системы без явно выраженного деления права на отрасли. Соответственно экологическое право здесь не обособлено. В других странах отрасли права сформировались более отчетливо.

В настоящее время 120 государств приняли общие (комплексные) законы об охране окружающей среды и регулировании природопользования. В более чем 100 государствах созданы министерства охраны окружающей среды или эквивалентные им органы. Развиваются новые методы правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды: экологическое нормирование, стандартизация; разрешительный порядок — лицензии, сертификаты и др.; экономические механизмы — налоги, льготы, страхование; долгосрочное планирование и программирование; сочетание отраслевого, административно-территориально­го и эколого-регионального подходов в правовом регулировании; превентивный контроль (экологическая экспертиза) в добавление к применяющимся издавна методам инспекционного контроля; применение корректирующих мер воздействия в отношении за­грязнителей окружающей природной среды — приостановление или прекращение экологически вредной деятельности, примене­ние принципа «загрязнитель платит», компенсации причиненного вреда и т.д.

Усиливается защита прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях. С одной стороны, это право получило закрепление в конституциях многих стран, а с другой — его нарушение строго преследуется, виновные в нарушении данного права привлекаются к юридической ответственности и серьезно наказываются.

Таким образом, национальное экологическое право в каждой стране находится в процессе динамичного развития, все более складывается как самостоятельная отрасль права, функционирующая наряду с другими отраслями права — государственным, административным, гражданским, трудовым, уголовным и др. Итак, общую картину экологического права можно представить в сле­дующем виде:

Наши рекомендации