Понятие и виды стадий конституционного судопроизводства. Процессуальные сроки
Конституционное судопроизводство состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Стадия конституционного судопроизводства охватывает относительно замкнутый комплекс действий конституционного суда и участников судебного конституционного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной правовой ситуации. Последовательность наступления стадий преследует конечную цель — вынесение конституционным судом итогового решения по делу и его исполнение.
Г"^1ожно выделить следующие стадии судебного конституционного процесса: 1) внесение обращений в конституционный
суд; 2) предварительное рассмотрение обращений в конституционном суде; 3) принятие обращения конституционным судом либо его отклонение; 4) подготовка к судебному разбирательству; 5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы); б) совещание, голосование и принятие конституционным судом итоговых решений; 7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений конституционного суда;
8) исполнение решений конституционного суда.;
\ Процессуальные сроки. Общим для всех стадий конституционного судопроизводства является вопрос о сроках.}
Установление процессуальных сроков имеет своей целью избавление от рассмотрения неактуальных дел, предупреждение негативных последствий для сторон и общества в целом, которые могут наступить при волоките в судебном рассмотрении дела. Соблюдение процессуальных сроков дисциплинирует стороны и судей в их работе. В целях обеспечения прав человека на судебную защиту Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (пункт 1 статьи 6) ориентирует на рассмотрение дел в судах в разумные сроки. На соблюдение принципа разумной достаточности относительно процессуальных сроков направлены соответствующие рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 16 сентября 1986 года. Крайне сжатые сроки на практике могут привести к поверхностному, недостаточно глубокому рассмотрению дела, в конечном счете — к судебной ошибке.
Сроки прохождения дела на различных стадиях конституционного судопроизводства различны и могут дифференцироваться применительно к отдельным категориям рассматриваемых дел. Течение процессуальных сроков приостанавливается с момента отложения (приостановления) рассмотрения дела либо со времени возникновения обстоятельств, послуживших основанием для отложения (приостановления) процесса. Со дня возобновле-ния процесса течение процессуальных сроков продолжается.
По просьбе судьи-докладчика или участников процесса конституционный суд или председатель конституционного суда могут продлить установленный срок. Лицам или другим субъектам Обращения, пропустившим установленный срок по причинам, Признанным конституционным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Весьма сжатыми являются сроки прохождения стадий конституционного судопроизводства в Конституционном Суде Армении. Заявитель в пятицневный срок в письменной форме уведомляется о несоответствии его заявления требованиям закона. Предва-
рительное изучение заявления членом Конституционного Суда должно быть завершено не позднее чем через 12 дней после регистрации. В трехдневный срок после доклада Председателю Конституционного Суда о результатах изучения заявления последний созывает заседание Конституционного Суда для решения вопроса о принятии дела к рассмотрению. Рассмотрение дела начинается не позднее чем через 20 дней после регистрации заявления. Заседание Конституционного Суда продолжается ,до принятия Судом итогового решения.
В Республике Молдова в соответствии с положениями Кодекса конституционной юрисдикции Председатель Конституционного Суда определяет-сроки изучения обращения и представления доклада судьей-докладчиком, которые не могут превышать 60 дней с момента регистрации обращения. При необходимости изучения большого объема материалов этот срок может бытьпродлен на 30 дней.
/Процессуальные сроки в Конституционном Суде Российской Федерации. В Конституционном Суде Российской Федерации предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента его регистрации. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании Конституционного Суда или в заседаниях палат принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. Относительно других стадий конституционного судопроизводства какие-либо сроки не установлены.
Процессуальные сроки исчисляются с момента регистрации обращения^
Регламент Конституционного Суда Российской Федерации установил порядок исчисления процессуальных сроков.
Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, установленной в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" или в решении Конституционного Суда.
Сроки, исчисляемые сутками, истекают в двенадцать часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Если последний день срока прихо
дится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. В случаях, предусмотренных частью третьей статьи 15 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", сроки исчисляются исходя из фактически прошедшего времени независимо от того, является ли соответствующий день рабочим или нерабочим.
^
^бТгг^с^, 2. Внесение обращений в конституционный суд
г~~
(, Данная стадия конституционного судопроизводства преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела и имеет место применительно ко всем категориям дел за исключением тех случаев, когда возбуждение разбирательства осуществляется по инициативе самого конституционного суда. Но и в этом случае, видимо, можно признать наличие этой стадии, так как инициатива должна исходить от судьи, либо группы судей, либо должностных лиц суда (председателя и других^
Обращение в конституционный суд — это может быть запрос, ходатайство, индивидуальная жалоба, иск и т.п., — отвечающее требованиям закона, является поводом к рассмотрению дела в конституционном суде. Практически в конституционный суд может обратиться любой субъект права (будь то гражданин или государственный орган) вне зависимости от того, предоставлено ему такое право законом или нет. Иными являются последствия. Обращение будет принято судом к рассмотрению лишь от тех субъектов, которым дано такое право по закону, регулирующему конституционное судопроизводство.
Общие требования к обращению. В обращении указываются все необходимые реквизиты того, кто обращается в конституционный суд, а также наиболее полный перечень данных, включая обоснование правовой позиции, с тем чтобы конституционный суд, не запрашивая всякий раз дополнительные документы, мог решить вопрос о принятии обращения к рассмотрению. Законы о конституционных судах подробно регламентируют общие и специальные требования, предъявляемые к обращению по той или иной категории дел.
^ внесение обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.
В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомочен-ными лицами). В обращении должны быть указаны:
1) Конституционный Суд в качестве органа, в который направляется обращение;
2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
5) нормы Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
7) конкретные, указанные в Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;
10) перечень прилагаемых к обращению документов. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (статья 38) определяет перечень необходимых документов, прилагаемых к обращению, с указанием количества представляемых экземпляров. В их числе:
1) текст_акта^ подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;
2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением'случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;
3)^документ^об^ уплате государственной пошлины;
4) переводина государственный язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов^ которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы.
Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Гражда^ не представляют необходимые документы с копиями в количест-BCJpex экземпляров.
Государственная пошлина. Конституционное судопроизводство осуществляется бесплатно. Однако это не исключает уплату государственной пошлины стороной, которая обращается в конституционный суд, а также того, что сторона, проигравшая в деле, несет часть судебных расходов.
В соответствии со статьей 39 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращения в Конституционный Суд оплачиваются государст-венноидощлиной:
^запрос и ходатайство — в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
f жалоба юридического лица — в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
) жалоба гражданина — в размере одного минимального размера оплаты труда.
В Российской Федерации государственной пошлиной не оплачиваются запросы судов, запросы о толковании Конституции, ходатайства Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
/Конституционный Суд Российской Федерации своим реше-»*BieM может освободить гражданина, с учетом его материального 'положения, от уплаты государственной пошлины либо умень-[Идггь ее размер.
^Государственная пошлина возвращается заявителю в случаях, вели обращение не было принято к рассмотрению! Регламент Конституционного Суда Российской Федерации определил порядок освобождения от уплаты государственной пошлины и воз-
вращения государственной пошлины. Вопрос об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины или уменьшении ее размера решается Конституционным Судом по заявлению гражданина, которое может быть рассмотрено на любой стадии конституционного судопроизводства. Об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера или об отказе ему в этом Конституционный Суд выносит мотивированное определение, излагаемое в виде отдельного документа.
Если в предусмотренных законом случаях обращение не принято к рассмотрению или возвращено заявителю в процессе изучения его в предварительном порядке Секретариатом Конституционного Суда, государственная пошлина возвращается полностью на основании справки за подписью руководителя Секретариата, которая выдается заявителю вместе с подлинным документом о произведенной уплате государственной пошлины. В таком же порядке заявителю возвращается излишне уплаченная государственная пошлина.
Всдучае вынесения Конституционным Судом определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату^ При этом заявителю^11ьщается~"справка за подписью руководителя Секретариата Суда и подлинный документ о произведенной уплате государственной пошлины.
Государственная пошлина, уплаченная при обращении в Конституционный Суд в размере, установленном законом, действовавшим на момент ее уплаты, не может быть пересмотрена в сторону увеличения.
3. Предварительное рассмотрение обращений в конституционных судах
[Данная стадия конституционного судопроизводства имеет целью проверку обращения заявителя в конституционный суд на соответствие его требованиям закона как по материальным, так и формальным основаниям^
[Каждое зарегистрированное обращение рассматривается в конституционном суде в предварительном порядке^ Прежде всего, оно может быть рассмотрено структурными подразделениями аппарата конституционного суда.^Роль аппарата конституционного суда зависит от тех полномочий по определению
судьбы поступившего в конституционный суд обращения, которыми он наделяется: будет ли оно принято, или оно будет возвращено заявителю, или направлено в другие органы и учреждения по подведомственности^
Существует несколько подходов в определении полномочий аппарата конституционного суда: 1) аппаоат_суда_вуполняет чисто организационно^гехнические, регистрационные функции (ведет делопроизводство^ прйем""посетителей и т.п.). В этом случае основной объем работы по проверке обращений выпадает на долю судей. Обычно для рассмотрения обращений на этой стадии судопроизводства создаются небольшие по численному составу структурные подразделения суда (секции судей); 2) аппарат суда наряду^^казанными функциями наделяется_подномо чиями по проверке_обра1цений_^1@_^ормальнь1м__основаниям (форма обращения, уплата государственной пошлины и др7). Удовлетворяющие требованиям закона обращения направляются из аппарата председателю суда, председателем — коллегии (палате, сенату, секции) или судьям непосредственно для изучения и принятия по ним решений; 3) аппарат-конституционного суда наделяется дополнительно полномочиями по_проверке обращений по^^^ерйальныкГ^основаниям (подведомственность обращения, надлежащийТСЯГнёнадлежащий субъект обращения и др.). В этом случ^ае^алшарат^<ежетвеЕнуть_заявитедю его обращение как неподведомственное^не допускаемое для рассмотрения конституционным судом.
В целях обеспечения права человека на судебное рассмотрение дела в разумные сроки, повышения эффективности отправления правосудия предпринимаются меры по разгрузке конституционных судов в условиях все возрастающего числа дел, по освобождению судей от внесудебных функций с одновременным расширением полномочий аппаратов конституционных судов. [Наблюдается тенденция наделения аппаратов конституционных судов широкими полномочиями не только административного характера, но и юрисдикционными, связанными с проверкой обращений в конституционный суд по формальным и материальным основаниям^ Это позволяет отсеивать неподведомственные суду обращения, экономить силы и время судей, давая им возможность сосредоточиться на сугубо судейских функциях, Дозволяет отправлять правосудие в приемлемые сроки') Как от-1<вчали участники конференции руководителей секретариатов ^дебных органов, организованной Советом Европы совместно с Европейским союзом судебных секретарей и проходившей 19—
21 марта 1997 года в Страсбурге, объем полномочий аппаратов судов, распределение компетенции между ними и судьями до сих пор являются предметом дискуссий.
Как бы ни распределялись полномочия между аппаратом конституционного суда и судьями, в конечном итоге последнее слово остается за судьями- и конституционным судом в целом.
Предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде Российской Федерации. /Федеральным конституционным законом "О КонституционномСуде Российской Федерации" на Секретариат Конституционного Суда возложены помимо обычных для аппарата учреждения функций весьма ответственные полномочия по предварительному рассмотрению поступающих обращений.^
Изучение обращения начинается с группы писем. Обращение может быть подано лично через приемную и канцелярию Конституционного Суда.
(обращения по вопросам, входящим в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, с соответствующими предложениями передаются руководителю Секретариата Конституционного Суда либо его заместителю в зависимости от распределения полномочий между ними.)
В случае необходимости предварительного, более глубокого изучения специальных вопросов обращение направляется в соответствующие управления, после чего оно с краткой справкой управления по изученному вопросу возвращаетсяТруководителю Секоета^иаталибо ргтямрптмт^пп, Пдг-.др^нир .дередаю! обра-щенияПредседателю Конституционного Суда либо его заместителю для направления судьям/
' В Федеральном конституционном законе "О Конституцион-, ном Суде Российской Федерации" (статья 40) установлено, что в случаях, если обращение:
( 1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
2) по форме не отвечает требованиям Федерального консти-| туционного закона;
3) исходит от ненадлежащего органа или лица;
1 4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено Федеральным конституционным законом, Секретариат Конституционного Суда уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.
Заявитель после устранения недостатков, связанных с формой обращения, и при оплате государственной пошлины вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.
(если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, Секретариат Конституционного Суда может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. \
^Т1ри предварительном рассмотрении обращений Секретариатом Конституционного Суда не вызывает особых трудностей проверка обращений на их соответствие требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" по форме, включая уплату государственной пошлины, а также определение некомпетентного на подачу обращения в Конституционный Суд органа или лица-J
Значительно сложнее определить "явную неподведомственность Конституционному Суду" обращений компетентных органов и лиц. Приведем наиболее характерные примеры такого рода обращений в Конституционный Суд.
Заявители просят о пересмотре приговора, судебного решения, правоприменительного акта об отказе в получении квартиры, выплаты пенсии и т.д., что связано, как правило, с установлением фактических обстоятельств, их правовой квалификацией, с проверкой доказательств. В соответствии с действующим законодательством подобные обращения подведомственны исполнительным, правоохранительным органам государственной власти, судам общей юрисдикции, арбитражным судам.
Явно неподведомственны Конституционному Суду обращения заявителей о заведомо ненормативных актах (в случае сомнения относительно характера правового акта обращения передаются судьям для предварительного изучения), обращения граждан и судов о проверке конституционности подзаконных нормативных актов (указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов министерств и ведомств^
Компетенция и практика работы Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации время от времени вызывает споры в самом Суде, иногда ее оспаривают и заявители. Защита от возможных ошибок Секретариата обеспечивается правом заявителя во всех случаях потребовать вынесения решения Судом (часть вторая статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
В Государственную Думу поступили предложения об изменении статьи 40 Закона, направленные на лишение Секретариата Конституционного Суда права возвращать заявителям явно не подведомственные Суду обращения, а также направлять их в компетентные государственные органы или организации.
Внесение в Закон такого изменения привело бы к перегрузке Суда тысячами ошибочных обращений, к замедлению рассмотрения дел, действительно того заслуживающих, т.е. просто дезорганизовало бы его работу, Достаточно сказать, что обращения, не имеющие отношения к конституционной материи, составляют примерно 97 процентов всех обращений в Конституционный Суд, которых в год поступает около 10 тысяч.
Право пересылать обращения в компетентные органы служит интересам граждан. Впрочем, Секретариат пользуется этим правом осторожно: в первом квартале 1997 года из поступивших более 2,7 тысячи обращений в компетентные органы было переслано 127.
В случае, если заявителем оспаривается вывод, содержащийся в поступившем на его имя уведомлении Секретариата, о несоответствии обращения требованиям Закона, Председатель Конституционного Суда поручает одному или нескольким судьям (в соответствии с установленными критериями распределения обращений между судьями) провести проверку обоснованности принятого Секретариатом решения. Результаты проверки не позднее месяца_докладываются судьей в пленарном заседании.
Щри признании решения Секретариата обоснованным Конституционный Суд выносит определение о несоответствии обращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Копия определения Конституционного Суда направляется заявителю.
Если обращение подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации, исходит от надлежащего субъекта и оформлено в соответствии с предъявляемыми Законом требованиями, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения] которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения.! Предварительное изучение обращения судьей ( судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Россий-ской-Федерацшу
[При поступлении обращения к судье в порядке статьи 41 Закона в случае обнаружения Конституционным Судом нарушений требований Закона, предусмотренных статьями 37—39,
которые могут явиться препятствием для принятия обращения к рассмотрению, судья докладывает свое мнение Председателю Коуституционного Суда или его заместителю.
(Предварительное изучение обращения судьей предполагает в соответствии с частью второй статьи 36 Закона обязательную проверку наличия основания к его рассмотрению Судом, каковым является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации закон и другие нормативные акты, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации и т.д., т.е. неопределенность по вопросам, составляющим компетенцию Конституционного Суда.
По конституционным жалобам и запросам судов должно быть проверено, был ли применен или подлежит ли применению в конкретном деле закон, о проверке конституционности которого ставится Bonmic-J
ГВ процессе изучения обращений судья руководствуется положениями статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации^! Прежде всего необходимо установить, действует ли проверяемый нормативный акт, договор и т.д. Отмененный или утративший силу акт, договор не рассматривается Конституционным Судом, за исключением случаев, когда действием этого актабыли нарушены конституционные права и свободы граждан. fKoHcraTyuHOH-ный Суд не принимает обращения к рассмотрению, если 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду; 2) обращение в соответствии с требованиями Закона не является допустимым; 3) по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. По этим основаниям на основе заключения судьи Конституционный Суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрении^)
Наиболее трудным является определение допустимости обращений. Подчас очень сложно провести разграничение между неподведомственностью и недопустимостью обращений. Вопрос о допустимости обращений как наиболее сложный решается предварительно судьями, а не Секретариатом.
«Обращение не является допустимым, если заявителем поставлен вопрос политический, а не правовой, если это вопрос не
конституционного уровня и не нашел разрешения в Конституции Российской Федерации] если оспариваемый акт не является правовым, а оспариваемый закон не применен и не подлежит применению в конкретном деле гражданина.
Не признаются допустимыми обращения, в которых заявитель жалуется на пробел в Конституции или законе либо на несовершенство закона, фактически ставя перед Судом вопрос о необходимости частичного изменения этого закона, его совершенствовании.
7 Вопрос о допустимости обращений не одинаково разрешается Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" применительно к различным категориям дел, рассмотрение которых отнесено к компетенции Конституционного Суда.^ Поэтому в стадии предварительного изучения обращения рассмотрение вопроса о допустимости запроса, ходатайства или жалобы имеет важное значение для последующих стадий конституционного судопроизводства.
Определение допустимости обращения, поступившего в Конституционный Суд, осуществляется на основании тщательного юридического анализа статьи 125 Конституции Российской Федерации и соответствующих статей законов, определяющих компетенцию Конституционного Суда, а также с учетом ранее выраженной Конституционным Судом при рассмотрении конкретных дел правовой позиции.
Судья в процессе предварительного изучения обращения может дать поручение специалистам аппарата Конституционного Суда по анализу отдельных правовых вопросов^ Такое поручение оформляется в письменном виде с указанием конкретных вопросов, которые подлежат изучению, и направляется через руководителя Секретариата Конституционного Суда или непосредственно в отраслевое управление, но с уведомлением руководителя Секретариата.
УИстребование, в случае необходимости, дополнительных документов и материалов осуществляется в процессе предварительного изучения обращения в форме письменных запросов в учреждения или соответствующим должностным лица^
В письменном виде оформляется поручение экспертам о производстве соответствующих экспертиз либо специальных исследований. Заключение эксперта во всяком случае должно быть получено в письменном виде, о чем указывается в самом поручении.
В случае необходимости воспользоваться консультацией специалиста (специалистов) и получить письменное консультативное
заключение судья направляет соответствующее письменное поручение с указанием срока исполнения и с формулировкой вопросов, по которым требуется мнение специалиста. Для устной консультации специалист может быть приглашен судьей соответствующим письмом или по телефону в Конституционный Суд.
Судья организует работу по выполнению своих поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве.
fTio результатам предварительного изучения обращения судьей делается заключение. Оно может быть устным или письменны^}
Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
(Если судья пришел к выводу, что обращение не может быть принято к рассмотрению Судом, то он вместо заключения либо наряду с заключением готовит проект определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению^
Т fio окончании предварительного изучения обращения и доклада Председателю Конституционного Суда о результатах такого изучения судья с помощью своего аппарата производит рассылку материалов всем судьям. При этом судьям направляются:
— копия обращения;
— копии необходимых нормативных актов (полный текст) с предварительной проверкой, что все нормативные акты даны с вносившимися в них изменениями и дополнениями и представлены в виде интегрированного текста;
— копии заключений специалистов и экспертов вместе с копиями письменных поручений и перечнем вопросов, которые ставились перед специалистами и экспертами.]
(По согласованию с председательствующим заявителю, а также органам или должностным лицам, издавшим оспариваемый акт, или сторонам, участвующим в споре о компетенции, могут быть направлены письменные уведомления о времени и месте заседания Конституционного Суда по вопросу о принятии обращения к рассмотрению.!
ГПередача обращении в процессе предварительного изучения от одного судьи другому осуществляется Председателем Конституционного Суда и регистрируется в аппарате руководителя Секретариата Конституционного Суда.
Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации ведется реестр поступивших и переданных судьям для пред-
варительного изучения обращений, который не реже одного раза в месяц рассылается всем судьям^
З^г^а^.
4. Принятие конституционными судами обращений к рассмотрению. Отклонение обращений
/Целью данной стадии конституционного судопроизводства является принятие окончательного решения относительно того, будет ли обращение заявителя рассматриваться по существу либо в этом ему будет отказано. Основанием к принятию и рассмотрению дела является обнаружившаяся правовая неопределенность в свете положений действующей конституции в вопросах, находящихся в компетенции конституционного суда.
Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается конституционным судом в пленарном заседании, либо в заседании его коллегии (палаты, сената и т.д.), либо специально созданным структурным подразделением суда (секцией). О принятом конституционным судом решении уведомляются стороны, по усмотрению суда — другие заинтересованные лица и органы^
Конституционный суд может обратиться к соответствующим государственным органам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, договора и т.п. до завершения рассмотрения дела, если реализация данного акта может повлечь необратимые процессы и нежелательные результаты.
Обращения в конституционный суд могут быть отклонены, что будет означать отказ в возбуждении конституционного судопроизводства. Обычно в законах о конституционных судах дается перечень оснований отклонения ходатайств как в общем виде (применительно ко всем видам производства), так и в отношении конкретных видов производства. В силу этого основания отклонения обращений в конституционный суд можно разделить на общие и специальные. Основания отклонения обращений могут быть также классифицированы на материально-правовые (по существу ходатайства) и формально-юридические. Отклонение обращений по формально-юридическим основаниям не погашает права вторичного обращения в конституционный суд при исправлении указанных недостатков в оформлении. При этом зачастую устанавливается определенный срок для внесения необходимых исправлений в обращения.
Используются и такие основания отклонения обращений,которые, по существу, носят оценочный характер, например по
мотивам необоснованности обращения либо явной незначительности поднимаемого в нем вопроса.
По всем видам производства в Конституционном Суде Австрии обращения могут быть отклонены в силу: а) их явной неподсудности Конституционному Суду; б) пропуска установленного законом срока; в) неустранения недостатков в оформлении, которое не соответствует необходимым требованиям; г) наличия по делу вступившего в законную силу решения, приговора.
К формально-юридическим основаниям отклонения ходатайств о защите конституционных прав и свобод относятся:
а) предъявление иска после предусмотренного срока; б) предъявление иска без соблюдений установленных законом условий или без приложения предусмотренных документов. В Испании обращения по поводу нарушений конституционных прав могут быть отклонены в случаях: а) если в предъявленном иске речь идет о правах и свободах, не подпадающих под конституционную защиту; б) если в предъявленном иске поставленный вопрос не составляет исключительную прерогативу Конституционного Суда; в) если Конституционный Суд ранее уже отклонил по существу обращение по аналогичному случаю, т. е. решение Суда имеет преюдициальное значение.
ГТТринятие обращения к рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации или отказ в принятии обращения к рассмотрению. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседание Конституционного Суда для рассмотрения вопроса о принятии их к рассмотрению^
f Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт или участвующие J}_cnooe__p компетенции, JMoryr быть заблаговременно уведомлены о времени и месте заседания Конституционного Суда по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению]
F~Ha основании статьи 42 Федерального конституционного закона " О Конституционном Суде Российской Федерации" решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями}^
рГ случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта,упроцесса вступления в
силу оспариваемого