Порядок формирования конституционных судов
Понятием "порядок формирования конституционного суда" охватываются органы, участвующие в формировании суда, процедура, т. е. последовательность действий указанных органов, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей конституционного суда, сроки представления кандидатур и др. Эти вопросы, как правило, урегулированы в конституциях и в законах о конституционных судах.
Можно выделить несколько способов формирования (комплектования) состава конституционных судов: 1) в формировании состава конституционного суда участвуют три ветви государст-
' Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. №44. Ст. 1450.
2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 51. Ст. ЗОН.
венной власти — законодательная, исполнительная и судебная;
2) в формировании состава конституционного суда участвуют две ветви государственной власти — законодательная и исполнительная; 3) 'В формировании состава конституционного суда участвует лишь одна ветвь государственной власти — либо законодательная, либо исполнительная. Существуют и другие модели формирования состава конституционных судов.
Три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — участвуют в формировании конституционных судов Болгарии, Грузии, Испании, Италии, Молдовы, Перу, Украины и др.
В Италии назначение членов Конституционного Суда осуществляется следующим образом: одна треть состава (пять судей) назначается Президентом Республики, одна треть - Парламентом на совместном заседании палат, одна треть — высшими магистратурами (трое — Кассационным судом и по одному — Государственным советом и Счетной палатой). Любопытно, что судьи, назначенные Парламентом, должны пройти утверждение Конституционным Судом Италии (требуется абсолютное большинство голосов). Президент назначает судей без представления правительства, хотя декрет о назначении контрассигнуется председателем правительства. Для избрания судей Парламентом требуется большинство в две трети от общего числа членов Палаты депутатов и Сената в двух первых турах выборов и в три пятых — в последующих турах. Квалифицированное большинство предусмотрено для того, чтобы устранить партийное влияние на избрание судей. Судьи Конституционного Суда от судебной власти избираются тремя коллегиями, в которые входят высшие должностные лица Кассационного Суда, Государственного совета и Счетной палаты.
В Болгарии одна треть (четыре судьи) состава Конституционного Суда избирается Народным Собранием, одна треть — назначается Президентом, а одна треть - избирается общим собранием судей Верховного кассационного суда и Верховного административного суда.
В Республике Молдова двое судей из шести назначаются Парламентом, двое - Президентом Молдовы и двое - Высшим советом магистратуры'.
' В первый состав Конституционного Суда судьи от Высшего совета магистратуры назначаются на должность общим собранием народных судей и членов Верховного Суда
В Украине шесть судей Конституционного Суда из 18 назначаются Президентом Республики, шесть — Парламентом и шесть — судейским сообществом в лице Съезда судей.
Трех судей из девяти членов Конституционного Суда Грузии назначает Президент Грузии, трех — избирает Парламент большинством не менее трех пятых списочного состава и трех — назначает Верховный Суд Грузии.
Законодательная и исполнительная ветви государственной власти участвуют в формировании конституционных судов Австрии, Андорры, Албании, Болгарии, Канады, Румынии, Чехии и др.
Трое из девяти судей Конституционного Суда Румынии назначаются Палатой депутатов, трое — Сенатом и трое — Президентом Румынии.
В Республике Армении пятерых из девяти судей Конституционного Суда назначает Парламент - Национальное Собрание по предложению его Председателя, четырех — Президент Республики.
Исключительно представительными (законодательными) органами государственной власти назначаются (избираются) конституционные судьи Венгрии, Германии, Кыргызстана, Литвы, Эстонии, Лихтенштейна, Польши, Словакии, Узбекистана, Хорватии, Швейцарии, СРЮ и др.
Половина состава Федерального Конституционного Суда Германии (восемь из 16) избирается Бундестагом (путем проведения непрямых выборов через выборщиков), другая половина -Бундесратом. Интересно, что в случае несоблюдения Парламентом ФРГ требований закона о сроках проведения выборов судей Конституционного Суда (в течение двух месяцев после истечения срока их полномочий) право выдвижения кандидатов для избрания судьи переходит самому Федеральному Конституционному Суду, который на своем Пленуме простым большинством голосов принимает соответствующее решение: в случаях, когда необходимо избрать одного судью, Конституционный Суд должен предложить трех кандидатов; когда необходимо избрать одновременно несколько судей, Конституционный Суд должен предложить вдвое больше кандидатов. Однако Парламент не связан этим предложением и вправе избрать' кандидата, не выдвигавшегося Конституционным Судом.
В процедуре выдвижения кандидатов в судьи Конституционного Суда важная роль принадлежит Федеральному министру юстиции, который готовит, своевременно пополняет и не позже чем за неделю до выборов представляет председателям палат парламента списки федеральных судей, обладающих правом стать членами Конституционного Суда (три судьи каждого из
сенатов Конституционного Суда избираются из числа судей высших судебных органов ФРГ).
Утверждение на должность судей Федерального Конституционного Суда производит Президент ФРГ.
Пятнадцать членов Конституционного Суда Венгрии избираются Государственным собранием. Предлагает кандидатуры комиссия, состоящая из членов депутатских партийных фракций, обладающих представительством в Государственном собрании. Для избрания членов Конституционного Суда необходимы две трети голосов депутатов Государственного собрания.
В Союзной Республике Югославии Союзный Конституционный Суд избирается Союзной Скупщиной из числа кандидатов, предложенных Президентом СРЮ по получении мнения президентов союзных республик — Сербии и Черногории.
Судьи Суда конституционного надзора Монголии назначаются Великим государственным хуралом, трое из них выдвигаются им же, трое предлагаются Президентом, трое — Верховным Судом.
Исключительно исполнительной властью в лице главы государства конституционные судьи назначаются в Австрии, Бельгии, Дании, Испании, Кипре, Сенегале, Турции, Южной Африке и др.
В Испании члены Конституционного Суда назначаются главой государства (королем) из числа кандидатов, представляемых палатами Парламента — по четыре, Правительством и Генеральным (Высшим) Советом судебной власти (орган высшего правления судебной власти) — по два.
В Австрии назначение 14 судей и шести заместителей судей Конституционного Суда производится главой государства — Президентом Республики: председатель, заместитель председателя, шесть судей и три заместителя судей — по представлению Федерального Правительства, шесть членов и три заместителя судей — по представлению палат Парламента.
Конституционный Суд Турецкой Республики состоит из 11 членов и четырех заместителей. Президент Республики назначает двух членов и двух заместителей из состава Кассационного Суда, двух членов и одного заместителя из состава Государственного Совета, а также по одному члену из Военного Кассационного Суда, Высшего Военного Административного Трибунала и Счетной Палаты. Причем в каждом случае Президент выбирает из трех кандидатов, представляемых на каждый вакантный пост пленарной сессией соответствующего органа. Кроме того, Президент назначает одного члена Конституционного Суда из трех кандидатов, представляемых Советом по выс-
шему образованию из числа преподавателей высших учебных заведений, а также трех членов и одного заместителя из числа высших государственных служащих и адвокатов.
Арбитражный Суд Бельгии, осуществляющий конституционный контроль, состоит из 12 судей. Они назначаются монархом из списка, представленного раздельно палатами Парламента (шесть судей образуют франкоговорящую группу, шесть — фламандского-ворящую. Один судья должен хорошо владеть немецким языком).
Конституционный Суд Словакии состоит из десяти судей, которых назначает Президент Словацкой Республики из числа двадцати лиц, предложенных Национальным Советом.
Судей Конституционного Суда (их 15) Чешской Республики назначает Президент с согласия Сената.
Положительной тенденцией в посттоталитарных государствах можно назвать формирование конституционных судов в равных пропорциях тремя ветвями власти (главой государства, парламентом и высшими судебными инстанциями и /или судейским сообществом), что в большей степени обеспечивает сбалансированность их состава.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей конституционных судов. Судьей может быть избрано (назначено) лицо, отвечающее определенным требованиям. В мировой практике к кандидатам на должность судьи конституционного суда предъявляются, как правило, следующие требования:
1) наличие отечественного гражданства. Это вполне естественное требование к присягающему на верность Конституции конкретного государства. Оно содержится в законах о конституционных судах Грузии, Венгрии, Испании, Литвы, России, Украины и др.;
2) компетентность, высокая профессиональная квалификация. Компетентность определяется высоким уровнем юридического образования (требуется наличие высшего юридического образования) и продолжительным стажем профессиональной юридической деятельности.
В Конституции Австрии сказано, что члены Конституционного Суда, включая запасных, должны иметь законченное образование в области государственно-правовых наук. Они назначаютсяиз числа судей, чиновников администрации, профессоров университетов.
По законодательству Испании кандидаты в судьи Конституционного Суда должны быть компетентными юристами. Члены Конституционного Суда Испании избираются из числа судей и прокуроров, университетских профессоров, должностных лиц, адвокатов-
Согласно Конституции Италии судьи Конституционного Суда избираются из судей высших общих и административных судов, в том числе находящихся в отставке, из профессоров права и адвокатов.
В ФРГ на посты судей Конституционного Суда могут претендовать лица, которые получили университетское юридическое образование, завершившееся сдачей первого государственного экзамена, и прошли непосредственно после этого подготовительную служебную стажировку, закончившуюся сдачей второго государственного экзамена.
Членом Конституционного Суда Грузии может быть гражданин Грузии, имеющий высшее юридическое образование.
В ряде государств кандидаты на должность судьи Конституционного Суда должны иметь достаточно продолжительный стаж профессиональной деятельности, минимум которого устанавливается в законе (в Австрии, Украине - 10 лет, В Испании, Молдове — 15 лет и т.д.). В Италии для адвокатов, претендующих на пост члена Конституционного Суда, необходим 20-летний стаж профессиональной работы. В ФРГ для лиц, избираемых из состава высших судебных органов, — не менее трех лет занятия должности в этих органах, для остальных претендентов - профессиональная стажировка в течение двух с половиной лет.
На должность судьи Конституционного Суда Украины может претендовать гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование и стаж практической, научной или педагогической работы по специальности не менее 10 лет.
В Республике Молдова судьей Конституционного Суда может быть гражданин Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности или в области юридического образования, либо науки не менее пятнадцати лет;
3) возрастной ценз. Установление в законах нижнего возрастного предела направлено на то, чтобы судьями избирались лица, обладающие достаточным жизненным опытом, "житейской мудростью". При этом возрастной ценз сам по себе достаточно высок, что объясняется наличием других требований, предъявляемых к кандидату в судьи (большой стаж профессиональной деятельности). В Украине конституционным судьей может быть гражданин, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет. В Венгрии кандидату в судьи должно быть не менее 45 лет, в Грузии — не менее 35 лет и т.д.;
4) безупречная репутация. Кандидат в конституционные судьи должен обладать высокими нравственными качествами, незапят-
нанной репутацией, быть честным и достойным человеком и гражданином. Хотя это требование весьма расплывчатое, "резиновое", но оно естественно и необходимо для поддержания авторитета судьи. Решения конституционного суда покоятся не только на силе закона, но и на авторитете его членов.
В ряде государств к кандидатам в конституционные судьи предъявляются и другие требования: знание государственного языка, письменное согласие стать членом конституционного суда. Кандидат в судьи Конституционного Суда Украины, например, должен не только владеть государственным языком, но и проживать в Украине последние двадцать лет.
Принесение присяги. Присяга — один из важнейших атрибутов, торжественный акт вступления в должность судьи конституционного суда, составная часть процедуры формирования конституционного суда. Именно с момента принятия присяги судья считается вступившим в должность. Присяга символизирует особый статус конституционного судьи, его повышенную гражданскую и профессиональную ответственность, придает церемонии особую торжественность.
В ряде государств конституция или закон специально оговаривают, что если судья отказывается от принесения присяги или связывает ее принесение с каким-либо условием, или приносит присягу с оговоркой, то он считается неназначенным (неизбранным).
Судья присягает на верность действующей конституции как символу конституционной законности. Это означает, что внесение дополнений и изменений в конституцию или даже принятие новой конституции не требуют от него повторного принесения присяги'.
' Эта проблема обсуждалась в Совете Федерации российского парламента после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году.
Принесение присяги на верность Конституции Российской Федерации прежним составом Конституционного Суда, по мнению бывшего председателя Совета Федерации В.Ф. Шумейко, оказало бы "положительное воздействие на процесс укрепления конституционного строя, взаимодействие и консолидацию судей ... Российское государство изменило и свое название, и конституционный строй. Таким образом, изменились фундаментальные условия осуществления конституционного правосудия". Предложение о повторном принесении присяги конституционными судьями в случае принятая новой Конституции Российской Федерации снова выдвинуто в качестве законодательной инициативы по дополнению и изменению Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". С этими предложениями и доводами нельзя согласиться: если судья не поддерживает - частично или полностью - конституционную реформу, не готов руководствоваться в своей деятельности новым конституционным текстом, он должен подать в отставку Непринесение присяги судьей в случае изменения Конституции не является основанием для прекращения его полномочий.
Назначенные (избранные) судьи присягают на верность конституции, в ряде случаев — и на соблюдение конституционных и других законов, а также обязуются защищать права и свободы человека и гражданина, принципы правового государства. В некоторых текстах присяги указывается на обязанности профессионального и нравственного характера (принимать решения в соответствии со своими убеждениями, быть независимым, беспристрастным; быть справедливым, исполнять судейские обязанности в соответствии со своей совестью и т.п.). В Испании судьи присягают на верность короне, в ФРГ, Румынии и других государствах в текст присяги включена религиозная формула ("Да поможет мне Бог!").
В Испании, Словакии, Чехии присяга приносится судьей конституционного суда главе государства. В Австрии председатель и заместитель Председателя приносят присягу Президенту, а члены и запасные члены Конституционного Суда — его Председателю.
Принесение присяги осуществляется в устной форме, но затем оно может быть оформлено письменно (путем подписи текста присяги).
Судья Конституционного Суда • Словацкой Республики приносит присягу следующего содержания: "Клянусь своей честью и совестью, что буду защищать неприкосновенность естествен-' ных прав человека и прав гражданина, защищать принципы правового государства, руководствоваться Конституцией и. конституционными законами и принимать решения в соответствии со своими убеждениями, независимо и беспристрастно". Аналогичную по своему содержанию присягу приносят судьи Конституционного Суда Чешской Республики.
До вступления в должность член Конституционного Суда Грузии в присутствии Президента, Председателя Парламента и Председателя Верховного Суда приносит присягу: "Перед Богом и народом клянусь добросовестно исполнять обязанности члена Конституционного Суда и при их исполнении подчиняться лишь Конституции Грузии, никому и ничему другому, кроме Конституции Грузии".
Судья Конституционного Суда Украины приносит присягу на заседании Верховной Рады Украины с участием Президента, Премьер-министра, Председателя Верховного Суда Украины не позднее месяца после своего назначения.
Как правило, избрание судей конституционного суда оформляется специальными документами, которые публикуются в
официальных изданиях. Тем самым осуществляется информирование о назначении (избрании) судьи конституционного суда, что может считаться завершающей частью процедуры формирования конституционного суда (особенно при первичном утверждении).
Порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации (статья 128. часть 1. Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 4 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Согласно части первой статьи 9 Закона предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Несмотря на широкий круг субъектов, которые управомочены предлагать кандидатуры судей Президенту Российской Федерации, последнее слово остается за Президентом'. Как известно, в 1994 и 1997 годах своим правом воспользовались Государственная Дума. Съезд судей Российской Федерации, научные и учебные заведения и др.
Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно статье 8 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" судьей Конституционного Суда
I При сохранении принципа преемственности состава Конституционного Суда Российской Федерации, на наш взгляд, целесообразно было бы скорректировать существующий способ его формирования в соответствии*с~Т»ринципом разделения властей, а именно: при наличии вакансии в Конституционном Суде Совету Федерации представляют по одному кандидату Президент. Государственная Дума и Верховный Суд Российской Федерации совместно с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации ( этот вопрос они могут решать на совместном пленарном заседании) с учетом мнения судейского сообщества либо само судейское сообщество в лице Съезда судей Российской Федерации. Если никто из представленных кандидатов не будет назначен Советом Федерации на должность конституционного судьи, то процедура представления новых кандидатов повторяется. Однако повторное представление кандидатуры нежелательно.
Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической спе-циальнбсти не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права'.
Согласно статье 9 Закона Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда , Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
В соответствии со статьями 178—183 Регламента Совета Федерации вопрос о назначении на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса.
Кандидатуры, представленные Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, который готовит заключение по каждой кандидатуре. Кандидаты на должности судей могут быть приглашены на заседание Комитета.
На заседании Совета Федерации председатель Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам знакомит членов Совета Федерации с заключениями комитета по представленным кандидатурам. После обсуждения все кандидатуры включаются в бюллетень для тайного голосования.
' Четыре пятых нынешнего состава Конституционного Суда в прошлом — научные сотрудники, профессора, доценты, остальные имеют большой опыт работы в качестве судей и работников прокуратуры. Тринадцать судей имеют ученую степень доктора юридических наук.
На случай представления Президентом Российской Федерации большего числа кандидатур на вакантную должность судьи Конституционного Суда (как это случилось 3 ноября 1994 года) Совет Федерации 15 ноября 1994 года принял постановление "О порядке назначения на вакантные места судей Конституционного Суда Российской Федерации из числа кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации 3 ноября 1994 года"'.
Если одна или несколько кандидатур, представленных для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, при голосовании не наберут требуемого числа голосов, то на вакантные должности судей Президент Российской Федерации в двухнедельный срок представляет Совету Федерации новые кандидатуры.
При отклонении Советом Федерации кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановление с предложением Президенту Российской Федерации о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. Указанное постановление в течение трех суток направляется Председателем Совета Федерации Президенту Российской Федерации. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из членов Совета Федерации либо поручает проведение консультаций Председателю Совета Федерации.
Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в статье 10 устанавливает, что Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Такой порядок был установлен постановлением Совета Федерации от 25 октября 1994 года "О порядке приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации"2 и инкорпорирован в Регламент палаты.
Согласно статье 184 Регламента Совета Федерации после оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом Российской Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Совета Федерации в торжественной обста-
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 № 31. Ст. 3202.
2 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 28. Ст. 2930
,новке объявляет время приведения к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Приведение к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, производится Председателем Совета Федерации на заседании Совета Федерации в торжественной обстановке при наличии в зале заседаний Государственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации.
Председатель Совета Федерации приглашает на трибуну зала заседаний лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, для приведения его к присяге, текст которой предусмотрен частью второй статьи 10 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации": "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более". Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, произносит текст присяги вслух, стоя, положив руку на текст Конституции Российской Федерации. Все находящиеся в зале заседаний заслушивают присягу стоя.
Принесение Присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного Суда Российской Федерации под текстом присяги с указанием даты ее принесения (см. документ 1). Документ остается на хранении в Совете Федерации.
Председатель Совета Федерации поздравляет судью Конституционного Суда Российской Федерации со вступлением в должность и передает ему мантию как символ судебной власти.
После принесения судьей Конституционного Суда Российской Федерации присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.
Назначение на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации оформляется постановлением Совета Федерации (см. докумет 2).
3. Структура конституционных судов
Мировой опыт дает различные модели структуры конституционных судов и организационно-правовых форм их деятельности. Наблюдается тенденция ко все большему совпадению орга-
низационной структуры конституционных судов различных стран в силу единства принципов конституционного судопроизводства в правовом демократическом государстве.
Существует две основные модели структуризации конституционных судов: 1) конституционный суд выступает как единая судебная коллегия, рассматривающая дела с участием всех судей;
2) конституционный суд состоит из специальных структурных подразделений — коллегий (палат, сенатов, секций судей и др.).
Наличие коллегий позволяет повысить оперативность в работе конституционного суда и таким образом решить насущные для большинства конституционных судов проблемы, вызванные все нарастающим потоком дел, невозможностью в связи с этим соблюдения установленных законом процессуальных сроков их рассмотрения, медлительностью в прохождении дел.
Пленарные заседания конституционного суда — ведущая организационно-правовая форма его деятельности. Это обусловлено тем, что в полном составе суд рассматривает наиболее важные и сложные категории дел. Коллегии в ряде случаев обязаны передавать дела на рассмотрение пленума. Если в структуре конституционного суда предусмотрены коллегии, то считается, что заседание коллегии тоже есть деятельность конституционного суда: каждая коллегия выступает как конституционный суд. Это подтверждается правилом, согласно которому решения, принятые в пленарных заседаниях коллегий, юридически равнозначны: они выносятся от имени государства и являются решениями конституционного суда.
Наличие коллегий не подрывает статус конституционного суда как единого органа конституционного правосудия. Заседания коллегий и пленарные заседания - организационно-правовые формы осуществления конституционным судом своей единой компетенции.
Коллегии конституционного суда, как правило, равноправны. Порядок формирования коллегий, предусматривающий, в частности, периодическое изменение иу состава, позволяет избегать влияния каких-либо интересов и пристрастий на распределение судей между коллегиями.
Коллегии для подготовки дел могут создавать свои собственные подразделения (секции'и др.).
К определению компетенции пленума и коллегий конституционного суда может быть два подхода. Первый: пленум уполномочен рассматривать широкий круг дел, объем компетенции коллегий определяется по остаточному принципу - они рас
сматривают дела, отнесенные к ведению конституционного суда, но не входящие в компетенцию пленума. Однако перечень полномочий пленума конституционного суда может и не быть закрытым, исчерпывающим. К распределению компетенции между пленумом и коллегиями может быть и иной подход: основной круг дел рассматривают коллегии, пленум же рассматривает дела, не входящие в компетенцию коллегий.
При любом подходе обязательно соблюдается правило о единстве правовой позиции при рассмотрении дел в пленуме и в коллегиях. Так, палаты Конституционного Суда Испании при осуществлении своей юрисдикции не вправе отступать от предшествующей конституционной доктрины, принятой Судом. Если палата считает необходимым такое отступление, то вопрос передается на решение пленума.
Распределение дел между коллегиями осуществляется в порядке очередности либо специализации по решению пленума. Как правило, по предложению председателя конституционный суд и его коллегии (палаты, сенаты) работают непрерывно либо сессионно.
Конституционные суды в качестве единой коллегии, рассматривающей дела в пленарных заседаниях, действуют в Австрии, Болгарии, Италии и других государствах.
В Конституционном Суде Австрии нет деления на палаты. Суд работает сессионно — четыре сессии ежегодно по три-четыре недели (в марте, июне, сентябре и декабре). В необходимых случаях могут созываться чрезвычайные сессии. Правда, в последнее время вследствие увеличения числа рассматриваемых дел все шире применяется практика принятия решений Председателем, его заместителем и четырьмя судьями.
Конституционный Суд Италии рассматривает и решает дела в пленарных заседаниях. Председатель назначает судью-докладчика и утверждает повестку дня, он же председательствует на заседаниях. Для проведения заседания требуется наличие не менее 11 судей из 15.
Конституционные суды действуют как в полном составе в пленарных заседаниях, так и в составе коллегий в Венгрии, Германии, Грузии, Испании, Польше, России, Румынии, Украине.
Конституционный Суд Испании осуществляет свою деятельность в заседаниях пленума или палат. В состав пленума входят все члены Конституционного Суда. В состав каждой палаты включаются по шесть членов, назначаемых пленумом. Пленум и палаты учреждают секции, которые состоят из председательст-
вующего и двух членов. Палаты рассматривают дела, связанные с нарушением конституционных прав. Если при этом палата сочтет, что закон следует признать неконституционным, она передает дело на рассмотрение пленума, который и может объявить закон неконституционным в новом решении. Секции палат решают вопросы о принятии заявлений к рассмотрению и менее значимые дела, чем те, которые рассматриваются палатой.
Федеральный конституционный суд ФРГ состоит из двух сенатов. Трое из восьми судей каждого сената избираются из числа федеральных судей одной из высших магистратур (Федеральная судебная палата, Федеральные — административный, финансовый, трудовой, социальный - суды), где они должны проработать не менее трех лет, пятеро остальных судей избираются из числа лиц, имеющих необходимую квалификацию (это, как правило, университетские профессора, политические деятели). Таким образом, каждый судья изначально избирается в определенный сенат. Сенаты действуют независимо друг от друга, один из них возглавляется Председателем Суда, другой — его заместителем.
В случае, если мнение одного сената расходится с правовой позицией, выраженной в решении другого сената, вопрос передается в пленарное заседание. Оно созывается Председателем не реже двух раз в год — весной и осенью. Кроме того, Председатель созывает пленарное заседание по требованию заместителя Председателя, одной из палат или трех судей,с указанием предмета обсуждения. Существует важное правило: пленум Федерального Конституционного Суда правомочен принимать решения, если от каждого сената присутствуют две трети входящих в него судей.
Каждый сенат образует в своем составе три палаты, состоящие из трех судей, причем состав палат не должен оставаться неизменным более трех лет. Палаты решают вопросы о принятии обращений к рассмотрению. Решения об отклонении обращения принимаются единогласно, при отсутствии единогласия решение принимается сенатом. Закон довольно подробно разграничивает компетенцию между сенатами (один рассматривает конституционность актов, другой — конституционность действий субъектов права).
В Арбитражном Суде Бельгии дела, как правило, рассматриваются палатой, состоящей из семи судей. Состав палаты не является постоянным. Помимо двух председателей суда, избираемых франке- и фламандскоговорящими группами судей, которые участвуют в рассмотрении всех дел, в нее поочередно назна
чаются пять судей. Рассмотрение особо важных дел, если председатели сочтут это необходимым либо по просьбе двух судей, производится Судом в большем или в полном составе (десятью или двенадцатью судьями).
Конституционный Суд Грузии состоит из пленума (все девять членов) и двух коллегий. Заседания пленума ведет Председатель Конституционного Суда. В состав коллегии входят по четыре члена Суда. Заседания коллегий ведут заместители Председателя Конституционного Суда. Состав коллегий по представлению Председателя утверждает пленум. Члены Конституционного Суда, назначенные Президентом, Парламентом и Верховным Судом Грузии, должны быть по возможности равномерно распределены в коллегиях. Состав коллегий должен быть обновлен в десятидневный срок после избрания нового Председателя Конституционного Суда.
В конституционных судах могут созываться так называемые рабочие заседания, совещания судей, а также создаваться временные или постоянные комиссии из числа судей для подготовки вопросов внутренней жизни и для других целей, в том числе определяемых законом о конституционном суде. В состав такого рода комиссий могут включаться специали