Независимость конституционного суда, ее гарантии.
1. Конституционный суд как орган государственной власти
Народовластие может осуществляться в различных формах -непосредственно (референдум, выборы, народная инициатива), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В правовом государстве государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Судебная власть есть одна из ветвей государственной власти. Поэтому конституционный суд как орган судебной власти, входящий в механизм осуществления государственной власти в целом, одновременно имеет родовые признаки органа государст
венной власти, однако есть все основания говорить об особой политико-правовой природе конституционного суда как органа государственной власти.
Исходным для характеристики природы конституционного суда в качестве органа государственной власти является осуществление им конституционного контроля как самостоятельного направления государственно-властной деятельности. Конституционно-контрольная деятельность, как известно, осуществляется не только конституционным судом, но и иными государственными органами (главой государства, парламентом, правительством и др.).
Конституционный суд обеспечивает верховенство и прямое действие конституции на всей территории государства и применительно ко всем субъектам права. Решения конституционного суда выносятся от имени государства, действуют на всей территории государства, имеют общеобязательную юридическую силу и могут быть преодолены только путем принятия новой конституции или внесением изменений и дополнений в действующую.
Конституционный суд как орган государственной власти стоит в одном ряду с такими высшими органами государственной власти, как глава государства, парламент и правительство. Через осуществление конституционного контроля он может оказывать значительное влияние на их деятельность, прежде всего в сфере нор-мотворчества (законодательства), отменяя, по существу, противоречащие конституции законы, другие нормативные акты, их отдельные положения, пользуясь правом законодательной инициативы, толкуя конституционные нормы при разрешении конкретных дел и давая официальное толкование конституции, обязательное для всех субъектов права.
Конституционный суд в известном смысле и в известных пределах творит право, определяя направление развития законодательства, создавая прецеденты толкования конституции и законов, заполняя известные пробелы в конституции при ее официальном толковании. Тем самым конституционный суд идет дальше простой интерпретации конституционных норм. Он одновременно развивает и создает конституционно-правовую доктрину, мотивируя принятие своих решений. Конституционный суд играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между законодательной и исполнительной властью, он выступает как орган компромисса, примирения, как гарант политического мира и стабильности в обществе и государстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционного строя.
Конституционно-правовая доктрина в современном мире акцентирует внимание на решении судебным конституционным контролем чисто правовых вопросов, на уходе (отказе) от рассмотрения политических вопросов и политических решений, от предоставления предварительных и последующих (не предусмотренных законом правовых форм) консультаций другим органам государственной власти. Парламенты, органы исполнительной власти подчас подкидывают конституционным судам политические "горячие картофелины".
Многие западные юристы, оценивая место и роль конституционного суда в современном демократическом мире, выделяют его третейскую функцию в решении политических конфликтов (например, в спорах о компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти членов федерации), т.е. миротворческую функцию, определяющую деятельность конституционного суда в качестве гаранта политического мира. Исходной посылкой при этом служит тезис о том, что в основе любого конституционного спора лежит политический вопрос.
Миротворческая, примирительная функция конституционного суда проявляется при осуществлении им основных полномочий, и прежде всего при контроле за конституционностью законов, при рассмотрении внутрифедеральных конфликтов, при оценке конституционности действий высших должностных лиц и др.
Миротворческая по своей социальной роли деятельность конституционных судов, содействующая политической интеграции общества, его политической стабильности, осуществляется в форме судебного разбирательства с соблюдением всех соответствующих процессуальных норм, с вынесением судебного решения по конкретному делу, начатого по запросу извне.
В силу специфики своей политико-правовой природы конституционный суд может рассматриваться самостоятельно, отдельно от судебной системы как один из высших органов государственной власти наряду с другими высшими органами государственной власти. Поэтому в конституциях ряда государств, на наш взгляд, вполне обоснованно выделяют разделы (главы), посвященные конституционному суду, и не обязательно они привязаны к разделам, посвященным судебной системе, судебной власти.
2. Конституционный суд в судебной системе
Особенность осуществления конституционного контроля конституционным судом состоит в том, что этот контроль осу
ществляется специальным судебным органом и в форме особого вида судопроизводства. И поэтому конституционный суд включается в судебную систему государства.
Конституционный суд является органом правосудия, составной частью судебной власти и занимает главенствующее место в судебнои системе государства, которое определяется не иерархической подчиненностью ему других видов с^доь, а его компетенцией. \ара:<тепо\; _-;e^„';ibHO'"r;i. оказывающей существенное влияние на правотворчество и правоприменение.
Конституционный суд не рассматривает гражданские, административные, уголовные и другие категории дел. Это входит в исключительную компетенцию судов общей юрисдикции, специализированных судов (административных, арбитражных (коммерческих) и др.). Однако решения конституционного суда обязательны и для других сулебньгх органов.
3. Политико-правовая природа ' Конституционного Суда Российской Федерации
Конституция РСФСР в редакции от 24 мая 1991 года определила Конституционный Суд каквысший судебный орган конституционного контроля в РСФСР, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства (часть первая статьи 165). Эта норма в редакции от 21 апреля 1992 года содержит новый дополнительный элемент характеристики природы Конституционного Суда, квалифицируя его как высший орган судебной властипо защите конституционного строя. Указанные формулировки, раскрывающие природу Конституционного Суда, на наш взгляд, удачно выражали принцип разделения властей и особый характер Конституционного Суда как судебного органа (органа судебной власти).
В ныне действующей Конституции Российской Федерации характеристика Конституционного Суда отсутствует, лишь в ряде статей, где перечислены высшие судебные инстанции. Конституционный Суд стоит на первом месте. Отказ от характеристики Конституционного Суда как высшего судебного органа по защите конституционного строя объясняется, скорее, политиче-свдми мотивами, определяемыми предшествующей деятельностью Конституционного Суда.
Внешне привлекательная формула о защите конституционного строя на практике оказалась коварной. Ее содержание большинством членов Конститу-
ционного Суда было интерпретировано весьма широко: Конституционный Суд начал действовать, по существу, вне рамок своей компетенции ибез соблюдения соответствующих процедур, предусмотренных Законом о Конституционном Суде, что объяснялось исключительностью ситуаций. Многочисленные нарушения Закона о Конституционном Суде оправдывались необходимостью моментальной реакции на действия и решения Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина 20 марта и 21 сентября 1993 года, как на якобы наносящие существенный вред конституционному строю, ставящие под угрозу его существование либо направленные на изменение конституционного строя. В результате Конституционный Суд превращался в "пожарную команду", в политический орган на случай чрезвычайных обстоятельств, так называемой необходимой конституционной обороны. На наш взгляд, это недопустимо.
Статья 1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" определяетКонституционный Суд Российской федерации как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Не совсем оправданным является отказ от определения Конституционного Суда как высшего судебного органа по разрешению конкретных дел. Основным аргументом в обоснование такого подхода выдвигался тезис, что Конституционный Суд не осуществляет судебный надзор за деятельностью других конституционных судов, а поэтому и не может считаться высшим судебным органом. Конституционный Суд - единственный судебный орган, осуществляющий конституционный контроль по конкретным видам дел, не подсудных другим судам, что и определяет его природу как высшей формы конституционного контроля в государстве и как высшей судебной инстанции (поэтому Конституционный Суд стоит в одном ряду с другими высшими судебными инстанциями).
4. Конституционное правосудие в федерациях. Конституционное (уставное) правосудие в субъектах Российской Федерации^
В федеративных государствах наряду с федеральным конституционным судом возможно создание конституционных судов в субъектах
' Более подробно об этом см. : Кряжкое В. А. Конституционные суды земель Германии // Государство и право. 1995. № 5. С. 117-127; Милюков М. Организация и компетенция конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации ( сравнительный анализ ) // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. № 3-4. С. 57-64.
(членах) федерации. Конституционные суды существуют в землях ФРГ, в кантонах Швейцарии, в субъектах Российской Федерации.
Ныне Российская Федерация объединяет 21 республику (государство), шесть краев, 49 областей, одну автономную область и 10 автономных округов, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно решать вопрос о видах конституционного (уставного) контроля, в том числе о форме конституционного правосудия (конституционный суд, комитет конституционного надзора либо конституционные коллегии (палат) в составе высших судебных инстанций субъектов Российской Федерации), определять компетенцию соответствующих органов.
Конституциями республик, которые входят в состав Российской Федерации, предусмотрено создание конституционных судов в республиках: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Тыва, Удмуртия, Хакассия, Чувашия; комитетов конституционного надзора в республиках: Татарстан, Северная Осетия—Алания.
Конституционные суды в настоящее время действуют в республиках: Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Саха (Якутия); комитеты конституционного надзора функционируют в республиках: Татарстан, Северная Осетия-Алания.
Конституционные (уставные) суды в субъектах Российской Федерации призваны разрешать споры, возникающие по вопросам исключительной компетенции субъектов Российской Федерации. Назначение этих конституционных (уставных) судов — быть хранителями и защитниками своих конституций (уставов) при условии их соответствия Конституции Российской Федерации.
Наличие федерального Конституционного Суда и конституционных (уставных) судов субъектов федерации порождает ряд проблем в определении их компетенции и во взаимоотношениях при рассмотрении конкретных дел.
Как известно, Конституционный Суд Российской Федерации не рассматривает дела, находящиеся в юрисдикции конституционных (уставных) судов субъектов федерации, а последние не Вторгаются в его компетенцию. Однако решение федерального с Конституционного Суда о признании неконституционными положений конституции (устава) субъекта федерации может поставить конституционный (уставный) суд перед необходимостью пересмотра своих ранее вынесенных решений.
По вопросам совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов желательно прежде всего разрешение спора на уровне субъекта федерации. При несогласии с решением конституционного (уставного) суда субъекта федерации возможно обращение в федеральный КонституционныйСуд, который может проверить собственно решение конституционного (уставного) суда субъекта федерации либо только конституционность положений конституции (устава) субъекта федерации, в соответствии с которым вынесено решение конституционного (уставного) суда субъекта федерации. Эта проблема требует дополнительного обсуждения.
5. Официальные символы конституционного суда. Местопребывание конституционного суда
Символы власти конституционного суда призваны обозначить его статус высшего судебного органа конституционного контроля страны, подчеркнуть его самостоятельность, независимость, равенство с другими высшими органами государственной власти, прививать уважение к конституционному суду и к торжественному характеру его процедуры.
Власть конституционного суда имеет общие и специальные символы. К общим символам власти конституционного суда как высшего органа государственной власти относится вывешивание Государственного флага на здании, в котором располагается конституционный суд, а также в зале заседаний. В зале заседаний конституционного суда находятся Государственный флаг, изображение Государственного герба, текст Конституции. Государственный флаг устанавливается также в служебном помещении каждого судьи конституционного суда.
Конституционные суды имеют и специальные символы власти: его судьи заседают в мантиях, образец и описание которых утверждаются компетентными органами, определяемыми законом. В том же порядке утверждаются образцы удостоверения и нагрудного знака, которые выдаются судьям конституционного суда. Конституционный суд имеет печать с изображением Государственного герба и своим наименованием.
Постоянным местонахождением конституционного суда, как и других высших органов государственной власти, является, как правило, столица государства. В ряде государств конституционные суды находятся не в столице (Грузия, Словакия, ФРГ, Эстония, ЮАР). В Австрии трое конституционных судей из 14 и два замес
тителя судей из шести должны постоянно проживать вне Вены. Такое правило аргументируется необходимостью исключить какое-либо влияние на конституционный суд, на его судей. В ряде случаев определение местонахождения конституционного суда связано с историческими обстоятельствами, с традициями.
Заседания конституционного суда проводятся в месте его постоянного нахождения. Конституционный суд может провести заседание в другом месте, если сочтет это необходимым (например, в субъекте федерации при рассмотрении спора между федерацией и данным ее субъектом).
Официальные символы Конституционного Суда Российской Федерации, его местопребывание. В соответствии со статьями 114—115 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" на здании, занимаемом Конституционным Судом Российской Федерации, поднимается Государственный флаг Российской Федерации.
В зале заседаний Конституционного Суда Российской Федерации находятся изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.
В служебном помещении судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Государственный флаг Российской Федерации.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации заседают в мантиях.
Мантия судьи Конституционного Суда Российской Федерации была сконструирована художником-модельером Е.Н. Коротковой (см. рисунок). В описании модели мантии присутствует соответствующая символика: мантия дополняется галстуком, узел которого символизирует Государственный флаг Российской Федерации, и украшается Государственным гербом Российской Федерации в виде вышивки на левой стороне груди; мантия Председателя Конституционного Суда (фактически в настоящее время - председательствующего в пленарном заседании или в палате) дополняется серебряным медальоном с изображением Фемиды и посеребренной цепью. Предусмотрен также головной убор - четырехуголка с околышем, к переднему углу которого прикреплена на шнуре кисточка.
Президиум Верховного Совета Российской Федерации 18 мая 1992 года рассмотрел представленные Конституционным Судом описание и образец мантии для судей Конституционного Суда и постановил внести их на утверждение Верховного Совета'. Однако Верховный Совет не рассмотрел этот вопрос. Фактически судьи пользуются мантиями в упрощенном виде без соответствующей символики и без головных уборов.
' См.: Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об описании и образце мантии для судей Конституционного Суда Российской Федерации" // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 24. Ст. 1311.
Конституционный Суд Российской Федерации имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является столица Российской Федерации город Москва.
Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проводятся в месте его постоянного пребывания. Конституционный Суд Российской Федерации может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым.
6. Независимость конституционного суда, ее гарантии
Независимость конституционного суда является одним из основных принципов его бытия и функционирования. Конституционный суд никому не подотчетен и не подконтролен. Он независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других государственных органов. Компетенция, структура и организация деятельности конституционного суда имеет целью обеспечение его самостоятельности и независимости в системе как высших органов государственной власти, так и высших судебных органов. Это организационный момент самостоятельности и независимости конституционного суда.
Независимость конституционного суда существует в соответствующих сферах его деятельности, обеспечивается специфическими условиями, средствами и мерами (гарантиями). Самой существенной гарантией его независимости является финансирование из государственного бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом. Конституционный суд распоряжается финансовыми средствами, выделяемыми бюджетом для обеспечения его деятельности, самостоятельно.
Конституционный суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. Он выступает в гражданском обороте самостоятельно, как юридическое лицо, может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции.
Конституционный суд может располагать на правах собственности определенным имуществом, необходимым для осуше-
ствления его деятельности (правом оперативного управления указанным имуществом может обладать председатель конституционного суда, руководитель аппарата, руководители других подразделений, входящих в аппарат конституционного суда).
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности конституционного суда, установленных конституцией и законом, не допускается. Нарушение этих правил может повлечь уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.
В посттоталитарных и постсоветских обществах остро стоит проблема реального обеспечения независимости конституционного суда. Это не чисто юридическая проблема, скорее социальная, связанная с прежними, порожденными тоталитаризмом тенденциями и стереотипами. Прежде всего это относится к финансовому, материально-техническому и социальному обеспечению конституционного суда, судей и работников аппарата. К сожалению, даже органы законодательной власти не до конца осознают принципиальность обеспечения материально-финансовой независимости конституционного суда и всей судебной власти в целом.
Независимость Конституционного Суда Российской Федерации, ее гарантии. В соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом (очевидно, что в том числе и с учетом индексации & результате инфляции, роста цен). Эти положения дополняются Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 1995 года "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации"', согласно которому объем расходов на содержание Суда определяется
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3670.
Правительством Российской Федерации по согласованию с Пред-.седателем Конституционного Суда.
Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности: численность своего аппарата устанавливает теперь сам Суд, а не парламент, как это было ранее.
Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных федеральным конституционным законом, не допускается.
Характерно, что при обсуждении проекта федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации даже депутаты Государственной Думы и либеральные журналисты усмотрели в открытом законодательном закреплении гарантий нормальной и независимой деятельности Конституционного Суда некие "привилегии невиданного размера', не удосужившись ознакомиться с уже действующими на этот счет нормами Конституции и закона "О статусе судей в Российской Федерации". В результате целый раздел о финансовом и материальном обеспечении Конституционного Суда, его судей, работников аппарата был исключен из законопроекта, многие нормы об обеспечении независимости Конституционного Суда были сглажены обтекаемыми формулировками. Поэтому и сейчас нет полной гарантии самостоятельности и независимости Конституционного Суда в Российской Федерации.
Состав, структура
и организация деятельности
конституционных судов