Развитие идей правового государства.

Развитие идей правового государства.

Судебная власть в правовом государстве.

Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы.

4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в про­ведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод че­ловека и гражданина.

Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве. Виды конституционного контроля.

3. Судебный конституционный контроль как разновидность кон­ституционного контроля.

Судебное конституционное право

Природа конституционного суда, его место в механизме действия государственной власти

Конституционный суд как орган государственной власти.

Конституционный суд в судебной системе.

3. Политико-правовая природа Конституционного Суда Россий­ской федерации.

Конституционное правосудие в федерациях. Конституционное (уставное) правосудие в субъектах Российской Федерации.

5. Официальные символы конституционного суда. Местопребы­вание конституционного суда.

Состав конституционных судов.

Порядок формирования конституционных судов.

Структура конституционных судов.

Председатель и другие должностные лица конституционного суда.

Аппарат конституционных судов.

1. Состав конституционных судов

Численный состав конституционных судов чаще всего опре­деляется конституциями. Он обусловлен компетенцией суда, объемом работы, его внутренней структурой и другими фактора­ми. Количество конституционных судей колеблется от четырех (Андорра) до 19 (Россия); в Молдове их шесть; в Югославии -семь; в Армении, Монголии, Румынии — девять; в Словении -10; в Бельгии, Болгарии, Испании, Хорватии — 12; в Венгрии, Италии, Польше, Чехии — 15; в ФРГ — 16; в Украине — 18 и т.д.

Наряду с основным составом в ряде стран предусматривают­ся неординарные члены (для разрешения, например, определен­ной категории дел), а также запасные члены конституционного суда, заместители судей.

В Австрии, например, Конституционный Суд состоит из Председателя, заместителя Председателя, 12 судей и шести запас­ных членов Суда. Конституционный Суд Италии включает 15 судей — ординарных членов и 16 неординарных членов Суда, избираемых Парламентом на девятилетний срок в том же поряд­ке, что и судьи Конституционного Суда, из числа лиц, отвечаю­щих требованиям, предъявляемым к членам сената. Наряду с ор­динарными членами суда они участвуют в рассмотрении обвине­ний против Президента Республики в государственной измене или нарушении Конституции. На практике Конституционному Суду до сих пор не приходилось рассматривать подобных дел.




В Республике Узбекистан Президент, ушедший в отставку по истечении срока своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Конституционного Суда.

Состав Конституционного Суда Российской Федерации. Кон­ституционный Суд России согласно Конституции РСФСР дол­жен был состоять из 15 членов (часть первая статьи 165). 29-30 октября 1991 года пятый (внеочередной) Съезд народных де­путатов РСФСР избрал 13 судей Конституционного Суда (остались две вакансии)'. Такой численный состав соответство­вал требованиям закона о кворуме, необходимом для деятельно­сти Конституционного Суда.

Постановлением седьмого Съезда народных депутатов Рос­сийской Федерации от 12 декабря 1992 года "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации" было установ­лено: "На период до принятия новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации не проводить избрание судей на оставшиеся вакансии в составе Конституционного Суда Россий­ской Федерации" (пункт 4) 2.

Действующая Конституция Российской Федерации увеличи­ла число судей Конституционного Суда с 15 до 19 (статья 125, часть 1). Это объясняется, прежде всего, созданием в Конститу­ционном Суде двух палат.

Содержание статуса судьи конституционного суда.

Срок полномочий судьи конституционного суда.

Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи конституционного суда.

Основные права и обязанности судьи конституционного суда.

Независимость судьи конституционного суда и ее гарантии.

Неприкосновенность судьи конституционного суда.

Приостановление полномочий судьи конституционного суда.

Прекращение полномочий судьи конституционного суда.

Толкование конституции.

Предварительное рассмотрение обращений в конституционных судах.

4. Принятие конституционными судами обращений к рассмотре­нию. Отклонение обращений.

Подготовка к судебному разбирательству.

Право на обращение.

Допустимость запроса.

Пределы проверки.

Право на обращение.

Допустимость запроса.

Пределы проверки.

Право на обращение.

Допустимость ходатайства.

Пределы проверки.

Право на обращение.

Допустимость жалобы.

Пределы проверки.

Право на обращение.

Допустимость запроса.

Пределы проверки.

Право на обращение.

Допустимость обращения.

Пределы толкования.

Ч on

65 Конституции Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд может дать толкование Конституции не в специальной процедуре толкования Конституции, а при рассмотрении иных категорий дел (например, при проверке конституционности законов и других нормативных актов, при разрешении споров о компетенции и др.). Так, Конституцион­ный Суд, рассматривая дело о проверке конституционности ряда Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по "чеченскому делу", признал наличие скрытых полномочий Президента Российской Федерации исходя из толкования смысла части 2 статьи 80 Конституции, гласящей, что Президент Российской Федера­ции является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Пределы проверки.

Заключение и его юридические последствия.

1. Полномочие Конституционного Суда

В соответствии со статьей 125 (часть 7) Конституции Россий­ской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдви­жения обвинения Президента Российской Федерации в государ­ственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

На основании статьи 93 Конституции Российской Федера­ции возбуждение процедуры импичмента Президента принадле­жит Государственной Думе. Она должна выдвинуть обвинение Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение Государственной Думы о вы­движении обвинения должно быть принято двумя третями голо­сов от общего числа депутатов по инициативе одной трети депу­татов и при наличии заключения специальной комиссии, обра­зованной Государственной Думой.

Обвинение, выдвинутое Государственной Думой, должно быть подтверждено заключением Верховного Суда Российской

Федерации о наличии в действиях Президента Российской Фе­дерации признаков преступления. Заключением Конституцион­ного Суда Российской Федерации должно быть подтверждено соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения.

И лишь после положительного заключения Конституцион­ного Суда Совет Федерации решает вопрос об отрешении Пре­зидента Российской Федерации от должности. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято двумя третями голосов от общего числа членов палаты не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвине­ние против Президента считается отклоненным.

2. Право на обращение и допустимость запроса

Обращение с запросом о даче заключения о соблюдении ус­тановленного порядка выдвижения обвинения Президента Рос­сийской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации Советом Федерации.

Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдви­жения обвинения Президента Российской Федерации в государ­ственной измене или совершении иного тяжкого преступления допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации при­знаков соответствующего преступления.

Запрос о даче заключения о соблюдении установленного по­рядка выдвижения обвинения Президента Российской Федера­ции в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагает­ся текст решения Государственной Думы о выдвижении обвине­ния, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Вер­ховного Суда Российской Федерации.

В главе 22 Регламента Государственной Думы предусмотрено, что до принятия решения о выдвижении обвинения против Пре-

зидента Государственная Дума заслушивает заключение Верхов­ного Суда Российской Федерации. Принятое Государственной Думой решение оформляется постановлением и направляется в Совет Федерации вместе с заключением специальной комиссии, образованной Государственной думой для оценки обоснованно­сти обвинения против Президента, стенограммой заседания и заключением Верховного Суда Российской Федерации.

3. Пределы проверки

Конституционный Суд проверяет не сущность и содержание предъявленного Президенту обвинения, не характер совершенного им правонарушения, а лишь соблюдение, самой процедуры выдви­жения обвинения Президента Российской Федерации в государст­венной измене или совершении иного тяжкого преступления.

4. Заключение

и его юридические последствия

В соответствии с частью второй статьи 109 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Россий­ской Федерации" заключение должно быть дано Конституцион­ным Судом не позднее десяти дней после регистрации запроса.

Такой срок принятия и рассмотрения запроса Совета Феде­рации обусловлен тем, что в соответствии со статьей 93 (часть 3) Конституции Российской Федерации решение Совета Федера­ции об отрешении от должности должно быть принято не позд­нее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государствен­ной Думой обвинения против Президента.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд Рос­сийской Федерации дает одно из следующих заключений:

1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обви­нения;

2) о несоблюдении установленного порядка выдвижения об­винения.

В случае принятия Конституционным Судом решения о несо­блюдении установленного порядка выдвижения обвинения Прези­дента Российской Федерации в государственной измене или совер­шении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституци­ей Российской Федерации рассмотрение обвинения прекращается.

В соответствии с пунктом 3 части второй статьи 21 Закона о Конституционном Суде заключение выносится только в пленар­ном заседании. Оно (как и всякое другое решение) излагается в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия. При проверке порядка выдвижения обвинения Президента Конституционный Суд наряду с Конституцией Рос­сийской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" руковод­ствуется уголовным и уголовно-процессуальным законодательст­вом Российской Федерации, Регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Заключение Конституционного Суда вступает в силу немед­ленно после его оглашения в Конституционном Суде.

В соответствии со статьей 175 Регламента Совета Федерации Председатель Конституционного Суда оглашает заключение Конституционного Суда на заседании Совета Федерации. Какое-либо комментирование заключения Конституционного Суда Председателем Суда, а также'ответы на вопросы, затрагивающие содержание заключения, его обсуждение на закрытом совеща­нии Конституционного Суда, не допускаются.

При положительном заключении Конституционного Суда процедура импичмента в Совете Федерации продолжается.

При вынесении заключения Конституционного Суда о несо­блюдении установленного порядка выдвижения обвинения рас­смотрение обвинения прекращается.

Рассмотрение дела

о даче заключения

о соблюдении требований,

предусмотренных Конституцией

Российской Федерации,

до назначения Президентом

Российской Федерации

референдума Российской

Федерации

Пределы проверки.

Заключение и его юридические последствия.

1. Полномочие Конституционного Суда

В соответствии со статьей 10 Федерального конституцион­ного закона "О референдуме Российской Федерации'4 референ­дум назначает Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент Российской Федерации в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд Рос­сийской Федерации с соответствующим запросом. Конституци­онный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца на­правляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3921.

2. Право на обращение и допустимость запроса

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации обладает лишь Президент Российской Федерации в случае, определенном статьей 10 Федерального конституцион­ного закона "О референдуме Российской федерации".

3. Пределы проверки

Федеральный конституционный закон "О референдуме Рос­сийской Федерации" определяет, что Конституционный Суд проверяет соблюдение требований относительно назначения ре­ферендума Российской Федерации, предусмотренных Конститу­цией Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим не­посредственным выражением власти народа является референ­дум и свободные выборы (статья 3, часть 3), граждане Россий­ской Федерации имеют право участвовать в референдуме (статья

32, часть 2).

Статья 84 (пункт "в") Конституции закрепляет за Президен­том Российской Федерации право назначать референдум в по­рядке, установленном федеральным конституционным законом. Конституция Российской Федерации специально оговаривает, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняю­щий обязанности Президента Российской Федерации (Председатель Правительства Российской Федерации) не имеет права назначать референдум.

На референдум Российской Федерации в обязательном по­рядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Рос­сийской Федерации, если Конституционное Собрание принима­ет решение о вынесении на всенародное голосование новой Конституции Российской Федерации.

Референдум Российской Федерации может быть проведен по инициативе Конституционного Собрания по проекту новой Конституции Российской Федерации в соответствии со статьей 135 (часть 3) Конституции Российской Федерации. На референ­дум Российской Федерации может быть вынесен проект новой Конституции Российской Федерации, принятый в порядке тре­бований ст. 135 Конституции Российской Федерации, а именно, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Кон-

ституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным консти­туционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизмен­ность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голо­сов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Решение об этом, как гласит статья 11 Федераль­ного конституционного закона "О референдуме Российской Фе­дерации". принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом о Кон­ституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Пре­зиденту Российской Федерации, а также для сведения — в пала­ты Федерального Собрания Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации проверяет не только соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, как сказано в статье 12 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федера­ции", но и соблюдение требований, предъявляемых к референ­думу и процедуре его подготовки (до назначения Президентом Российской Федерации), предусмотренных Федеральным кон­ституционным законом "О референдуме Российской Федера­ции". Поэтому статья 12 Закона о референдуме предписывает представлять Президенту Российской Федерации в Конституци­онный Суд соответствующие документы и материалы.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" на референдум Россий­ской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномо­чий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Фе­дерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Феде­рации, Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации или досрочного формирования Совета Федера­ции Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и со­боров, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум Российской Федерации не проводится в услови­ях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех ме­сяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный референдум Российской Федерации не прово­дится в течение года после официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федера­ции с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

При подготовке и проведении референдума Российской Фе­дерации используется русский язык как государственный язык Российской Федерации и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Россий­ской Федерации на территориях их компактного проживания.

Тексты законопроектов и проекты решений, выносимых на референдум Российской Федерации, бюллетени для голосова­ния, протоколы и данные о результатах референдума Россий­ской Федерации,. документы органов государственной власти, касающиеся проведения референдума Российской Федерации, составляются (публикуются) на русском языке и на государст­венных языках республик в составе Российской Федерации, а также в необходимых случаях — на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

Федеральный конституционный закон "О референдуме Рос­сийской Федерации" устанавливает субъекты инициативы про­ведения общероссийского референдума, порядок реализации указанной инициативы.

Инициатива проведения референдума Российской Федера­ции принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федера­ции, имеющих право на участие в референдуме Российской Феде-

рации, при условии, что на территории одного субъекта Россий­ской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации.

В период между назначением референдума Российской Фе­дерации и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов управомоченные субъекты не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума Российской Федерации.

Каждый гражданин или группа граждан Российской Федера­ции, имеющие право на участие в референдуме Российской Феде­рации, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юсти­ции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициати­вы о проведении референдума Российской Федерации.

Если сбор подписей предполагается и среди граждан Россий­ской Федерации, проживающих за пределами территории Рос­сийской Федерации, в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан.

Инициативная группа обращается в избирательную комис­сию соответствующего субъекта Российской Федерации, на тер­ритории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы.

В ходатайстве инициативной группы указываются:

1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициатив­ной фуппой для вынесения на референдум Российской Федерации;

2) субъекты Российской Федерации, на территориях которых предполагается сбор подписей;

3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющихих до­кументов членов инициативной группы, а также лиц, уполномо­ченных действовать от имени инициативной группы на террито­рии соответствующего субъекта Российской Федерации. В необходимых случаях в ходатайстве также указываются:

1) иностранные государства, на территориях которых пред­полагается сбор подписей проживающих там граждан Россий­ской Федерации;

2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их до­кументов членов инициативной группы, а также иных лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего иностранного государства.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о вы­движении инициативы о проведении референдума Российской Федерации.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Закона о рефе­рендуме, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выда­ет ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Цен­тральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии тех субъектов Российской Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве, а в необхо­димых случаях — Министерство иностранных дел Российской Федерации.

В случае отказа в регистрации инициативной группе выдает­ся мотивированное постановление избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Отказ в регистрацииможетбыть обжалован в суд в порядке, предусмотренном Законом Рос­сийской Федерации "Об обжаловании в суд действий и реше­ний, нарушающих права и свободы граждан" или в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только "нарушение инициативной группой положе­ний Конституции Российской Федерации и Федерального кон­ституционного закона "О референдуме Российской Федерации".

С момента получения регистрационного свидетельства ини­циативная группа вправе добровольно и самостоятельно соби­рать подписи в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации. При этом ранее собранные подписи не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное ини­циативной группе по форме, утвержденной Центральной изби­рательной комиссией Российской Федерации, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициа­тивная группа.

Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на ре-

ферендум Российской Федерации. В случае вынесения на рефе­рендум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину Российской Федерации по первому его требованию текст этого законопроекта.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан Рос­сийской Федерации по каждому субъекту Российской Федера­ции, на территории которого проводился сбор подписей, и чис­ло собранных подписей граждан Российской Федерации, про­живающих за пределами территории Российской Федерации, а также общее число собранных подписей граждан Российской Федерации, о чем составляется итоговый протокол инициатив­ной группы.

Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы переда­ются уполномоченными инициативной группы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории ко­торого собирались подписи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет соблюдение требований Зако­на при сборе подписей, принимает по результатам проверки по­становление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Копия постановления избирательной комиссии субъекта Российской Федерации направляются также инициативной группе.

Подписные листы с подписями граждан Российской Федера­ции, проживающих за пределами территории Российской Феде­рации, пронумерованные и сброшюрованные по каждому ино­странному государству, удостоверяются соответствующим кон­сульским учреждением Российской Федерации и вместе с эк­земпляром итогового протокола инициативной группы переда­ются уполномоченным инициативной группы непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требова­ниям Закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Прези­денту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если же в результате будет установлено,

что число действительных подписей не отвечает требованиям пункта 1 части первой статьи 8 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", выносится по­становление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе в проведении референдума Российской федерации, копия указанного постановления направляется ини­циативной группе и данная инициативная группа не может вы­ступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.

В случае, если избирательная комиссия субъекта Российской Федерации или Центральная избирательная комиссия Россий­ской Федерации обнаружит нарушения, связанные с оформле­нием документов, документы возвращаются инициативной груп­пе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

4. Заключение

и его юридические последствия

В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации соблюдения требований, предусмотренных Консти­туцией Российской Федерации, Президент Российской Федера­ции обязан назначить референдум Российской Федерации не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конститу­ционного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации издает указ о назначении референдума Российской Федерации, в котором определяет дату его. проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение выборов Президента Россий­ской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органов местного самоуправления одновременно с прове­дением референдума Российской Федерации не допускается.

В случае отрицательного решения Конституционного Суда Российской Федерации все процедуры, предусмотренные Феде­ральным конституционным законом "О референдуме Россий­ской Федерации", прекращаются.

Сотрудничество конституционных судов в общеевропейском и мировом пространстве

Вместо введения 5

Вводная тема.Правовое государство и судебная власть 7

1. Развитие идей правового государства 7

2. Судебная власть в правовом государстве 11

3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы 11

4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина 16

5. Государства молодой демократии Центральной и Восточной

Европы в общеевропейском правовом пространстве 19 Вопросы для повторения и самостоятельной работы 20

Общая часть 21

Раздел I. Судебное

Конституционное право 83

Конституционных судов 154

1. К истории формирования компетенции (юрисдикции)

конституционных судов 154

2. Проверка конституционности законов и других нормативных правовых актов 156

3. Проверка конституционности международных договоров 172

4. Разрешение споров о компетенции 173

5. Защита прав и свобод человека и гражданина 176

6. Проверка конституционности проведения референдумов

и выборов, осуществления права народной инициативы 183

7. Конституционный контроль правосудия за нарушениями

конституции (импичмент) 186

8. Проверка конституционности организации и деятельности политических партий и общественных объединений 189

9. Толкование конституции 190

10. Иные полномочия конституционных судов 192 Вопросы для повторения и самостоятельной работы 199

Процесс 201

О компетенции 292

1. Полномочие Конституционного Суда 292

2. Право на обращение . 292

3. Допустимость ходатайства 294

4. Пределы проверки 296

5. Итоговое решение и его юридические последствия 297 Вопросы для повторения и самостоятельной работы 298

Тема 17. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления 322

1. Полномочие Конституционного Суда 322

2. Право на обращение и допустимость запроса 323

3. Пределы проверки 324

4. Заключение и его юридические последствия 324 Вопросы для повторения и самостоятельной работы 325

Федерации референдума

Российской Федерации 326

1. Полномочие Конституционного Суда 326

2. Право на обращение и допустимость запроса 327

3. Пределы проверки 327

4. Заключение и его юридические последствия 333 Вопросы для повторения и самостоятельной работы 334

Заключительная

Развитие идей правового государства.

Наши рекомендации