Развитие идей правового государства.
Развитие идей правового государства.
Судебная власть в правовом государстве.
Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы.
4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве. Виды конституционного контроля.
3. Судебный конституционный контроль как разновидность конституционного контроля.
Судебное конституционное право
Природа конституционного суда, его место в механизме действия государственной власти
Конституционный суд как орган государственной власти.
Конституционный суд в судебной системе.
3. Политико-правовая природа Конституционного Суда Российской федерации.
Конституционное правосудие в федерациях. Конституционное (уставное) правосудие в субъектах Российской Федерации.
5. Официальные символы конституционного суда. Местопребывание конституционного суда.
Состав конституционных судов.
Порядок формирования конституционных судов.
Структура конституционных судов.
Председатель и другие должностные лица конституционного суда.
Аппарат конституционных судов.
1. Состав конституционных судов
Численный состав конституционных судов чаще всего определяется конституциями. Он обусловлен компетенцией суда, объемом работы, его внутренней структурой и другими факторами. Количество конституционных судей колеблется от четырех (Андорра) до 19 (Россия); в Молдове их шесть; в Югославии -семь; в Армении, Монголии, Румынии — девять; в Словении -10; в Бельгии, Болгарии, Испании, Хорватии — 12; в Венгрии, Италии, Польше, Чехии — 15; в ФРГ — 16; в Украине — 18 и т.д.
Наряду с основным составом в ряде стран предусматриваются неординарные члены (для разрешения, например, определенной категории дел), а также запасные члены конституционного суда, заместители судей.
В Австрии, например, Конституционный Суд состоит из Председателя, заместителя Председателя, 12 судей и шести запасных членов Суда. Конституционный Суд Италии включает 15 судей — ординарных членов и 16 неординарных членов Суда, избираемых Парламентом на девятилетний срок в том же порядке, что и судьи Конституционного Суда, из числа лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым к членам сената. Наряду с ординарными членами суда они участвуют в рассмотрении обвинений против Президента Республики в государственной измене или нарушении Конституции. На практике Конституционному Суду до сих пор не приходилось рассматривать подобных дел.
В Республике Узбекистан Президент, ушедший в отставку по истечении срока своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Конституционного Суда.
Состав Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд России согласно Конституции РСФСР должен был состоять из 15 членов (часть первая статьи 165). 29-30 октября 1991 года пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР избрал 13 судей Конституционного Суда (остались две вакансии)'. Такой численный состав соответствовал требованиям закона о кворуме, необходимом для деятельности Конституционного Суда.
Постановлением седьмого Съезда народных депутатов Российской Федерации от 12 декабря 1992 года "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации" было установлено: "На период до принятия новой Конституции (Основного Закона) Российской Федерации не проводить избрание судей на оставшиеся вакансии в составе Конституционного Суда Российской Федерации" (пункт 4) 2.
Действующая Конституция Российской Федерации увеличила число судей Конституционного Суда с 15 до 19 (статья 125, часть 1). Это объясняется, прежде всего, созданием в Конституционном Суде двух палат.
Содержание статуса судьи конституционного суда.
Срок полномочий судьи конституционного суда.
Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи конституционного суда.
Основные права и обязанности судьи конституционного суда.
Независимость судьи конституционного суда и ее гарантии.
Неприкосновенность судьи конституционного суда.
Приостановление полномочий судьи конституционного суда.
Прекращение полномочий судьи конституционного суда.
Толкование конституции.
Предварительное рассмотрение обращений в конституционных судах.
4. Принятие конституционными судами обращений к рассмотрению. Отклонение обращений.
Подготовка к судебному разбирательству.
Право на обращение.
Допустимость запроса.
Пределы проверки.
Право на обращение.
Допустимость запроса.
Пределы проверки.
Право на обращение.
Допустимость ходатайства.
Пределы проверки.
Право на обращение.
Допустимость жалобы.
Пределы проверки.
Право на обращение.
Допустимость запроса.
Пределы проверки.
Право на обращение.
Допустимость обращения.
Пределы толкования.
Ч on
65 Конституции Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд может дать толкование Конституции не в специальной процедуре толкования Конституции, а при рассмотрении иных категорий дел (например, при проверке конституционности законов и других нормативных актов, при разрешении споров о компетенции и др.). Так, Конституционный Суд, рассматривая дело о проверке конституционности ряда Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по "чеченскому делу", признал наличие скрытых полномочий Президента Российской Федерации исходя из толкования смысла части 2 статьи 80 Конституции, гласящей, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
Пределы проверки.
Заключение и его юридические последствия.
1. Полномочие Конституционного Суда
В соответствии со статьей 125 (часть 7) Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
На основании статьи 93 Конституции Российской Федерации возбуждение процедуры импичмента Президента принадлежит Государственной Думе. Она должна выдвинуть обвинение Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе одной трети депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
Обвинение, выдвинутое Государственной Думой, должно быть подтверждено заключением Верховного Суда Российской
Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления. Заключением Конституционного Суда Российской Федерации должно быть подтверждено соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения.
И лишь после положительного заключения Конституционного Суда Совет Федерации решает вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято двумя третями голосов от общего числа членов палаты не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
2. Право на обращение и допустимость запроса
Обращение с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации Советом Федерации.
Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления допустим, если обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков соответствующего преступления.
Запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд Российской Федерации не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Верховного Суда Российской Федерации.
В главе 22 Регламента Государственной Думы предусмотрено, что до принятия решения о выдвижении обвинения против Пре-
зидента Государственная Дума заслушивает заключение Верховного Суда Российской Федерации. Принятое Государственной Думой решение оформляется постановлением и направляется в Совет Федерации вместе с заключением специальной комиссии, образованной Государственной думой для оценки обоснованности обвинения против Президента, стенограммой заседания и заключением Верховного Суда Российской Федерации.
3. Пределы проверки
Конституционный Суд проверяет не сущность и содержание предъявленного Президенту обвинения, не характер совершенного им правонарушения, а лишь соблюдение, самой процедуры выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
4. Заключение
и его юридические последствия
В соответствии с частью второй статьи 109 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" заключение должно быть дано Конституционным Судом не позднее десяти дней после регистрации запроса.
Такой срок принятия и рассмотрения запроса Совета Федерации обусловлен тем, что в соответствии со статьей 93 (часть 3) Конституции Российской Федерации решение Совета Федерации об отрешении от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.
По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд Российской Федерации дает одно из следующих заключений:
1) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
2) о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией Российской Федерации рассмотрение обвинения прекращается.
В соответствии с пунктом 3 части второй статьи 21 Закона о Конституционном Суде заключение выносится только в пленарном заседании. Оно (как и всякое другое решение) излагается в виде отдельного документа с обязательным указанием мотивов его принятия. При проверке порядка выдвижения обвинения Президента Конституционный Суд наряду с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" руководствуется уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Заключение Конституционного Суда вступает в силу немедленно после его оглашения в Конституционном Суде.
В соответствии со статьей 175 Регламента Совета Федерации Председатель Конституционного Суда оглашает заключение Конституционного Суда на заседании Совета Федерации. Какое-либо комментирование заключения Конституционного Суда Председателем Суда, а также'ответы на вопросы, затрагивающие содержание заключения, его обсуждение на закрытом совещании Конституционного Суда, не допускаются.
При положительном заключении Конституционного Суда процедура импичмента в Совете Федерации продолжается.
При вынесении заключения Конституционного Суда о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения рассмотрение обвинения прекращается.
Рассмотрение дела
о даче заключения
о соблюдении требований,
предусмотренных Конституцией
Российской Федерации,
до назначения Президентом
Российской Федерации
референдума Российской
Федерации
Пределы проверки.
Заключение и его юридические последствия.
1. Полномочие Конституционного Суда
В соответствии со статьей 10 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации'4 референдум назначает Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент Российской Федерации в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3921.
2. Право на обращение и допустимость запроса
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации обладает лишь Президент Российской Федерации в случае, определенном статьей 10 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской федерации".
3. Пределы проверки
Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" определяет, что Конституционный Суд проверяет соблюдение требований относительно назначения референдума Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (статья 3, часть 3), граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме (статья
32, часть 2).
Статья 84 (пункт "в") Конституции закрепляет за Президентом Российской Федерации право назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Конституция Российской Федерации специально оговаривает, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий обязанности Президента Российской Федерации (Председатель Правительства Российской Федерации) не имеет права назначать референдум.
На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование новой Конституции Российской Федерации.
Референдум Российской Федерации может быть проведен по инициативе Конституционного Собрания по проекту новой Конституции Российской Федерации в соответствии со статьей 135 (часть 3) Конституции Российской Федерации. На референдум Российской Федерации может быть вынесен проект новой Конституции Российской Федерации, принятый в порядке требований ст. 135 Конституции Российской Федерации, а именно, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Кон-
ституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Решение об этом, как гласит статья 11 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации". принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту Российской Федерации, а также для сведения — в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации проверяет не только соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, как сказано в статье 12 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", но и соблюдение требований, предъявляемых к референдуму и процедуре его подготовки (до назначения Президентом Российской Федерации), предусмотренных Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации". Поэтому статья 12 Закона о референдуме предписывает представлять Президенту Российской Федерации в Конституционный Суд соответствующие документы и материалы.
В соответствии с Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:
1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;
2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);
3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и соборов, а также освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Референдум Российской Федерации не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
При подготовке и проведении референдума Российской Федерации используется русский язык как государственный язык Российской Федерации и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
Тексты законопроектов и проекты решений, выносимых на референдум Российской Федерации, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума Российской Федерации,. документы органов государственной власти, касающиеся проведения референдума Российской Федерации, составляются (публикуются) на русском языке и на государственных языках республик в составе Российской Федерации, а также в необходимых случаях — на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" устанавливает субъекты инициативы проведения общероссийского референдума, порядок реализации указанной инициативы.
Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:
1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Феде-
рации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;
2) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации.
В период между назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов управомоченные субъекты не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума Российской Федерации.
Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а равно общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума Российской Федерации.
Если сбор подписей предполагается и среди граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан.
Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной фуппой для вынесения на референдум Российской Федерации;
2) субъекты Российской Федерации, на территориях которых предполагается сбор подписей;
3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющихих документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В необходимых случаях в ходатайстве также указываются:
1) иностранные государства, на территориях которых предполагается сбор подписей проживающих там граждан Российской Федерации;
2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также иных лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего иностранного государства.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума Российской Федерации.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Закона о референдуме, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии тех субъектов Российской Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве, а в необходимых случаях — Министерство иностранных дел Российской Федерации.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Отказ в регистрацииможетбыть обжалован в суд в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" или в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только "нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации. При этом ранее собранные подписи не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на ре-
ферендум Российской Федерации. В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину Российской Федерации по первому его требованию текст этого законопроекта.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан Российской Федерации по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого проводился сбор подписей, и число собранных подписей граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также общее число собранных подписей граждан Российской Федерации, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого собирались подписи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет соблюдение требований Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Копия постановления избирательной комиссии субъекта Российской Федерации направляются также инициативной группе.
Подписные листы с подписями граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, пронумерованные и сброшюрованные по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующим консульским учреждением Российской Федерации и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченным инициативной группы непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям Закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если же в результате будет установлено,
что число действительных подписей не отвечает требованиям пункта 1 части первой статьи 8 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", выносится постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе в проведении референдума Российской федерации, копия указанного постановления направляется инициативной группе и данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.
В случае, если избирательная комиссия субъекта Российской Федерации или Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
4. Заключение
и его юридические последствия
В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации соблюдения требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации обязан назначить референдум Российской Федерации не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Президент Российской Федерации издает указ о назначении референдума Российской Федерации, в котором определяет дату его. проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение выборов Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается.
В случае отрицательного решения Конституционного Суда Российской Федерации все процедуры, предусмотренные Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", прекращаются.
Сотрудничество конституционных судов в общеевропейском и мировом пространстве
Вместо введения 5
Вводная тема.Правовое государство и судебная власть 7
1. Развитие идей правового государства 7
2. Судебная власть в правовом государстве 11
3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы 11
4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина 16
5. Государства молодой демократии Центральной и Восточной
Европы в общеевропейском правовом пространстве 19 Вопросы для повторения и самостоятельной работы 20
Общая часть 21
Раздел I. Судебное
Конституционное право 83
Конституционных судов 154
1. К истории формирования компетенции (юрисдикции)
конституционных судов 154
2. Проверка конституционности законов и других нормативных правовых актов 156
3. Проверка конституционности международных договоров 172
4. Разрешение споров о компетенции 173
5. Защита прав и свобод человека и гражданина 176
6. Проверка конституционности проведения референдумов
и выборов, осуществления права народной инициативы 183
7. Конституционный контроль правосудия за нарушениями
конституции (импичмент) 186
8. Проверка конституционности организации и деятельности политических партий и общественных объединений 189
9. Толкование конституции 190
10. Иные полномочия конституционных судов 192 Вопросы для повторения и самостоятельной работы 199
Процесс 201
О компетенции 292
1. Полномочие Конституционного Суда 292
2. Право на обращение . 292
3. Допустимость ходатайства 294
4. Пределы проверки 296
5. Итоговое решение и его юридические последствия 297 Вопросы для повторения и самостоятельной работы 298
Тема 17. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления 322
1. Полномочие Конституционного Суда 322
2. Право на обращение и допустимость запроса 323
3. Пределы проверки 324
4. Заключение и его юридические последствия 324 Вопросы для повторения и самостоятельной работы 325
Федерации референдума
Российской Федерации 326
1. Полномочие Конституционного Суда 326
2. Право на обращение и допустимость запроса 327
3. Пределы проверки 327
4. Заключение и его юридические последствия 333 Вопросы для повторения и самостоятельной работы 334
Заключительная
Развитие идей правового государства.