Принят Государственной Думой 24 апреля 2009 года
Принят Государственной Думой 24 апреля 2009 года
Международно-правовая защита прав человека
После второй мировой войны по мере осознания мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека интенсивное развитие получила международно-правовая защита прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в результате чего конституционное право постепенно начало подпадать под влияние международных стандартов.
Теперь уже общепризнано, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой не только конституции и всей правовой системы его страны, но и всего мирового сообщества. Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций.
Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 году).
Эти пакты составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.
Во второй половине 20 века было также принято значительное число международных конвенций по отдельным группам прав человека и гражданина, как, например, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 год), Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1984 год).
Важным каналом утверждения прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 году, один из разделов посвящен правам и свободам человека и содержит обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы.
Любое государство - участник этой организации вправе привлекать внимание других государств-участников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участником. Сотрудничество в области прав и свобод человека является содержанием понятия «человеческое измерение ОБСЕ». По этой проблеме были проведены крупные конференции в Мадриде, Париже, Копенгагене, Вене, Москве.
Стр.30
Масштабные преобразования в России и государствах Содружества потребоваликоренного обновления правовых систем. Стремительно развиваетсязаконодательство, в одних странах быстрее, в других - чуть медленнее. Этопроисходит применительно ко всем или многим отраслям, но прежде всего в сферегосударственного строительства. Реформы сопровождаются принятием комплексовзаконов в сфере экономики, устройства государства, в социальной сфереэкономики, устройства государства, в социальной сфере. В них много общихмоментов, но есть и немало специфического.Конституционные пробелы и «разрывы» правопреемственности нередко восполняютсянекорректным внедрением и использованием иностранных юридических концепций.Вызывает удивление безучастное отношение российских юристов к данному явлению,хотя иностранные юристы обратили внимание на противоречивость подобных«правовых трансплантаций». Так, американский профессор-политолог Роберт Шарлетжестко оценивает некритичное восприятие западных конституционных теорий вРоссии и других постсоветских странах[18]. Поспешное использование американской модели конституционализма с присущимией размытым понятием «государство», отсутствием присущими ей размытымпонятием «государство», отсутствием положений о государственном управлении и обособом конституционном правосудии, о «негативных правах» граждан привелопозднее к более широкому освоению европейских моделей с их стандартами ЕС и СЕ.Механические заимствования и рецепции западных правовых идей без их адаптации креальным условиям этих стран приводят к «правовой эклектичности». Между темзначение институционального контекста правовых норм нельзя преуменьшать[19].«Конституционная доминанта» становится определяющей по следующим причинам.Во-первых, Конституция занимает ведущее место в правовой системе, в отрасляхзаконодательства. Во-вторых, Конституция обладает высшей юридической силой,когда все иные правовые акты издаются на основе и во исполнение ее положений,а в случае расхождений действуют нормы Конституции. В-третьих, Конституциявыступает мощным правообразующим фактором, как в смысле прямого действия еенорм, так и благодаря нормативно-ориентирующему воздействию на процессзаконотворчества. В-четвертых, конституция служит главным нормативно-правовымкритерием, толкования и применения всех юридических актов, совершенияюридических действий.К сожалению, выделяемые нами черты Конституции, отражающие ее общее и особенноев системе законодательства, далеко не полностью реализуется в практикеправотворчества и правоприменения. Изучение опыта России и других государствСНГ свидетельствует об отклонениях законодательного развития отконституционного «русла», о нарушениях конституционной законности, одеформированных соотношениях между законами и подзаконными актами, опроизвольном построении всей цепи правовых актовПринят Государственной Думой 24 апреля 2009 года