Отрасль права. Понятие, виды и критерии отраслевого деления.
Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.
Выделяется общая и особенная части.
Общая вкл: общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, ее объем. Институты Особенной части включают: 1)правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
2) правовой режим земель населенных пунктов;
Крупные по объему отрасли подразделяются на подотрасли права - цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той или иной отраслью права (в конституц праве подотрасли: муниципальное право, прокурорский надзор) отрасль права делится на отрасль матер права (отрасли прямо регулирующие общ отношеня, т.е. закрепляют гос и общ строй, формы собствен-ти, наследства, произв-ва, положение и структуру гос органов, устан права и обязанности физич и юр лиц: конституц, гражданское, трудовое право) и отрасль процессуального права (отрасли, имеющ управленческий хар-р, устанавлив порядок разрешения юр. Дела, опр процедуру материального права).
Отрасли публичного права - совокуп-ть отраслей права, обеспечив общий совокупный интерес, исходит от гос-ва (муницип, фин право).
Отрасли частного права- отрасли, регулирующие отношения, обеспечив частный интерес в их имущ деят-ти и личной. (ГП, СП, ТП)
КП – ведущая отрасль права, объединяющая правовые нормы, закрепляющая основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи, и функции государства.
АП – общ.отношения в сфере исполнительно- распорядительной деятельности государства в экономической, политической и социальной сферах общества.
ФП есть совокупность норм, регулирующих все вопросы финансовой деятельности государства, процесса накопления, сбора и распределения денежных средств. Предметом этой отрасли являются составление, принятие и исполнение бюджета гос-ва, контроль за бюджетным финансированием, кредиты, займы и т.д.
ГП – наиболее обширная отрасль, регламентирующая все виды имущественных отношений. В эту отрасль входят вопросы владения, пользования, распоряжения собственностью, заключения и исполнения сделок.
СП – система норм, регулирующих неимущественные и связанные с ними имущ-е отношения, возникающие из брака, родства, усыновления, принятия детей на воспитание.
ТП – система норм, которые регулируют общ-е отнош-я по применению труда рабочих и служащих: могут определять условия приема и увольнения с работы, устанавливают рабочее время, время труда и отдыха и т.п.
ПриродП состоит из норм, регулирующих рациональное использование природных богатств, их охрану и защиту. Основная ее цель сводится к сохранению естественной среды обитания человека, ее оздоровлению и улучшению, предотвращению экологически вредной хозяйственной и иной деятельности людей. Это право складывается из целого ряда подотраслей:1.земельное право (как комплексная отрасль, включающая например охрану земли; оборот земельных участков);2.водное право;3.лесное право;4.горное право;5.право охраны дикого животного и растительного мира;6.экологическое и др.
УП устанавливает, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и какие меры наказания за них предусматриваются, определяет понятие преступления и цели наказания, основания и условия привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее.
УПП определяет цели и задачи уголовного судопроизводства, регулирует деятельность суда, прокуратуры, органов следствия, сбор и оценка доказательств порядок судебного рассмотрения дел и т.д.
АПП регулирует рассмотрение хозяйственных споров между предприятиями, фирмами, организациями, производство по пересмотру решений суда в апелляционной кассационной инстанциях, в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам.
Критерии деления права на отрасли и институты:
1) по предмету правового регулиров-я, его структуре: - субъекты предмета правов регулир-я(индивид и коллективные); поведение субъектов(поступки, действия);
2) по объектам: - объекты окр мира;
3) соц факты(событии,обстоят-ва, выступающ непосредсвенно причиной возникновения или прекращения отношений)
Критерии отраслевого деления.
Предмет правового регулирования – это совокупность общ-х отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью.
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными;
поведение указанных субъектов, их поступки, действия;
объекты (предметы, явления) окружающего мира;
социальные факты (события, обстоятельства).
Метод правового регулирования – это совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых право регулирует предмет правового регулирования. Метод правового регулирования включает в себя все средства воздействия права на общественные отношения.
В структуру метода правового регулирования входят следующие элементы:
установление границ регулируемых общественных отношений;
издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении;
наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью;
определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний.
В рамках теории государства и права существует множество различных методов правового регулирования, а также их сочетание. Однако целесообразно выделить следующие девять основных методов правового регулирования:
1. Императивный метод — это властное предписание, веление гос-ва. Данный метод правового регулирования, к примеру, присущ уголовной отрасли права.
2. Диспозитивный метод — это известная альтернатива, возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Данный метод характеризует гражданскую отрасль права.
3. Метод дозволений, обязываний и запретов — это строгая направленность поведения субъектов правовых отношений, которая определяется законом. Данный метод является комплексным и сочетает в себе несколько средств и приемов правового регул-я, он характерен практически для всех отраслей права.
4. Субординация и властный приказ — это метод, который подразумевает под собой исполнительскую дисциплину, строгую подчиненность, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев гос-го аппарата для нижестоящих звеньев. Данный метод правового регулирования характерен для АП.
5. Метод поощрений — это совокупность правовых средств, составляющих премиальную систему. Данный метод правового регулирования характерен для трудовой отрасли.
6. Метод автономии и равенства сторон — подразумевает под собой равное процессуальное положение участников судебного разбирательства, их самостоятельность. Данный метод правового регулирования характерен в целом для всех отраслей процессуального права.
7. Рекомендательный метод — это совокупность правовых разрешений, содействия и организационной помощи. Данный метод правового регулирования выражается в издании различного рода рекомендательных актов, советов, он характерен для сельскохозяйственного права.
8. Метод убеждения и принуждения — данный метод хар-н практически для всех отраслей права.
9. Индивидуальный метод — подразумевает под собой установление самостоятельной юридической деятельности конкретного рода субъектов правовых отношений в рамках закона. Данный метод правового регулирования выражается в принятии ненормативных актов, заключении договоров, соглашений, сделок и т. д., он характерен для предпринимательского, торгового и других отраслей права.