Правотворчество: понятие, субъекты, стадии.
Правотворчество – деятельность прежде всего уполномоченных гос. органов и ДЛ по выработке, принятию, изменению или отмене НПА (– это изданный в определенном порядке компетентным правотворческим органом акт-документ, содержащий норму права (-исходящее от гос-ва и им охраняемое общеобязательное формально определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся гос. регулятором общественных отношений).
(ВН) – деят гос орг (в сл референдума всего народа) и должн-х лиц по изданию, переработке и отмене НПА.
Правотворчество – одна из важнейших сторон деятельности гос-ва, форма его активности.
Цель: формирование правовых норм, их изменение, отмена или дополнение.
По сути – процесс возведения гос. воли в закон, ее оформления в различных НПА, процесс придания велениям общеобязательного хар-ра.
Принципы правотв-ва:
научность (при подготовке НА важно изучать соц.-эк., полит. и иную ситуацию, объективные потребности развития общ-ва и т.д.);
демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в общ-ве);
законность (пр-во должно осущ. в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);
профессионализм (заниматься этой деят-стью должны компетентные люди – юристы, управленцы, экономисты и т.д.) / + народный хар-р.
Функции правотв-ва: обновление законодат-ва / устранение или отмена устаревших юр. норм / восполнение пробелов в праве.
Субъектами прав-ва выступают народ, гос.органы и должностные лица. + негос. структуры (органы местного самуправления, профсоюзы).
Отсюда виды правотворчества: непосредственное правотворчество народа (голосование, референдум) / правотворчество гос. органов /правотворчество ДЛ/ + правотв-о ОМСУ/локальное правотворчество (в рамках предприятий, учреждений и организаций) /правотворчество общ. организаций.
Стадии законотворчества:
1. Законодательная инициатива – право внесения законопроектов в законодательное учреждение в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой.
2. (+/-) Подготовка законопроекта (выявление соц потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общ практики)
3. Обсуждение законопроекта. Виды: предварительное (проводится как правило с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов.. Н: обсуждение законопроектов в инете), официальное (осущ на 2 уровнях: праламентских комитетов, комиссий и на уровне палат). 3 чтения: выдвигаются основы; изменения/дополнения; окончат обсужд.
4. Принятие и утверждение законопроекта – Принятие высшим законодат. органом гос-ва. Утверждение (подписание) главой гос-ва (как одно из средств сдерживания законодательной ветви власти. Право вето).
5. Подписание и обнародование (прежде всего опубликован) – доведение для сведения населения информации о содержании принятого акта (2 вида: официальное / неофициальное).
+ Как в РФ: 1)Законодательная инициатива (ЗИ) - это официальное внесение в установленную палату парламента предложения о принятии нового закона.
Формы ЗИ: законопредложение (разрабатывается лишь идея закона); полноценный законопрект. Док-ты, прилагаемые к законопроекту:
- сам законопроект; - пояснительная записка; - перечень НПА, подлежащих отмене, если предложенный закон будет принят; - финансовое (экономическое) обоснование.
Законопроект отправляется в определенный комитет ГД, где он рассматривается в 1ой чтении - рассм. вопросы: не противоречит ли проект КРФ? является ли он актуальным? Далее законопрект направляется на рассмотрение в пленарное заседание ГД. Это всё – зак. инициатива (не только право подачи предложения). Ст. 104 КРФ: правом ЗИ обладают: президент; Совет Фед.; члены Совета Фед.; депутаты ГД; законодат-е органы субъектов РФ; КС РФ; ВС РФ; ВАС РФ по вопросам их ведения.
2) Рассмотрение и обсуждение: Если принят в 1ом чтении, то законопроект отправляется обратно в комитет, где проходит основная работа с ним, разрабатываются поправки к этому законопроекту. Между 1 и 2 чтеньями осущ-ся основная самая сложная деятельность. За 15 дней до вынесения вопроса на пленарное заседание ГД законопроект рассылается Президенту, депутатам.
После этого вопрос выносится на 2 чтение. - выносится решение о принятии во 2ом чтении. Если не принят, то законопроект возвращается на доработку в ГД. Затем процедура повторяется и еще раз рассматривается во 2 чтении. Если же еще раз не был принят, то он снимается с рассмотрения. Если принят во 2 чтении, то законопроект отправляется в спец. комитет для приведения всего текста в логический, связанный вид. 3е чтение (не допускается внесение каких-либо поправок; если принят в 3ем чтении, то на этом заканчивается данный этап)
3) Принятие и утверждение. ГД – принимает. СФ – одобряет (2 способа одобрения: простым большинством от общего числа (>1/2); в теч. 14 дней не был рассмотрен СФ.+!ст. 106 – на них не распространяется возможность одобрения 2ым способом (молчаливым)). Президент – подписывает.
Если СФ сразу не одобрил законопроект, то он направляется в ГД с письмом о предложении создать согласительную комиссию. ГД может:- либо согласиться, создать согласительную комиссию и внести поправки, затем направить опять в СФ; либо 2/3 голосов преодолеть СФ и направить законопроект Президенту.
Президент обладает правом «отлагательного вета» (пр.не одобрить). Вето м.б. преодолено. Если Президент считает, что закон не м.б. принят, то он со своим заключением отправляет его в палаты Парламента. Палаты парламента: - либо соглашаются с президентом и дорабатывают закон; - либо настаивают на предыдущей редакции закона и повторно проголосовав (2/3 голосов) настоять на сохранении первоначальной редакции. Тогда в течении 7 дней должен быть подписан Президентом. Но это уже не такое подписание как в первом случае, а всего лишь промульгация (не как участник законодательного процесса, а как глава государства, ответственный за опубликование законов в стране).
Промульгация – направление принятого закона на опубликование.