Структура государственного аппарата. Понятие, признаки и классификация органов государства.

Структура – внутреннее строение, порядок распределения составляющих его звеньев, их соотношение

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации - это такие подразделения гос аппарата которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения - это такие подразделения гос ап, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия - это такие подразделения гос ап, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в гос ап. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. Механизм государства и его структура не остаются.

Гос.органы — организованна группа людей, действующая в соответствующей сфере, в рамках своей компетенции и участвующая в реализации определенных гос функций. (ЗВЕНО ГОС АППАРАТА, УЧАСТВУЮЩЕЕЕ В ОСУЩ ОПРЕД-Х ФУНКЦИЙ ГОС-ВА И НАДЕЛЕННОЕ В ЭТОЙ СВЯЗИ ВЛАСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ)

Признаки:

1) представляет собой самостоятельный элемент аппарата государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом";

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

5) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа;

6) осуществляет свою компетенцию тремя способами: принятием нормативных актов (предписаний общего характера); принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); конкретно-организационной деятельностью;

7) состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;

8) имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

11) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности). Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих Должностные лица – представители государственной власти осуществляют государственную власть в форме судебного, административного усмотрения.

Критерии классификации государственных органов:

1)по порядку образования:

-избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации);

-формируемые другими гос-ми органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

2)по форме реализации государственной деятельности:

-законодательные (представительные). Законодательные органы (Фед Собр РФ, Саратовская областная дума и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему. Соотношение между ними такое – всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным);

-исполнительно-распорядительные (Правительство РФ, министерства, гос-е комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов;

-судебные (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юр-х лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина,

-контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;

3)по принципу разделения властей:

-законодательные;

-исполнительные;

-судебные;

4)по иерархии:

-центральные;

-республиканские;

-местные;

5)по характеру подчиненности:

-органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.)

-органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, гос-е банки и т.д.); вертикаль - это подчинение всех управленческих структур и ветвей власти - одному высшему органу.
горизонталь это демократическое управление государством тремя независимыми ветвями власти- Законодательной - парламент, исполнительной- президент, премьер-министр, судебной- суды всех инстанций.

принцип гос. управления, заключающийся в том, что орган гос. управления одновременно подчинен органу власти, его образовавшему (подчинение по горизонтали), и вышестоящему одноименному органу гос. управления (подчинение по вертикали).

6)по срокам полномочий

-постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд);

-временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

7)по порядку осуществления компетенции:

коллегиальные; единоначальные; Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т.д.).

8)по правовым формам деятельности:

правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

9)по характеру компетенции:

-органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство);

-органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Наши рекомендации