Общая характеристика теорий происхождения государства.
Теория общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроций, Б. Спиноза, А.Н. Радищев, П.И. Пестель). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не существовало государства и права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Руссо) или «войны против всех» (Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его право на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого положения люди объединились и заключили между собой договори о том, что часть своих прав (Локк) или все права (Гоббс), присущие им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, будет эти права защищать. Если власть нарушила условия договора, то народ получает право на ее свержение.
Теологическая теория (Августин, Фома Аквинский, Ж. Маритен). Это учение считается одним из самых древних. Возникло оно одновременно с первыми гос-ми на основе религиозно-мифологических представлений их божественного происхождения. Согласно этой теории государство является результатом проявления божественной воли и практическим воплощением власти Бога на земле. Любая светская власть является производной от власти духовной, т.е. церкви. Особенность: ее представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения гос-а, осн задачу они видели в обосновании гос-й власти.
Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский). Возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом. Необходимость теории в том, чтобы показать, что власть монарха, какой бы она ни была, является священной, так же как власть отца. Данная теория обосновывает законность власти абсолютной монархии (получение власти от бога, затем передача ее своему сыну патриарху, а затем уже своим потомкам). Являясь внешне привлекательной данная теория вряд ли может быть признана научной.
Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Сторонники данной теории утверждали, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мнению Гумпловича, заложены основы появления государства. После завоевания создаются классы и сословия. Гос-во более необходимо слабым племенам, чтобы защищаться от сильных. Являясь инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, гос-во становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других, более сильных племен. При дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория подтверждается конкретными истор-ми фактами (германские племена завоевав часть римской империи превратили ее в германское государство). В то же время данную теорию нельзя считать универсальной, т.к. не все государства возникли в результате акта насилия, не на любом этапе акт насилия приводил к возникновению государства. Победа одним первобытным стадом другого не приводила и не могла привести в тот период времени к возникновению государства. Для этого должны сформироваться соответствующие условия.
Психологическая теория (Цицерон, Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, З. Фрейд). Данная теория объясняет возникновение государства свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Цицерон полагал, что гос-во есть достояние народа. Народ – соединение многих людей, связанных между собой в вопросах права и общности интересов. По мнению Коркунова государство возникает в результате осознания массой своей зависимости от власти. Петражицкий считал, что в основе государства и права лежат правовые переживания людей, психологические закономерности развития человека. Те или иные свойства психики человека, безусловно, оказывают влияние на возникновение, развитие и функционирование государства и права, но они не являются решающими в вопросах происхождения Г и П.
Органическая теория (Г. Спенсер, И. Блюнчли, Вормс). Эта теория возникла в XIX веке в связи с успехами естествознания. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низших форм к высшим. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечение жизнедеятельности), а господствующие классы - внешние (оборона, завоевание соседних государств). Несмотря на действительно существующие сходства между органической и общественной жизнью, данная теория не может быть признана научной. Биологические законы необходимо учитывать при изучении общества, государства и права, но их нельзя абсолютизировать.
Классовая теория. Данная теория наиболее логически завершённую форму получила в XIX – XX вв. Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.
Достоинства:
1. в связи с тем что представители данной теории право понимали как закон (т.е. как формально определённый нормативный акт), они выделяли чёткие критерии правомерного и противоправного;
2. показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
3. обратили внимание на тесную связь права с гос- вом, кот. устанавливает и обеспечивает его.
Слабые стороны:
1. преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;
2. слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.
Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности
Понятие и признаки современного государства. Содержание государства.
Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою политико-правовую власть на всю территорию страны и ее населения, обладая аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:
1) Наличие территории, на которую власть распространяется. Территория:
– часть земной поверхности, которая находится под юрисдикцией государства;
– пространственная сфера, на законных основаниях принадлежащая государству.
Представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов и в первую очередь естественных богатств являющиеся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т.д.).
Территория гос-ва включает: Сушу, Недра, Воздушное пространство, Водное пространство.
Фактическая территория – это пространственная сфера в пределах определенных гос-ми границами.
Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства, складывается из фактической территории, а также территорий с «особым правовым режимом» - участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие правил установленных в международно-правовых актах. В качестве подобных территориальных образований могут рассматриваться «зоны экстерриториальности», а также оккупированные территории, посольства, консульства, суда.
2)территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);
3) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, тюрьмы и другие учреждения);
4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
5) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
6)монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
7) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
9) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
10) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
11)суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
Верховенство государственной власти означает:
а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;
б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;
в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);
г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека;
Существует также Народный суверенитет – исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.
Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.
12) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.
Вывод: единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее населения, обладает аппаратом управления и создает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом, как внутренним, так и внешним.