Понятие и признаки договора комиссии
Договор комиссии в настоящее время во всех развитых правовых системах носит характер предпринимательского договора, активно применяется как в международной, так и внутренней торговле. В современной Республике Беларусь сфера применения договора комиссии распространяется на большинство отраслей экономики, в частности, оптовую внутреннюю и внешнюю торговлю, биржевую торговлю товарами и ценными бумагами, сферу перевозок, оказания услуг, деятельность туристических агентств и т.п. Институт комиссии способствует эффективному разделению труда, позволяя производителям товаров, работ и услуг сосредоточиться на производстве.
Использование комиссионной формы торговли ведет к значительному снижению издержек, связанных с производством и реализацией собственной продукции, поскольку производители избавляются от необходимости содержать собственный сбытовой аппарат, осуществлять масштабные и дорогостоящие маркетинговые исследования, переложив решение большей части вопросов, связанных с продвижением своего товара на рынке, на профессиональных комиссионеров [14, с. 3].
Комиссионная торговля представляет собой посредническую деятельность по оказанию различного рода нематериальных услуг. Конструкция договора комиссии обычно используется в силу двух причин. Во-первых, заключение сделок с такими объектами, как квартира, автомобиль и др. требует наличия определенных знаний, навыков, позволяющих получить наибольшую выгоду и не оказаться обманутым предприимчивым контрагентом. Во-вторых, применение договора комиссии позволяет комитенту не только лично не принимать участие в сделке, но и остаться в тени, т.е. неизвестным противоположной стороне, поскольку комиссионер действует от своего имени. Поэтому договор комиссии широко используется как для удовлетворения интересов граждан, так и в предпринимательской деятельности, особенно в сфере торговли [4, с. 259].
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 880 ГК) [1].
В переводе с латинского «комиссия» (commissio) означает «поручение». Оно производно от «committo» (соединяю, устраиваю, поручаю), что достаточно верно отражает суть отношений, складывающихся между сторонами этого вида договора. Из теории гражданского права известно, что данный договор является посреднической сделкой, в соответствии с которой посредник обязуется по поручению некоего доверителя заключать разного рода сделки. Договор комиссии относится к числу договоров по оказанию нематериальных посреднических услуг, главным образом при осуществлении торговых операций [15, с. 12].
Осуществление договора комиссии регулируется главой 51 «Комиссия» ГК [1] и иными актами законодательства.
Выделяя признаки договора комиссии, следует указать, что рассматриваемый договор, во-первых, двусторонний. Сторона, совершающая сделку (сделки), называется комиссионером, а сторона, в пользу которой совершается сделка, называется комитентом. Ими могут быть как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица) (например, гражданин-комитент сдает вещь для ее реализации магазином-комиссионером или предприятие (организация)-комитент сдает на комиссию излишнее и неиспользуемое имущество, уцененные товары и т.д.). Однако следует отметить, что гражданин может быть комиссионером, если это не противоречит закону. Что касается лиц, с которыми комиссионер заключает сделки в процессе исполнения договора комиссии, они именуются третьими лицами [3, с. 453].
Во-вторых, исследуемый договор возмездный. Это связано с тем, что комиссионер в любом случае имеет право на оплату за исполненное, и даже тогда, когда о вознаграждении в договоре не упоминается. Оплата в таких случаях производится по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги (п. 3 ст. 394 ГК) [1].
В-третьих, договор комиссии консенсуальный. Права и обязанности сторон по такому договору возникают с момента соглашения сторон.
Рассматривая договор комиссии, также следует указать, что договор комиссии относится к самым распространенным гражданско-правовым соглашениям, заключаемым при осуществлении предпринимательской деятельности. Он представляет собой один из способов включения посредника в отношения сторон, между которыми происходит товарообмен, в связи с чем возросший интерес к этому виду договоров вполне оправдан. Существует ряд обстоятельств, влияние которых определяет обращение сторон именно к комиссионной модели договорных отношений. В числе этих обстоятельств можно назвать:
1) наибольшую осведомленность комиссионера с условиями деятельности на том рынке, куда выходит комитент с помощью комиссионера;
2) доверие, которое оказывают комиссионеру участники гражданского оборота и на которое не может рассчитывать незнакомый на данном рынке комитент;
3) желание комитента сохранить свое имя в тайне для будущих покупателей товара и некоторые другие обстоятельства [15, с. 13].