И управление социально-культурной сферой
Глава 31. Управление образованием .......................... 484
§ 1. Организационно-правовые формы
управления образованием ............................... 484
§ 2. Учреждения образования ............................... 492
§ 3. Органы местного самоуправления и образование .......... 497
§ 4, Государственный контроль деятельности
образовательных учреждений ........................... 497
Глава 32. Управление здравоохранением ..................... 499
§ 1. Организационно-правовые формы управления
здравоохранением ...................................... 499
§ 2. Учреждения здравоохранения ........................... 505
§ 3. Местное самоуправление и здравоохранение ............. 508
§ 4. Санитарно-эпидемиологический надзор .................. 509
Глава 33. Управление наукой ................................ 514
§ 1. Организационно-правовые формы управления наукой ..... 514 § 2. Организация науки. Научные учреждения и сообщества ... 517
Глава 34. Управление культурой ............................ 522
§ 1. Организационно-правовые формы управления
культурой ............................................. 522
§ 2. Местное самоуправление и культура .................... 528
Глава 35. Управление в области социальной защиты граждан . . . 529
§ 1. Организационно-правовые формы управления
в области социальной защиты граждан ................... 529
Раздел X. Административное право
и управление административно-политической сферой ............. 537
Глава 36. Управление обороной .............................. 537
§ 1. Организационно-правовые формы управления обороной . . . 537
§ 2. Органы местного самоуправления и управление обороной .................................... § 3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации ...................... § 4. Военная служба ............................ |
....... 541
Глава 37. Управление безопасностью
§ 1. Организационно-правовые формы управления
безопасностью ......................................... 546
§ 2. Государственная граница, ее защита и охрана ............ 550
Глава 38. Управление внутренними делами
§ 1. Организационно-правовые формы управления
внутренними делами ...............................
§ 2. Органы местного самоуправления и управления
в области внутренних дел ...........................
§ 3. Служба в органах внутренних дел ...................
§ 4. Милиция ..........................................
§ 5. Государственный надзор
за безопасностью дорожного движения ................... 568
§ 6. Государственный пожарный надзор ..................
§ 7. Паспортная система .................................
§ 8. Внутренние войска ................................
Глава 39. Управление иностранными делами
§ 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами ......................
XII |
Содержание |
§ 2. Органы Министерства иностранных дел
Российской Федерации за рубежом ...................... 581
§ 3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации ...................... 583
Глава 40. Управление юстицией ............................. 587
§ 1. Организационно-правовые формы управления юстицией . . . 587 § 2. Регистрация актов гражданского состояния .............. 589
§ 3. Организация нотариальной службы ...................... 590
§ 4. Адвокатура ........................................... 594
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СУЩНОСТЬ
И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
РАЗДЕЛ I
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Государственное управление
Административное право как отрасль правовой системы Российской Федерации объективно связано с социальным явлением, получившим в Древнем Риме обозначение латинским термином "administratio", что означает руководство, управление.
Государственное управление — разновидность социального управления, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.).
Термин "государственное управление" широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
Конституция РФ 1993 г. отказалась от этого термина. Вместо него в оборот введен новый термин — "исполнительная власть".
Объясняется это конституционным провозглашением принципа разделения властей. Так, в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
В связи с этим представляет интерес соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое содержание вкладывалось в понятие государственного управления до 80-х гг.
Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определялись следующими характеристиками:
4 Раздел I. Административное право в правовой системе РФ
а) государственное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
б) государственное управление — деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);
в) государственное управление — прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления',
г) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства была обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;
д) государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона"; она вторична по отношению к законодательной деятельности.
Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых: вертикальность (субординацион-ность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных органов; реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке; предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением); включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий) и т. п.
В таком понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти, являющегося основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти, то есть Советов различных уровней. В своих основных организационных проявлениях эти органы были "привязаны" прямо или опосредованно к системе Советов народных депутатов.
Глава 1. Государственное управление, исполнительная власть 5
Изложенное позволяет обратить внимание еще на два принципиальных обстоятельства. Прежде всего — государственное управление и осуществляющие его функции государственные органы есть составная часть единого механизма государственной власти.
Второе обстоятельство связано с тем, что при характеристике государственного управления акцентируется его исполнительное назначение. В связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительством?
Суть данной проблемы заключена в следующем. Управление различными сторонами государственной и общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства. В этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например, законов), а в их реализации, то есть в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований. А это и есть процесс исполнения. Конечно, и сам законодатель осуществляет те или иные действия, обеспечивающие исполнение принятых им законов. Но он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, учитывая многообразие общественных отношений, нуждающихся в упорядочивающем, то есть постоянном управляющем воздействии. Вообще недопустимо законодателю самому исполнять законы. Поэтому и возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое воздействие в исполнительно-распорядительном варианте. Значит, исполнение — это, в рассматриваемом аспекте, и есть, по существу, непосредственная государственно-управленческая деятельность, то есть управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы. При этом не имеет принципиального значения, кто является субъектом принятия соответствующего решения — законодательный либо исполнительно-распорядительный орган (исполнение закона либо подзаконного нормативного акта).
Таковы наиболее емкие черты, свойственные государственному управлению как разновидности социального управления.