Обеспечение правил пребывания в России иностранных граждан
Выезд и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. (с изм. на 10 января 2003 г.).
В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.
Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Существует два порядка въезда в Россию: визовый и безвизовый. По визам в Российскую Федерацию приезжают граждане (подданные) различных государств по служебным, частным делам и по другим вопросам. Визы иностранные граждане получают в соответствующих представительствах Российской Федерации за границей - посольствах или консульствах.
Визы по своему назначению подразделяются на: въездные и выездные, дипломатические, консульские, служебныетранзитные, туристские (договор) и обыкновенные.
Безвизовый порядок въезда и выезда из Российской Федерации установлен в соответствии с международными соглашениями между Россией и другими странами. Такой порядок въезда и выезда из Российской Федерации осуществляется на основании национального паспорта и свидетельства о приглашении.
Безвизовым правом въезда в Российскую Федерацию пользуются также: моряки иностранных судов, транзитные пассажиры воздушных судов и граждане государств, с которыми Россия имеет международный договор.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранному гражданину может бытьне разрешен въезд в Россию, если он:
1) при обращении за российской визой не смог подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации;
2) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушил правила ее пересечения, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения;
3) сообщил о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения.
Кроме того, иностранным гражданам не разрешается въезд в Российскую Федерацию в случаях, если:
1) это необходимо в целях обеспечения безопасности государства;
2) в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены за совершение тяжкого преступления либо были выдворены за пределы России - в течение пяти лет после отбытия наказания или одного года со дня выдворения;
3) они не представили документы, необходимые для получения визы - до их представления;
4) они не представили сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции - до представления такого сертификата.
Статья 28 предусматривает, что выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:
1) в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
2) осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
4) не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств.
На органы внутренних дел возлагаются следующие функции по обеспечению соблюдения иностранными гражданами правил пребывания:
- регистрация национальных документов иностранных граждан, выдача некоторым категориям из них видов на жительство;
- регистрация по месту пребывания или жительства и их учет;
- продление сроков пребывания на территории России;
- надзор за соблюдением правил проживания и передвижения;
- розыск иностранных граждан, пропавших без вести или уклоняющихся от регистрации;
- надзор за автотуристами;
- выдача виз на выезд из Российской Федерации;
- оформление материалов о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из него;
- применение к иностранным гражданам мер государственного принуждения за совершенные правонарушения.
Рассмотрим некоторые функции более подробно.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, прибывший в указанный в визе или приглашении пункт пересечения Государственной границы в Россию обязан в течение 72 часов зарегистрировать свой национальный паспорт в паспортно-визовом аппарате органа внутренних дел. Регистрация оформляется проставлением специального штампа в визе или в приглашении, а если гражданин прибыл на срок свыше 6 месяцев - в национальном паспорте. Дипломатические консульские представители регистрируют свои документы и в МИД Российской Федерации и в его дипломатических агентствах в других городах.
Подтверждением регистрации является:
а) для иностранных граждан, зарегистрированных в МИД Российской Федерации - наличие дипломатической, консульской или служебной карточки;
б) для остальных иностранных граждан - наличие штампа о регистрации в визе, приглашении или в национальном паспорте.
Иностранные граждане, прибывшие на постоянное место жительства, обязаны получить вид на жительство в органе внутренних дел. Он выдается сроком на пять лет, и он может быть продлен до четырех раз в такие же сроки, после чего выдается новый вид на жительство.
В течение 72 часов одновременно с регистрацией национального паспорта (и получением вида на жительство) иностранный гражданин должен быть зарегистрирован по месту пребывания или по месту жительства. Регистрация по месту пребывания осуществляется на срок до 3 месяцев. При этом если иностранный гражданин прибыл по частным делам, он обязан явиться в орган внутренних дел и после регистрации ему выдается свидетельство об этом. Что касается иностранных граждан, прибывших на учебу, работу, по служебным, общественным и торговым делам, их регистрацию по месту пребывания или жительства оформляют соответствующие министерства, ведомства и организации, принимающие этих лиц.
Учет иностранных граждан и лиц без гражданства - следующая функция органов внутренних дел. В МВД, ГУВД, УВД осуществляются следующие виды учетов:
1) алфавитно-справочная картотека на иностранцев и лиц без гражданства путем заполнения карточек;
2) картотека на фактически проживающих иностранных граждан, (по гражданству);
3) срочная картотека, создаваемая для контроля за соблюдением сроков пребывания, выезда или продления срока действия видов на жительство.
Кроме того, ведутся учеты на:
- осужденных иностранцев;
- нарушителей правил пребывания и транзитного проезда;
- сделавших вынужденную остановку при транзите.
В горрайорганах внутренних дел учет иностранных граждан ведется по учетным карточкам, адресным листкам прибытия или по специальным книгам, а участковые инспектора милиции ведут списочный учет в паспорте на административный участок.
Важной функцией органов внутренних дел является осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в Российской Федерации. Органы внутренних дел обязаны контролировать, чтобы эти лица имели документы, подтверждающие регистрацию национальных паспортов и регистрацию по месту пребывания или месту жительства, а постоянно проживающие - виды на жительство. Эта контрольная функция осуществляется сотрудниками паспортно-визовой службы и участковыми инспекторами милиции, которые обязаны:
- знать места пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, сроки действия виз и приглашений, видов на жительство;
- систематически, не реже одного раза в квартал, проверять фактическое проживание (пребывание) этих лиц по тем адресам, где они зарегистрированы и о результатах проверки докладывать начальнику органа внутренних дел или его заместителю по милиции общественной безопасности;
- за месяц до истечения срока действия видов на жительство предупреждать иностранных граждан о необходимости представления их в орган внутренних дел для продления сроков их действия или замены и за 10 дней до истечения срока проверить обратился ли иностранец в паспортно-визовую службу.
Если до истечения срока действия документов осталось пять дней и иностранец не прибыл в орган внутренних дел, участковый инспектор милиции обязан выяснить причину неявки и в случае необходимости принять соответствующие меры. Одной из уважительных причин является болезнь. В этом случае продление срока действия документов осуществляется по выздоровлению этого лица.
При окончании срока пребывания и выезде из России паспортно-визовые аппараты снимают с регистрационного учета иностранных граждан. По истечению трех дней после этого участковый инспектор милиции проверяет, выехал ли иностранный гражданин из данного населенного пункта или нет. Если иностранец не выехал, он вызывается в орган внутренних дел, где выясняются причины и, если они не убедительны, составляется протокол о нарушении правил пребывания в Российской Федерации. В этом случае начальник органа внутренних дел вправе привлечь виновного к административной ответственности и наложить взыскание в виде предупреждения или штрафа. Такие же полномочия имеют и заместители начальника органа внутренних дел.
Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (Статья 2.6. КоАП РФ)
Статус иностранных граждан определяется Законом СССР от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" и Правилами пребывания иностранных граждан в СССР, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г.; федеральными законами О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации от 25 июля 2002 г.; О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 15 августа 1996 г.; О беженцах Закон РФ от 28 июня 1997 г.; О вынужденных переселенцах ФЗ от 20 декабря 1995 г. и О Государственной границе Российской Федерации. Закон РФ от 1 апреля 1993 г.
Иностранцы, находящиеся на территории Российской Федерации на законных основаниях, за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, несут ответственность на общих основаниях. Однако в КоАП имеются статьи, по которым субъектом правонарушения может быть только иностранец (см. ст. 18.8 "Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации", ст. 18.11 "Нарушение иммиграционных правил"). Кроме того, в п. 7 ст. 3.2 установлено административное наказание, применяемое только к иностранным гражданам и лицам без гражданства, - административное выдворение за пределы Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 18.1 "Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации", ч. 2 ст. 18.4 "Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации").
2. Согласно ч. 2 ст. 2.6 за административные правонарушения, совершенные на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях. КоАП предусматривает шесть составов таких правонарушений. Статус континентального шельфа и исключительной экономической зоны определен федеральными законами от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации" и от 17 декабря 1998 г. "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
3. В ч. З данной статьи закреплено положение, согласно которому не подлежат административной ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ административное правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от административной юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об административной ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.
Согласно данной статье иммунитет от административной юрисдикции распространяется только на физических лиц, а иностранные юридические лица несут административную ответственность на общих основаниях.
Иностранный гражданин вправе обжаловать решение о его административном наказании, выдворении из Российской Федерации и сокращении срока пребывания в Российской Федерации в порядке и на основании, предусмотренных Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Заключение
В лекции рассмотрены вопросы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Конституция РФ, придерживаясь норм международного права, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства к российским гражданам в области осуществления их прав и обязанностей, за некоторым исключением.
Законы Российской Федерации “О беженцах” и “О вынужденных переселенцах” определяют понятия беженца и вынужденного переселенца, устанавливают порядок обращения с ходатайством о признании за ними такого статуса. Они определяют порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем, его права и обязанности в таком качестве.
Изучена также возможность получения политического убежища в России. Право политического убежища означает, что иностранный гражданин или лицо без гражданства может прибыть в нашу страну, и не будет выдан другому государству. Российская Федерация определяет условия предоставления политического убежища в соответствии с нормами международного права и Федеральными законами. Знание законодательства в этой области поможет правильно решать практические вопросы в этой непростой сфере деятельности.