Понятие и конституционные принципы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

Предметом конституционного права являются не все права, свободы и обязанности, которыми обладает человек, а только основные из них, или фундаментальные.

В более общем виде основные права и свободы - это закрепленные в Конституции Российской Федерации возможности совершать те или иные действия, избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Основные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды и меры общественно необходимого поведения граждан.

Основные права, свободы и обязанности являются таковыми не только по форме, будучи закрепленными в Конституции РФ, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных прав, свобод и обязанностей.

Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что перечень не является исчерпывающим, т.е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы.

В Конституции РФ по этому поводу в ч. 1 ст. 55 говорится: “Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина”. Ясно, что если бы эти “другие”, да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия Конституции.

В то же время Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т.е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т.е. открывает ему возможность для любых законных действий.

Правовой статус человека и гражданина определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

- права и свободы человека и гражданина – высшая ценность (ст. 2 Конституции Российской Федерации);

- всеобщность и неотчуждаемость;

- равенство (ст. 19);

- непосредственное действие (ст. 15, 18);

- гарантированность, защищенность государством (ст. 45, 46, 48, 49, 51 – 53).

Все эти конституционные принципы прав и свобод определяют основные направления политики российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются базисом его право­вого статуса.

В Конституции РФ декларируется, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Речь идет о том, что основные права не дарованы государст­вом, а сам факт рождения человека наделяет его правами.

Принцип неотчуждаемости имеет двоякое значение. С одной сто­роны, государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы, с другой стороны, сам чело­век не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права.

Такой отказ от пользования своими правами является юридически недействительным.

Равенство.Конституционному праву известны два сходных поня­тия равенство и равноправие. Первое означает одинаковое юридическое положение граждан (и не граждан) перед зако­ном, т. е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Второе - совпадение объема только прав (в Конституции это понятие выражено также термином "ра­венство прав и свобод") Но оба эти понятия употребляются как синонимы для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека. Содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым основаниям.

Конституционное право правового государства обеспе­чивает только юридическое, т. е. формальное, равенство между людьми. В неко­торых демократических странах конституции закрепляют социальное равенство, которое призвано смягчить факти­ческое неравенство между людьми путем перераспределе­ния доходов и развития государственных институтов социальной помощи. Но в российской Конституции эта цель не закреплена, можно только предположить, что она входит в понятие социального государства.

Принцип равенства и рав­ноправия закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Прежде всего, устанавливается, что "все равны перед законом и судом". Следовательно, не должны приниматься законы, которые, определяя права и обязанности, подходили бы к различным людям или группам населения с различной меркой. Смысл формального равенства состоит в предоставлении всем рав­ных стартовых возможностей, реализация которых зависит от таланта, разума и предприимчивости каждого человека. Закон не может без риска уничтожения свободы человека регулировать эти человеческие качества, попытка привести их к "средней" величине неминуемо ведет к торможению общественной активности людей, утрате энергии самых силь­ных и общественно полезных личностей.

Важно равенство людей и перед судом. Здесь не имеет значения правовой статус человека - все, т. е. каждый человек, как граждане, так и неграждане, а также иностранцы предстают перед судом в равном статусе, полу­чая одинаковую защиту своих законных прав и неся одина­ковую меру ответственности.

Закрепляя равноправие, Конституция устанавливает независимость этого состояния от каких-либо обстоятельств. По существу, это запрет дискриминации человека по соображениям пола, расы, национальности, языка, происхож­дения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других об­стоятельств. В этом наборе обстоятельств, отнюдь не исчер­пывающем ("и других обстоятельств"), особенно важен зап­рет дискриминации по соображениям расы, национальности и языка, поскольку Россия является многонациональной стра­ной с пока еще напряженными межнациональными отноше­ниями.

Российскому государству пришлось восстанавливать пра­ва и свободы больших групп людей, необоснованно постра­давших в годы сталинизма. Часть репрессированных были реабилитированы в 60-х годах, но полностью это удалось осуществить в годы перестройки.

В 1991 г. был принят Закон о реабилитации жертв политических репрессий, целью которого является реабилитация всех жертв политических репрессий, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспе­чение посильной компенсации материального и морального ущерба.

В 1996 г. был принят Федеральный закон, который внес дополнения и изменения в Закон о реабилитации жертв по­литических репрессий, расширил гарантии граждан, кото­рые, будучи детьми, находились вместе с родителями в мес­тах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Указом Президента РФ от 16 сентября 1995 г. предусмотрены меры по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов в соответствии с Законом РСФСР "О реабилитации репрессированных народов".

В нем, обращается внимание на необходимость обеспечения прав этих народов и соблюдение прав и свобод граждан, про­живающих в настоящее время на территориях репрессированных народов. В развитие указанного Закона Президентом РФ издан Указ от 6 июня 1996 г. "О дополнительных мерах по обеспечению реабилитации российских немцев". Указом Пре­зидента РФ от 18 июня 1996 г. "О крестьянских восстаниях 1918-1922 годов" признаны неправомерными политические репрессии в отно­шении крестьян - участников восстаний этого периода.

Все эти акты являются практической реализацией кон­ституционной нормы о гарантиях для лиц, потерпевших от злоупотребления властью. Одновременно они восстанавли­вают историческую справедливость и законные права граж­дан, репрессированных в годы беззаконий.

Равноправие и запрет дискриминации не означают, что право вообще не может устанавливать привилегий и льгот. Льготы, например, необходимы для участников военных действий, многодетных матерей, лиц, совмещающих учебу с работой, и др. Но это узаконенные льготы, выража­ющие признанные обществом стандарты социальной спра­ведливости.

Конституция России отдельно решает вопрос о равен­стве прав и свобод мужчины и женщины, специально под­черкивая необходимость равных возможностей для реализа­ции этих прав и свобод. В данном случае нельзя сводить вопрос к формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представители феминистского движения на Западе, считающие, что льготы якобы унижают женщин и способствуют сохранению неравенства с мужчинами. На самом деле, учитывая высокое социальное значение мате­ринства и роль женщины в поддержании семьи, общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реа­лизации их прав.

В развитие данного конституционного права Президен­том РФ был издан Указ "О повышении роли женщин в систе­ме федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 30 июня 1996 г.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это означает, что независимо от существования законодательных актов, конкретизирующих эти права, органы, пред­ставляющие различные ветви власти, обязаны их соблюдать.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина предусмотренная прежде всего ст. 2 Конституции РФ и др., состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты, что входит в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Наши рекомендации