Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
Человек, как социальное существо, находясь в каком-либо коллективе или среди других членов общества, занимает определенное положение, называемое социальным (общественным) статусом. Это сугубо индивидуальное положение человека, которое юридическими нормами не устанавливается, так как социальный статус - категория не правовая и определяется (но не закрепляется) всеми видами социальных норм - обычаями, традициями, нормами общественных объединений, и морали. Социальный статус обусловлен главным образом субъективными качествами лица (отношением к праву, морали, трудовой деятельности, политической активностью, характером взаимосвязи с другими членами общества), то есть личностными характеристиками. Поэтому социальный (общественный) статус личности есть ее реальное положение в структуре общественных отношений.
Положение личности в обществе, урегулированное нормами всех отраслей права, в том числе конституционного, называется ее конституционно-правовым статусом. Это прежде всего права, свободы, обязанности и законные интересы личности, меры ее ответственности перед обществом и государством, а также перед другими личностями. Таким образом, между личностью и обществом существует двусторонняя правовая связь, характеризующаяся взаимными правами и ответственностью.
В лекции мы рассмотрим конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы статуса личности, отражающие наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе, государстве и принципы их взаимоотношений.
Концепция прав человека в конституционном
Законодательстве России
Закрепление основ правового статуса личности в Конституции Российской Федерации 1993г. базируется на принципиально новой концепции прав человека, по сравнению с той, которая получала отражение в предшествующих союзных и российских Конституциях советского периода. Отказ от постулатов, воплощаемых в прежних Конституциях, переход на новые принципы первоначально был ознаменован принятием Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. «Декларации прав и свобод человека», а затем Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. «Декларации прав и свобод человека и гражданина». Это повлекло за собой полное обновление редакции раздела Конституции Российской Федерации 1978 г. «Государство и личность» и положило начало приведению конституционного законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, отказу в этой сфере от принципов, присущих тоталитарному государству. Конституция Российской Федерации 1993г. закрепляет новые исходные начала утверждающейся в России концепции прав человека и гражданина. Изменения коснулись всех основных ее аспектов.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, последующее конституционное законодательство России и новая Конституция ознаменовали отказ отклассового подхода в закреплении правового статуса личности. Этот принцип был важнейшим в реализации социалистической доктрины в советском государстве. Особенно яркое отражение он получил в первой Российской Конституции 1918 г.
Все провозглашаемые в ней права и свободы закреплялись только за трудящимися, т. е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалась лишение их прав, которыми они пользуются и беспощадное подавление. Эта норма воспроизводилась и в Конституции России 1925 г. В последующих Конституциях, как Союза ССР, так и России, провозглашавших поэтапно сначала «построение основ социализма», затем «развитого социалистического общества» формы проявления классового подхода к правам личности трансформировались, но сущность его осталась прежней. В этих конституциях уже не предусматривалось лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам. Вместе с тем, использование прав и свобод в политической области допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», затем, «в соответствии с целями коммунистического строительства».
По Конституции РСФСР 1978г. в начальной редакции даже свобода научного, технического и художественного творчества гарантировалась гражданам в соответствии с «целями коммунистического строительства» (ст. 45). Эти положения Конституции свидетельствовали о том, что за гражданами признавалась возможность реализовать свои права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Критика существующего строя являлась преступлением перед государством.
Классово-идеологический подход к правам человека приводил к подавлению личности, нарушению ее свободы, означал принудительное навязывание человеку социалистических ценностей, не признавал элементарного права человека на свободу мысли.
На практике это привело к физическому уничтожению огромного числа граждан, объявленных «врагами народа». Классово-идеологический критерий не применим в демократическом, правовом государстве. В Конституции Российской Федерации 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя признано идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Признается и политическое многообразие. В соответствии с этим Конституция не увязывает права и свободы человека и гражданина с его социальным статусом, приверженностью к тем или иным идеологическим ценностям и политическим взглядам. Конституция признает и защищает право каждого человека не только иметь такие взгляды, но и пропагандировать их, беспрепятственно действовать в соответствии со своими убеждениями.
В основу новой концепции прав человека положен иной подход к субъекту правового статуса личности. Это получило свое выражение, прежде всего, в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория «права человека».
В социалистической доктрине человек, его права не признавались в правовом, политическом аспектах как значимые категории. Понятие «человек» не выходило за рамки его биологического содержания, заменялось социально-классовыми понятиями «трудящиеся», «эксплуататоры», затем «граждане». Первый шаг к выходу за рамки этих понятий сделала Конституция СССР 1977 г. и соответственно Конституция РСФСР 1978 г., озаглавившие вторые разделы понятием «Государство и личность». Однако в них по-прежнему фиксировались права и свободыграждан.
После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации понятие«права человека» получило и конституционное признание. Понятие «права человека» и «права гражданина» - близки, но не совпадают по своему содержанию. Они отражают различные аспекты статуса личности. Поэтому Конституция, характеризуя этот статус, применяет оба понятия, фиксируя права и свободы человека и гражданина.
Первое из них подчеркивает неотъемлемость прав человеческой личности как таковой, вытекающих, как отмечается во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы.
Второе - исходит из незыблемых прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового. В конкретном перечне прав и свобод эти понятия в значительной части совпадают и не могут рассматриваться изолировано друг от друга. Вместе с тем, они не сливаются, отражая особенности сущностной природы прав и свобод. Эти различия проводятся и в Конституции. Субъекты прав и свобод в различных статьях определяются по-разному. В большинстве статей права и свободы адресуются «каждому», а в некоторых - «гражданину». Последнее относится к тем правам, которые вытекают из принадлежности лица к гражданству данного государства.
Важной чертой современной конституционно закрепленной концепции статуса личности являетсяпризнание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека.
В социалистической концепции центр тяжести переносился на коллективного субъекта. В этом усматривалось преимущество социалистического строя, основанного на принципах коллективизма, перед буржуазным строем.
Характерно в этом плане, что в отличие от предшествующих революций, в ходе которых провозглашались Декларации правчеловека и гражданина, становление «социалистического» государства в России ознаменовалось Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
Принцип коллективности, коллективизма может и должен выступать положительным фактором развития гражданского общества только в том случае, если он не основан на игнорировании индивидуальных прав и свобод каждого человека.
В социалистической теории и практике такое соотношение не обеспечивалось. Сущность коллективизма воспринималась как необходимость безусловного признания всеми социалистических ценностей, полного единства взглядов, неправомерность иных политических позиций, отступающих от господствующей идеологии.
Когда в конституциях этапа «развитого социалистического общества» впервые было применено понятие «народ», это обосновывалось тем, что в социалистическом государстве сложилась новая историческая общность людей - советский народ в результате утверждения полного морально-политического единства всех классов и слоев общества.
По новой концепции прав человека коллективность не трактуется уже как основанная на единомыслии, приверженности одной господствующей идеологии, под ней уже не подразумевается необходимость полного морально-политического единства всех граждан, фактически не достижимого ни в одном демократическом государстве. Люди всегда были, есть и будут разными, а в обществе всегда имеются противоречия.
Основой коллективности в современных условиях должно явиться объединение усилий всех слоев общества по достижению цели создания в России правового, экономически процветающего государства путем формирования легитимного механизма, способного обеспечить условия для согласования интересов различных социальных групп, устранение противоречий, дестабилизирующих общество.
Достижение согласованных государственных решений основывается не на принудительном подавлении политических оппонентов власти, а конституционным путем, через сложные процедуры выработки общего подхода к той или иной проблеме руководства.
Еще одной чертой, качественно отличающей новую концепцию прав человека, является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности. Этот постулат непосредственно вытекал из отмеченных выше исходных позиций, присущих социалистической концепции. Обоснованием такого подхода являлись положения о том, что государство само всеобъемлюще выражает общественные и личные интересы. Вследствие этого, считалось, что у личности, как и общества в целом, не могут быть политические интересы, противоречащие государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии - это воля народа». Если же такие интересы формировались, то в зависимости от формы их выражения, они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства.
Одним из условий обеспечения приоритета государственных интересов являлось глобальное огосударствление общества, всех общественных формирований, которыми было поголовно охвачено советское общество, никогда не имевшее качества гражданского общества.
Исходными началами действующего конституционного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государство уже не рассматривается как ассоциация, охватывающая все общество, как «самая массовая организация трудящихся». Оно уже несет перед гражданами, отдельным человеком определенные обязанности и ответственность.
В Конституции записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Признаниевзаимных прав, обязанностей и ответственности получило законодательное закрепление в Законе о гражданстве Российской Федерации.
Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человекане отчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения(ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).
В советском государстве теория о прирожденных правах человека отрицалась как буржуазная, основанная на идеалистических, а не материалистических представлениях. Вместе с тем, это исходная в области прав человека позиция школы естественного права является общепризнанной. Она отражена во всех международных документах о правах человека.
Советская теория исходила из постулата о том, что права граждан предоставляются им социалистическим государством.
В конституции Российской Федерации 1993 года впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека.
В ней закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частьюее правовой системы. Устанавливается, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
В советском государстве сфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в СССР. На практике не допускались какие-либо действия, связанные с проверкой на территории СССР применения норм международного права, права обращения граждан в международные организации за защитой прав человека, создание каких-либо общественных формирований, ставящих целью защиту этих прав.
Действующая Конституция Российской Федерации признает, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3ст. 46).
Рассмотренные выше основные черты советской и современной концепции прав человека отражались в конституционном оформлении норм, относящихся к статусу личности.
В каждой из конституций оно имело своеобразный характер.
В Конституции 1918 г. нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в качестве особого раздела. Они наряду с нормами иного характера получали отражение как в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе «Общие положения».
Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 г. (в Конституции РСФСР 1937г.). Однако, она являлась одной из последних глав в Конституции (гл. десятая Конституции СССР).
Конституция РСФСР 1978 г. (вслед за Конституцией СССР 1977 г.) внесла существенные изменения в структуру закрепления прав и свобод граждан. В ней был выделен раздел «Государство и личность», состоящий из двух глав «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» и «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». Причем раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах общественного строя и политики, т. е. в начале Конституции.
Было расширено конституционное закрепление основных прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государством и многие другие. Конституция расширила содержание прав, установленных и в прежнем Основном Законе, а также их гарантии, более полно закрепила основные обязанности граждан. Были также включены нормы об основах правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Несмотря на все эти нововведения, основные сущностные черты социалистической концепции прав личности проявлялись и в этой Конституции «развитого социализма».
После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность» был существенно изменен, утвержден полностью в новой редакции. В нем были выделены две главы: «Права и свободы человека и гражданина» (глава пятая) и «Обязанности граждан Российской Федерации». В них получила воплощение новая концепция прав человека.
В Конституции Российской Федерации 1993 г. нормы рассматриваемого института обобщаются в главе второй «Права и свободы человека и гражданина».
Сохраняя в качестве исходных начал принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция, вместе с тем, по сравнению с прежней содержит некоторые новые подходы к правовому оформлению этого института, юридически более точно раскрывает содержание многих прав и свобод. Прежде всего, следует отметить, что исходная для данного института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в первую главу Конституции. Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто о них и в названии главы, как это было в последней редакции прежнего Основного Закона, хотя нормы такого рода в ней содержатся. Данный подход можно объяснить тем, что конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной, самостоятельной функцией Основного Закона. Вместе с тем, нет оснований для вывода о том, что обязанностям граждан Конституция не уделяет внимания. В ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6) и конкретно указаны некоторые важнейшие из них.
Введена статья о допускаемых пределах ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и определен перечень тех, которые не подлежат такому ограничению.
Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения главы второй к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.