Виды источников конституционного права.
1. Конституции. Они являются основным источником конституционного права. Их роль обусловлена различными факторами, характеризующими положение конституций среди других источников конституционного права.
Во-первых, конституции выступают наивысшей формой воплощения государственной воли народа. Они принимаются народом или от имени народа. Конституции устанавливают основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Они касаются сущности и формы государства, механизма государственной власти. Функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, конституции обладают высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органы не должны противоречить конституции.
В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для конституции не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права.
В-четвёртых, нормы конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права; они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений.
Всё сказанное относится к Конституции Российской Федерации и к конституциям республик в составе Российской Федерации. Однако роль последних, во-первых, ограничивается территориальными границами республик, во-вторых, они не должны противоречить федеральной конституции, отражая лишь особенности данной республики.
2. Законы. Они обладают наибольшей после конституции юридической силой и являются самым распространённым источником конституционного права. Конечно, источником конституционного права являются не все законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы.
Понятие “закон” имеет не одинаковое содержание. Конституция Российской Федерации предусматривает принятие: федеральных конституционных и федеральных законов.
Они различаются:
‑ по юридической силе;
‑ по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
‑ по порядку принятия;
‑ по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом Российской Федерации.
Конституционные законы издаются по указанным в Конституции РФ вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем федеральные Законы (ч. 3 ст.76 Конституции РФ).
Примерами могут служить Федеральные конституционные законы: “О Конституционном Суде Российской Федерации” 1994 г.; “О референдуме Российской федерации” 1995 г.; “О судебной системе Российской федерации” 1996г.; “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” 1997 г.; «О чрезвычайном положении» 2000 г. (в ред. От 22.03.2000 г.); «О Государственном гимне РФ» 2000 г. и др.
В федеральных законах содержатся нормы, регулирующие отдельные общественные отношения (например, гражданство, статус депутата, избирательное право и т.д.). Разновидностью федеральных законов являются рамочные законы, в которых содержатся основные принципы регулирования какого-либо вопроса (например, общие принципы местного самоуправления).
Конституция Российской федерации не допускает секретного законодательства. Неопубликованные законы не применяются (ч. 3 ст.15 Конституции РФ).
3. Декларации. В этой правовой форме были приняты важнейшие конституционно-правовые акты: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.; Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.
Эти декларации были приняты высшим законодательным органом страны - Съездом народных депутатов или Верховным Советом России.
Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Ныне эти принципы реализованы в принятой 12 декабря 1993 г. Конституции РФ. Действующая Конституция России не содержит упоминания о праве Федерального собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но, поскольку это не исключено, можно сделать вывод, что и в настоящее время парламент вправе принимать подобного рода акты (в порядке обычной законодательной процедуры).
4. Постановления палат Федерального собрания ‑ парламента российской федерации.
В соответствии со ст. 102 и 103 Конституции России Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесённым к их ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией.
5. Регламенты палат Федерального Собрания, положения о комитетах и комиссиях совета федерации и государственной Думы.
Названные акты содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности парламента и его вспомогательных органов (комитетов и комиссий).
6.Источниками конституционного права могут быть и нормативно-правовые акты, издаваемые главой государства, правительством, министрами и т.д.
Акты главы государства и акты правительства являются в принципе подзаконными, т. е. они издаются на основе и во исполнение законов.
По юридической силе акты главы государства имеют преимущество перед актами правительства. В Российской Федерации Президент издаёт указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ч. 3ст. 90 Конституции РФ). Вместе с тем Президент РФ может издавать указы и по тем вопросам, которые законодательно не урегулированы. Такие указы содержат правовые нормы и не являются, строго говоря, подзаконными, т.к. они издаются не на основе и не во исполнение законов. Однако с принятием Федеральным Собранием соответствующего закона указ Президента теряет силу.
Нормативные акты Правительства носят подзаконный характер. Они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, нормативных указов Президента российской Федерации (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ). Акты главы государства, правительства, министерств и ведомств являются источником конституционного права лишь тогда, когда они содержат его нормы.
7.К числу источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они носят нормативно-правовой характер и содержат конституционно-правовые нормы о конституционности законов, о толковании конституции и т.д. Постановления Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения. Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.
Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
8. Источниками конституционного права России являются некоторые правовые акты СССР и РСФСР ‑ в силу принципа преемственности и на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство.
Так, например, в постановлении Верховного Совета РФ о ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 12 декабря 1991 г. установлено, что на территории России до принятия соответствующих законодательных актов Российской федерации нормы бывшего СССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, её законодательству и настоящему Соглашению.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в разделе “заключительные и переходные положения” установила, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции российской Федерации.
9.Федеративный характер устройства России обуславливает существование таких видов источников конституционного права, как законы, принимаемые высшими представительными органами республик и иных субъектов федерации, указы, принимаемые главами республик, постановления глав администраций краев, областей, городов федерального значения, автономий, иные правовые акты законодательных и исполнительных органов субъектов федерации.
10. К числу источников конституционного права относятся договоры и соглашения, заключаемые российской федерацией с её субъектами, а также между самими субъектами. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, Договор между российской Федерацией и республикой Татарстан 1994 года и др. В названных договорах было проведено разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектами.
Ряд субъектов федерации заключили между собой соглашения по конкретным вопросам, в которых содержатся отдельные конституционно-правовые нормы. Возможность заключения таких договоров предусмотрена ч.4 ст. 66 конституции РФ.
11.После принятия Конституции российской Федерации 1993 г. к источникам конституционного права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Эти акты служат источником конституционного права в том случае, если регулируют конституционные проблемы и если предусмотрено их прямое применение в стране. Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью её правовой системы. Более того, Конституция закрепляет примат международного права к внутреннему (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
12.Источниками конституционного права могут быть также акты органов местного самоуправления, если они регулируют отношения в сфере конституционного права. Так, например, нормы конституционного права имеются в уставах муниципальных образований, поскольку они регулируют отношения, связанные с осуществлением публичной власти.
В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают обычаи и доктрины (взгляды крупных учёных-юристов) и судебные прецеденты. Это связано со структурой права, сложившейся исторически. В российской правовой практике эти институты не применяются.