Органы местного самоуправления
Ч.2 ст.130 Конституции предусматривает осуществление гражданами местного самоуправления также "через выборные и другие органы местного самоуправления". Это конкретизация ч.2 ст.3 Конституции, где органы местного самоуправления рассматриваются в качестве одной из форм осуществления власти народа.
Закон 1995 г. (ст.1) характеризует органы местного самоуправления двумя признаками: они наделены полномочиями по решению вопросов местного значения и не входят в систему органов государственной власти. Следует добавить, что они формируются населением или его представителями в лице депутатов (советников), обладают правом издания локальных нормативных актов, пользуются государственными гарантиями реализации своих полномочий, включая государственное гарантирование исполнения актов местного самоуправления.
Ч.1 ст.131 закрепляет право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления. Очевидно, речь идет не только о внутреннем устройстве соответствующих органов, но и об определении видов органов местного самоуправления, их наименования, взаимоотношений между ними, в особенности – между представительными и исполнительными органами, определении внутренней структуры этих органов, распределении компетенции между ними и т.п.[307]
Однако в соответствии с п.”н” ст.72 Конституции установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления относится к сфере полномочий государственной власти. В зависимости от толкования этой нормы, самостоятельность населения в смысле ч.1 ст.131 можно понимать либо как самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления (это будет один из общих принципов “организации местного самоуправления”), либо как самостоятельный выбор в рамках, установленных законом[308].
В пользу первого варианта толкования говорит следующее. Во-первых, если бы к названным “общим принципам” относилось государственное предопределение структуры органов местного самоуправления, то не было бы смысла специально подчеркивать в ч.1 ст.131 самостоятельность населения. Во-вторых, в п.”н” ст.72 не говорится ни о какой системе органов местного самоуправления, задаваемой государством хотя бы на уровне “общих принципов”. Это подтверждается и грамматическим толкованием п.”н” ст.72 (в противном случае говорилось бы о системах органов государственной власти и местного самоуправления), и логическим: ст.12 Конституции, в соответствии с которой следует толковать все положения Конституции о местном самоуправлении, вводит понятия “система органов государственной власти” и “органы местного самоуправления”, а в п.”н” ст.72 эти понятия воспроизводятся. Так что ошибочно усматривать в формулировке п.”н” ст.72 указание на некую систему, следовательно, и структуру органов местного самоуправления, предопределяемую законом[309].
Таким образом, по Конституции, общие принципы организации органов местного самоуправления (например, обязательность выборного представительного органа, ответственность перед ним других органов и т.п.) устанавливаются законом, а структура этих органов самостоятельно определяется населением. Конституция допускает, например, что в небольшом муниципальном образовании выборным органом местного самоуправления будет лишь один глава муниципального образования и не будет коллегиального представительного органа.
Однако федеральный законодатель придерживается второго варианта толкования п.”н” ст.72, что обусловлено российскими условиями формирования местного самоуправления “сверху”. Просто практика требует законодательного предопределения структуры органов местного самоуправления.
В Законе 1995 г. предусматривается, например, что выборные органы образуются в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (ч.1 ст.14.). Выделяются две разновидности выборных органов местного самоуправления: а) представительные органы, которые образуются посредством выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; б) органы, образуемые представительным органом местного самоуправления. Причем представительные органы понимаются как непременно коллегиальные органы, а не просто избранные населением; от них отличаются исполнительные органы. Глава муниципального образования рассматривается как выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления, но не являющееся представительным органном. Ст.16 Закона 1995 г. гласит: "Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления". А в законодательстве субъектов Федерации предусматривается, что выборные должностные лица могут наделяться полномочиями представительного органа местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных законодательством к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления. Закон 1995 г. определяет два варианта избрания главы муниципального образования: 1) на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; 2) представительным органом местного самоуправления из своего состава. Законодательством субъектов Федерации допускается возможность избрания главы муниципального образования на сходе граждан в местных сообществах с небольшим числом населения (например, в Ростовской области – не более 1000 человек).
Между тем, законодательное разделение представительных (читай – “законодательных”) и исполнительных органов на уровне местного самоуправления вряд ли уместно и противоречит смыслу ч.1 ст.131. При выборе оптимальной модели местного самоуправления главный вопрос состоит не в том, как распределены полномочия между коллегиальным представительным органом, главой муниципального образования или его администрацией, а в том, насколько непосредственные и представительные формы сочетаются с компетентностью и персональной ответственностью. Здесь, в частности, можно придерживаться ленинского принципа власти Советов: кто принимает решения, тот их и исполняет. Здесь нет государственной власти и разделения властей, но должны быть разграничение и персонификация полномочий, которые суть конституционные полномочия местного сообщества на самоуправление, а не полномочия, предусмотренные законодателем.