Непосредственные и представительные формы в местном самоуправлении
Непосредственные формы
Конституция признает референдум одним из ведущих институтов местного самоуправления. Местный референдум – это высшее непосредственное выражение власти местного сообщества, состоящее в принятии решения, которое обладает достаточной легитимностью и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти или местного самоуправления.
Правовая регламентация института местного референдума (и других форм прямого волеизъявления) относится, к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п."н" ст.72 Конституции). На федеральном уровне оправданным является закрепление лишь общих принципов организации и функционирования институтов местного самоуправления, в частности, референдума, а более детальная их регламентация должна входить в компетенцию субъектов Федерации. В уставах же муниципальных образований в обязательном порядке должны решаться такие вопросы, как "формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения" (ст.8 Закона 1995 г.). Если муниципальные законы субъектов Федерации еще не приняты, соответствующие вопросы в полном объеме могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией РФ и Законом 1995 г. (ч.1 ст.57 Закона).
Применительно к местному референдуму распределение правотворческих полномочий "по вертикали" (Федерация – субъект Федерации – муниципальное образование) выглядит следующим образом. Федеральный Закон 1995 г. содержит наиболее важные положения о местном референдуме, закрепляет общие правила назначения и проведения референдума.
На уровне законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований должны определяться условия и порядок проведения отдельных видов местных референдумов: а) обязательных (с вынесением на них тех вопросов местного значения, которые не могут быть решены иным способом); б) факультативных (по вопросам, которые могут решаться и представительным органом самоуправления). Из Конституции вытекает, что по крайней мере два вопроса требуют обязательного волеизъявления населения. Это, во-первых, определение структуры органов местного самоуправления, что, как указывается в ч.1 ст.131, решается населением самостоятельно, и, во-вторых, изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ч.2 ст.131). Правда, форма и порядок осуществления волеизъявления соответствующей статьей Конституции не устанавливаются.
Второй формой прямого волеизъявления граждан, которая прямо указывается в ч.2 ст.130 Конституции, являются муниципальные выборы. К ним относятся: а) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления; б) выборы должностных лиц местного самоуправления; в) выборы членов иных органов местного самоуправления, которые могут быть предусмотрены уставом местного самоуправления. В частности, институт муниципальных выборов предназначен для формирования мировых судов, создание которых предусмотрено Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
Ст.32 Конституции закрепляет право граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (см. 2.3.6.). С учетом ч.2 ст.130 Конституции, Постановления Конституционного Суда РФ от 30 мая 1996 г. по делу о конституционности п.1 ст.58 и п.2 ст.59 Закона 1995 г. и с учетом ст.23 Закона 1995 г. следует различать три аспекта правового регулирования муниципальных выборов, и соответственно разграничивать полномочия Федерации и ее субъектами в данной сфере. Во-первых, это определение порядка проведения муниципальных выборов (компетенция субъектов Федерации). Во-вторых, гарантии проведения муниципальных выборов, защита конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (совместное ведение Федерации и ее субъектов – п."б" ст.72 Конституции). В-третьих, регулирование и защита (избирательных) конституционных прав граждан (компетенция Федерации – п."в" ст.71). Второй и третий аспекты нужно толковать следующим образом: по вопросам защиты (гарантий) избирательных прав граждан в сфере местного самоуправления, принимаются федеральные законы и законы субъектов Федерации (ч.2 ст.76 Конституции); ограничение же этих прав (“регулирование и защита” в смысле п.”в” ст.71 устанавливающие пределы конституционных прав и свобод) допускается только федеральным законом (ч.3 ст.55).
Поэтому определение, например, сроков проведения муниципальных выборов в принципе относится к ведению субъектов Федерации и местного самоуправления. Однако положения ч.1 ст.58 Закона 1995 г., обязывающие муниципальные образования провести такие выборы в определенный срок (в данном случае – не позднее чем через 16 месяцев со дня вступления в силу Закона), не нарушают указанный принцип разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Они были признаны Конституционным Судом РФ соответствующими Конституции именно по той причине, что имеют не процедурное, а гарантирующее значение с точки зрения создания реальных возможностей для самого существования местного самоуправления и своевременного формирования в переходный период его органов. Как отметил Конституционный Суд, "определение в федеральном законе предельных сроков проведения выборов не нарушает права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления назначать конкретную дату выборов, а лишь ставит реализацию этого права в определенные рамки по времени". Соответствующие положения Закона 1995 г., получившие оценку Конституционного Суда, не регламентируют порядок проведения выборов в органы местного самоуправления и не устанавливают саму систему местного самоуправления, что входит в компетенцию субъектов РФ и местного самоуправления.
Этого нельзя сказать о Федеральном конституционном законе "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. В нем содержатся многие процедурные положения о порядке проведения муниципальных выборов и составляющие, таким образом, предмет полномочий субъектов Федерации и муниципальных образований. Вообще российская муниципальная система выборов – это один из весьма унифицированных институтов демократии, который развивается в режиме достаточно строгой централизации, во многих случаях не имеющей ничего общего ни с принципами федерализма, ни с требованиями местного самоуправления.
Конституционная формула "другие формы прямого волеизъявления" (ч.2 ст.130) раскрывается в Законе 1995 г., который относит к ним собрания (сходы) граждан (ст.24), народную правотворческую инициативу (ст.25), обращения граждан в органы местного самоуправления (ст.26).