Независимость и статус судей Конституционного Суда РФ
Закон о Конституционном Суде предусматривает гарантии независимости Конституционного Суда и его судей, которые носят взаимообусловленный характер. Судьи Конституционного Суда, как и Суд в целом, не являются представителями каких бы то ни было государственных и общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, кооперативных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп.
Из этого вытекает следующее положение: судьи Конституционного Суда разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не должны запрашивать или получать указания от каких-либо государственных или общественных органов, должностных лиц. Что же касается решений Суда, то они, в соответствии с точным смыслом Конституции, выражают правовую позицию судей, свободную от соображений практической целесообразности и политических склонностей.
Закон особо оговаривает запрет какого бы то ни было вмешательства в деятельность Конституционного Суда. Такое вмешательство, если оно имеет место, влечет ответственность в соответствии с законом.
Гарантией независимости является несменяемость судьи Конституционного Суда в течение установленного срока полномочий, невозможность его перевода на другую должность без его согласия. Ст.15 Закона устанавливает иммунитет судей Конституционного Суда от уголовной и административной юрисдикции. Особо оговаривается в Законе, что судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по окончании его полномочий, за мнение, выраженное им в судебном заседании, а также за принятое Судом решение.
Председатель Конституционного Суда, как и никто другой в Конституционном Суде или вне его, не располагает в отношении судьи Конституционного Суда дисциплинарной властью. Судья Конституционного Суда не может быть привлечен к административной ответственности.
Полномочия Конституционного Суда РФ. Общие положения
Полномочия Конституционного Суда РФ в общем и целом описана в статье 125 и других статьях Конституции. Закон о Конституционном Суде лишь конкретизирует эти полномочия. Согласно ч.3 ст.128 Конституции полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом (прежде всего – Законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” 1994 г.). Дальнейшая конкретизация конституционных полномочий Конституционного Суда РФ может осуществляться только федеральными конституционными законами (ст.2 и п.7 ч.1 ст.3 Закона о Конституционном Суде). Сам Конституционный Суд путем толкования своей конституционной компетенции будет придавать более широкий или узкий смысл текстам ст.125 Конституции, Закона о Конституционном Суде и других федеральных конституционных законов, описывающим его компетенцию.
Конституционный Суд РФ:
1) осуществляет полномочия конституционного контроля по вопросам, предусмотренным в ч.2 и ч.4 ст.125 Конституции;
2) разрешает споры о конституционной компетенции между федеральными органами государственной власти и споры о конституционной компетенции, вытекающие из федеративного устройства России (ч.3 ст.125);
3) дает официальное нормативное толкование Конституции РФ (ч.5 ст.125);
4) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч.7 ст.125)[295];
5) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ч.1 ст.104 Конституции);
6) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами (п.7 ч.1 ст.3 Закона о Конституционном Суде).
Кроме того, Конституционный Суд дает казуальное толкование Конституции и актов, конституционность которых проверяется при разрешении конкретных дел (см. 4.5.7.9.).
Согласно авторитетному суждению первого (после принятия Конституции 1993 г.) Председателя Конституционного Суда РФ В.А.Туманова “Конституционному Суду не предоставлено... право проверки правоприменительной (в значительной мере совпадающей с судебной) практики”[296]. Таким правом обладал Конституционный Суд, действовавший в соответствии с Законом “О Конституционном Суде РСФСР” 1991 г. Между тем в ч.2 ст.74 Закона о Конституционном Суде говорится, что Конституционный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой.
Следовательно, Конституционный Суд вправе признавать противоречащим Конституции смысл, придаваемый судебной практикой рассматриваемому акту, не признавая сам акт неконституционным, и, таким образом, прямо или косвенно давать толкование рассматриваемого акта, соответствующее Конституции. Например, в Постановлении от 27 марта 1996 г. (см. 2.5.3.1.) Конституционный Суд признал ст.21 Закона РФ “О государственной тайне”, устанавливающую порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, по ее буквальному смыслу соответствующей Конституции. Но в отношении практики применения судом ст.21 Закона о государственной тайне Суд постановил следующее: “Распространение положений данной статьи на адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 48 и 123 (часть 3)” (п.2 Постановления Конституционного Суда от 27 марта 1996 г.).
Таким образом, осуществляемый Конституционным Судом конституционный контроль распространяется и на судебную (правоприменительную) практику – в связи с проверкой конституционности законов, применяемых судами.
Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд обладает полномочиями конституционного контроля и не вправе заниматься конституционным надзором, т.е. возбуждать проверку конституционности соответствующих официальных актов по собственной инициативе. Суд конституционной юрисдикции, именно как суд, должен начинать производство только по обращениям уполномоченных на то субъектов и должен быть связан при рассмотрении дела предметом обращения; “суд” полномочный начинать производство по собственной инициативе, является “судьей в своем деле”, что противоречит природе правосудия. По Закону РСФСР 1991 г. прежний Конституционный Суд обладал полномочиями конституционного надзора и использовал их в откровенно политических целях, что закончилось для него весьма плачевно: тот Конституционный Суд “начал как сомнительно активный политический суд, а закончил, без всякого сомнения, как политическое ничто в полной неопределенности”[297].
Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон (иной акт, конституционность которого может быть проверена Конституционным Судом), или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции, или выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ст.36 Закона о Конституционном Суде). Конституционный Суд принимает решения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Однако при принятии решения Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении (ч.3 ст.74 Закона о Конституционном Суде).