Формирование и организация деятельности Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (ч.1 ст.125 Конституции). Кандидатуры на должности судей Конституционного Суда могут предлагаться Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, юридическими научными и учебными заведениями. Вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда рассматривается Советом Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Назначенным на должность судьи считается тот, кто получил большинство голосов общего числа членов Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Конституционный Суд вправе начать работу при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Срок полномочий Конституционного Суда не ограничен. Судья Конституционного Суда несменяем. Его полномочия могут прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Законом о Конституционном Суде.
Закон устанавливает высокие требования к кандидатам на должности судей: гражданство РФ, безупречная репутация, достижение ко дню назначения возраста не менее 40 лет, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, признанная высокая квалификация в области права. Срок полномочий судьи равен двенадцати годам. Повторное назначение не допускается. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда составляет 70 лет.
Названный Закон устанавливает общепринятые запреты на занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Конституционного Суда. В частности, судья не может заниматься никакой оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Но и в таких случаях это не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на судебном заседании, если на то не дано согласия Суда.
Особо Закон запрещает совмещение с должностью судьи занятий, связанных с профессиональной юридической деятельностью, если она выходит за рамки должностных обязанностей судьи. Судья не имеет права осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать покровительство каким бы то ни было лицам в получении прав и освобождении от обязанностей.
В Законе также предусмотрены существенные ограничения для участия судьи Конституционного Суда в политической и иной общественной деятельности. Судья не может принадлежать к политическим партиям или движениям и материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо организаций и движений, хотя бы они и не преследовали политических целей. Закон о Конституционному Суде особо оговаривает, что судья не вправе участвовать в кампании по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.
Указанные ограничения направлены на обеспечение “чистоты” правовой позиции судьи. Это по существу гарантии от возобладания корпоративных или личных интересов при разрешении дел и даче заключений или от соображений практической целесообразности, которыми могут руководствоваться члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, полити[O2] ческие лидеры и другие лица, но не судьи. Именно этим обусловлен еще один запрет, налагаемый законом на судей Конституционного Суда: судья не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и в любой аудитории, публично высказывать свое мнение о вопросах, которые могут стать предметом рассмотрения в Суде, или изучаемых и принятых к рассмотрению Судом, до вынесения решения по делу[294].
Конституционный Суд рассматривает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Он состоит из двух палат, персональный состав которых определяется путем жеребьевки и не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В пленарном заседании Суд вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию. В заседаниях палат Суд разрешает дела, не подлежащие рассмотрению согласно Закону о Конституционном Суде исключительно в пленарных заседаниях.