Создание суда в рамках закона
Третьим требованием статьи 6 Европейской Конвенции по правам человека, предъявляемым к трибуналу (суду), является его создание в рамках закона. Органы, применяющие Конвенцию, истолковали эти слова как “в соответствии с национальным законом”.
Согласно ч.3 ст.118 Конституции суды в Российской Федерации учреждаются Конституцией и федеральным конституционным законом. В Конституции Российской Федерации не содержится полный перечень судов, входящих в судебную систему. Законодатель ограничился формулированием в Конституции лишь следующих положений, относящихся к структуре судебной власти. В соответствии со статьями 125, 126 и 127 действуют Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В Конституции упоминаются и другие федеральные суды (п.“е” ст.83, ч.2 ст.128).
Пункт ”о” ст.71 Конституции относит судоустройство к исключительной компетенции Федерации. Но в п.”г” ст.71 говорится об установлении системы федеральных органов судебной власти, а в главе 7 Конституции – о федеральных судах. Поскольку в Российском федеративном государстве есть федеральные суды, можно предположить, что имеют право на существование и суды субъектов Федерации. Правда, согласно п.”о” ст.71, все суды в России, включая суды субъектов РФ, могут “устраиваться” исключительно федеральным законодательством. Устранить это противоречие толкованием Конституции не представляется возможным.
В соответствии со ст.4 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”, в России действуют федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи, которые и составляют судебную систему страны. Единство судебной системы РФ обеспечивается путем соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единого статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
К федеральным судам законом отнесены Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. Эти суды составляют систему федеральных судов общей юрисдикции. К федеральным судам относятся также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Согласно проекту Закона “О мировых судьях” мировые судьи будут избираться населением того участка, района, города, где они будут осуществлять свои полномочия по рассмотрению уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, впервые сроком на пять лет, а в дальнейшем – на десять. Финансирование этих судов предполагается проводить из федерального бюджета.
При подготовке проекта Закона о судебной системе у этой позиции было много противников. Остались они и сейчас. Однако, при принятии Закона, видимо, возобладала позиция сторонников обеспечения максимальной независимости судей от региональной администрации и их защиты от местных влияний.
Таким образом, судебная власть в России состоит из трех ветвей: Конституционный Суд (конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не образуют систему), Верховный Суд и система общих судов, Высший Арбитражный Суд и система арбитражных судов. Ст.26 Закона о судебной системе предусматривает возможность создания также специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел, о чем упоминается и в Концепции судебной реформы.
Статья 4 Закона о судебной системе, вслед за Конституцией (ч.3 ст.118), запрещает создание чрезвычайных судов. Как отмечается в заключении Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам по проекту Федерального конституционного закона “О судебной системе РФ” “по толковому словарю “специализированный” означает имеющий специальное (исключительное, особое) назначение. А “чрезвычайный” – специально для чего-либо назначенный, вызванный особыми, исключительными обстоятельствами. Таким образом, разницы между судом с эпитетом “чрезвычайный”, создание которых не допускается, и судом с эпитетом “специализированный”, создание которых возможно, по буквальному толкованию нет никакой. Поэтому вопрос о специализированных судах требует или детальной расшифровки в законе, или должен быть снят...”. Однако это замечание не было принято во внимание, и закон утвержден в прежней редакции. По аналогии с понятием чрезвычайного положения (в условиях чрезвычайного положения ограничиваются отдельные права и свободы) чрезвычайные суды следует понимать как действующие по упрощенной процедуре, которая не гарантирует некоторые процессуальные права сторон, точнее – подсудимого, так как чрезвычайные суды подменяют нормальное уголовное судопроизводство.
Конституционный Суд РФ
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст.1 Закона о Конституционном суде). Он рассматривает дела о конституционности законов и других нормативных актов, принятых высшими федеральными органами государственной, органами субъектов Федерации, а также федеративных и международных договоров РФ, осуществляет иные полномочия, предусмотренные в ст.125 Конституции. Конституционный Суд РФ является специализированным органом правовой охраны Конституции и обладает прерогативой признавать законы (иные акты, указанные в ст.125) неконституционными, т.е. утрачивающими силу. Деятельность Конституционного Суда РФ регулируется Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21 июля 1994 г.
История конституционной юрисдикции в России началась в мае 1990 г., когда был создан Комитет конституционного надзора СССР. По существу это был контрольный орган, переходный к конституционному правосудию.
В 1991 г. в России был создан Конституционный Суд, действующий по европейской модели конституционной юрисдикции. Основные вопросы его организации и деятельности были урегулированы в Законе РСФСР от 6 мая 1991 г. “О Конституционном Суде РСФСР”[293]. Конституция 1993 г. внесла существенные изменения в статус Конституционного Суда, его компетенцию и т.д. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. о мерах по приведению законодательства в соответствие с Конституцией Закон о Конституционном суде РСФСР был признан недействующим (см. 7.4.1.). Летом 1994 г. принят Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”, подробно и всесторонне урегулировавший его организацию и деятельность; в частности, этот Закон признал утратившим силу (фактически подтвердил утрату силы) Закон о Конституционном Суде РСФСР.