Официальное опубликование федеральных законов
Конституция не содержит положений, непосредственно регулирующих завершающую законотворческий процесс процедуру официального опубликования и вступления в силу федеральных законов. Ч.2 ст.107 Конституции установила, что Президент подписывает и обнародует федеральный закон в течение четырнадцати дней. Но термин “обнародование” может очень широко толковаться, и включает в себя не только опубликование, но и, к примеру, доведение до общего сведения текста акта по радио. Вместе с тем многие вопросы рассматриваемой процедуры были во многом определены в ч.3 ст.15 Конституции, установившей, что законы подлежат официальному опубликованию, и что неопубликованные законы не применяются.
Процедура официального опубликования федеральных законов была установлена посредством принятия Федерального закона “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”. В соответствии с ч.1 ст.3 и ч.2 ст.4 этого акта федеральные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом и направляются для официального опубликования Президентом.
Порядок принятия постановлений палат Федерального Собрания
Ч.2 ст.102 Конституции устанавливает, что Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным Конституцией к его ведению.Ч.1 ст.102 содержит перечень таких вопросов.
По ряду других вопросов Совет Федерации в соответствии с Конституцией также принимает постановления. Посредством принятия таких актов Совет Федерации: принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ч.4 ст.101); избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей (ч.1 ст.101); образует комитеты и комиссии (ч.3 ст.101), проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания (ч.3 ст.101); вправе осуществлять законодательную инициативу (ч.1 ст.104); осуществляет полномочия по рассмотрению федеральных конституционных и федеральных законов (ч.4 ст.105, ч.3 ст.107 и ч.2 ст.108); вправе обращаться в Конституционный Суд (ч.ч.2, 3 и 5 ст.125); вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ч.1 ст.134); вправе поддержать предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ (ч.2 ст.135); участвует в конституционной процедуре принятия поправок к главам 3-8 Конституции РФ (ст.136).
Ч.3 ст.101 Конституции определяет, что постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений (квалифицированным большинством голосов) не предусмотрен Конституцией.
Таких случаев пять. Принятие решений квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации предусмотрено Конституцией для случаев принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности (ч.2 ст.93) и преодоления вето Президента РФ при повторном голосовании по федеральному закону (ч.3 ст.107). Для одобрения федерального конституционного закона или закона о поправке к Конституции Российской Федерации требуется большинство в количестве не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч.2 ст.108). Для поддержки предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ требуется три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч.2.ст.135).
Ч.2 ст.103 Конституции устанавливает, что Государственная Дума принимает постановления по вопросам ее ведения, определенным Конституцией. Ч.1 ст.103 содержит перечень таких вопросов.
По ряду других вопросов Государственная Дума в соответствии с Конституцией также принимает постановления. Посредством принятия таких актов Государственная Дума: принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ч.4 ст.101 Конституции), избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей (ч.1 ст.101), образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания (ч.3 ст.101), осуществляет полномочия по принятию федеральных законов и одобрению федеральных конституционных и федеральных законов (ч.ч. 1, 4 и 5 ст.105; ч.3 ст.107 и ч.2 ст.108), обращается в Конституционный Суд Российской Федерации (ч.ч. 2, 3 и 5 ст.125), вносит предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ч.1 ст.134), поддерживает предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции (ч.2 ст.135), реализует полномочия по рассмотрению конституционных поправок (ст.136).
В соответствии с ч.3 ст.103 Конституции постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа ее депутатов, если иной порядок принятия решений (квалифицированным большинством голосов) не предусмотрен Конституцией. Существуют шесть случаев принятия решений Государственной Думой различными видами квалифицированного большинства. Не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы требуется для: принятия решения о выдвижении против Президента Российской Федерации обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления в целях отрешения Президента РФ от должности (ч.2 ст.93), преодоления “вето” Совета Федерации по федеральному закону, принятому Государственной Думой (ч.5 ст.105); преодоления вето Президента РФ по отклоненному федеральному закону (ч.3 ст.107), одобрения федерального конституционного закона или закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (ч.2 ст.108). Не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы необходимо для поддержки предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции (ч.2 ст.135).